Эпилог. Я ДЕЛАЮ ПЕРЕДЫШКУ.
ПРЕДЕЛЫ РОСТА Человеческое существо является частью целого, которое мы называем Вселенной... Ложное представление (об обособленности) для нас как тюрьма... Наша задача – освободиться из этой тюрьмы путем расширения круга нашего сострадания, чтобы объять все живые существа и всю природу в ее красоте.
Альберт Эйнштейн Может быть, эта книга была для вас лишь путешествием по Стране чудес. Человек логики вряд ли захочет слишком углубляться в то, о чем он прочел. Например, если бы я сам был просто наблюдателем, а не оказался неразрывно связан с этим проектом, то, наверное, не рискнул бы отозваться о нем с одобрением. Несомненно, тысячи очевидцев могут подтвердить уникальные свойства Джона Чана. Возможно, еще сотня таких, как я, готовы публично поклясться в том, что Джон обладает знанием, с помощью которого большинство людей в силах, при определенном профессионализме, развить в себе так называемые паранормальные способности. Для скептика тем не менее это еще не означает, что все, во что верит Чан-шифу, научно доказуемо или является аксиомой. Как ученый я не стану спорить с подобным строем мышления. Я могу продолжить размышления такого рода. Позвольте предположить, что вы верите в мою искренность и искренность моего Учителя; вы согласны, что все, о чем я написал, правда. И все равно остается под вопросом смысл этих усилий. Я имею в виду вопрос, ради чего утруждать себя. Какой практический урок можно извлечь из опыта, описанного в этой книге? Даже если все, что здесь рассказано, чистая правда, как и почему это должно отразиться на вашей повседневной жизни? Ответ довольно прост. Если бы наше повседневное существование не находилось под угрозой, если бы нам не нужны были уроки, содержащиеся в этой книге, то никто не стал бы свидетелем того, как Джон демонстрирует свои способности, а эта книга никогда не была бы написана.
В основе китайской эзотерической традиции лежит попытка избежать вмешательства в дела мира. Как я показывал, тем не менее это правило периодически нарушалось, и многие Учителя (такие, как Пай Лок Нэн и Мо-цзы) переходили грань, соединяя собственную карму с мировой, когда видели в этом необходимость. Ни один даосский мастер даже на Семьдесят Втором Уровне не был Богом, все они оставались людьми. С человеческими желаниями и чувствами. Первое среди этих чувств – любовь и забота о ближнем и о развитии человеческой культуры. Им до всего есть дело, если можно так выразиться, и они не являются посторонними созерцателями. Иногда они вмешиваются, и наш случай как раз такой. Мне неизвестна причина, по которой Чан-шифу решил открыть свое учение миру, но я знаю, почему это сделал я сам. Поэтому буду говорить о себе. Все, о чем пойдет речь, основано на моих идеях и суждениях и совсем не обязательно отражает принципы Чан-шифу. Однако многие мои выводы основаны на опыте общения с ним. При этом мои ошибки остаются моими, тогда как все заслуги принадлежат моему Учителю. Мы живем в сложном мире. Совершенно ясно, что жадность – главный наш грех, самая тяжелая болезнь, присущая западному стилю жизни. Мы никогда не можем сказать «достаточно», и это нас губит. Многие из нас не знают или не придают значения тому, что день за днем мы разрушаем и нашу планету, и себя самих. Я еще поговорю об этом разрушении, но сначала хочу остановиться на проблеме жадности. Очень трудно иметь дело с неосязаемым. Как мы определяем жадность? Большинство словарей характеризуют ее как «сильное и эгоистичное желание». Это лучшее из определений. Я же предпочитаю термин «близорукость», который означает, что человек, страдающий от жадности, не понимает, что в конечном итоге причиняет вред себе самому. Он попросту не способен увидеть это.
Правильное восприятие – наиболее важная и наиболее сложная для понимания особенность человека. Нужно высвободиться из пут событий и посмотреть на них совершенно отстраненно, чтобы правильно расставить акценты. Есть популярный пример, позволяющий сравнить точку зрения антилопы и биолога. Для стада антилоп лев – воплощение зла, он хочет лишь охотиться и убивать. В глазах же биолога лев выполняет другую роль. Хищник по сути дела обеспечивает жизнестойкость и здоровье своей добычи. В природе, где действуют система ограничений и закон равновесия, один вид не может выжить без другого. Но антилопа неспособна понять свою зависимость от льва и потому не видит ничего лучшего, как отделаться от него. К сожалению, этот пример типичен. Желания и предрассудки заставляют нас видеть мир только с собственной точки зрения. Невежество и жадность, идущие рука об руку, также часто отдаляют нас от понимания реальности. Иногда масса людей может упорствовать в отстаивании неверной позиции, пока все они не исчезнут в результате вреда, который сами себе нанесли. Многие культуры таким образом уничтожили себя. Сегодня мы тоже движемся к краю, но, по счастью, нам были даны время и средства, чтобы прекратить саморазрушение. Большинство людей не осознают, что мы стали подобны мифологическим богам, ибо обладаем почти неограниченной силой и достатком, однако нам так не хватает здравого смысла, чтобы правильно использовать все данное [18]. Человек по своей природе и как продукт эволюции – стадное животное, он с большей радостью готов повторять, нежели изучать и принимать индивидуальное решение. Под руководством лидеров нашего общества мы обычно отдаемся во власть событий до тех пор, пока давление не станет слишком велико, чтобы не обращать на него внимания, вне зависимости от того, благоприятствует оно нашей жизни или нет. Ошибочно думать, что наука социодинамика в наше время меньше продвинулась, чем, предположим, химия или физика. Уровень власти лидеров над их народами, когда начинаешь его анализировать, ошеломляет. И мир может оказаться очень негостеприимным местом, если мы останемся столь узколобыми. Большинство природных явлений подчиняются закону экспоненциальной прогрессии, это основополагающее правило с самого начала вело к нашей гибели.
В 1972 году международная группа ученых, возглавляемая профессором Дэнисом Л. Медоузом из Массачусетсского технологического института, опубликовала результаты исследования, проведенного под эгидой Римского клуба с помощью компьютерного моделирования. Исследование выявило, что мировые ресурсы окажутся исчерпаны, если развитие будет идти неизменными темпами. К схожим выводам ученые приходили и в прошлом – наиболее известно заключение геолога М. Кинга Хуберта, сделанное в начале 50-х годов прошлого века. Однако исследование МТИ стало первым в мире, на которое обратили внимание политики. Работа доктора Медоуза была опубликована и стала мировым бестселлером. «Пределы роста» были проданы в 70-х годах миллионами экземпляров. Похоже, в 90-х о книге подзабыли. По сути дела автор предсказывал к 2100 году смерть трети человечества от голода. Он утверждал, что причиной его станут гибель экосистемы и разрушение финансовых структур. Первые признаки этого феномена уже заметны в Африке, Индии и Юго-Восточной Азии. Мало кого это волнует. В Греции, например, гораздо больше внимания уделяется прогнозам биржевых котировок на этот год или обсуждению в ток-шоу героини, которая сделала себе имплантант груди (в самом деле?), чем смерти от недоедания миллионов жителей Албании и Косова. Учитывая нашу жадность и равнодушие, насколько близки мы к тому, что предвещал профессор Медоуз? Ныне его схема, к сожалению, уже работает. Многое можно отрицать – например, глобальное потепление, вызванное безоглядной индустриализацией, или вырубку лесов. ООН и Международная метеорологическая организация создали межправительственную комиссию для наблюдения за изменениями климата, чтобы на основе мониторинга разработать план действий. На данный момент комиссия смоделировала ситуацию, к которой приведет глобальное потепление в будущем. Вот ее краткое описание.
К 2005 году средняя температура на планете поднимется на один градус, а к 2100 – еще на два. Кому-то покажется, что это немного, но не забудьте, что рост не будет распределен по планете равномерно. Температура на полюсах может вырасти значительно больше, чем на экваторе, а воздух над сушей будет значительно теплее морских воздушных масс. (Другой вариант предполагает, что таяние полярных льдов, наоборот, спровоцирует похолодание и наступление очередного ледникового периода в высоких широтах.) Обычные направления ветров изменятся – Эль-Ниньо один из таких примеров. Азиатские муссоны станут американскими муссонами. На Земле увеличится количество осадков, однако опять же неравномерно. На средних широтах мы будем наблюдать увеличение годового увлажнения на 5-10 %, тогда как сухие области Земли станут еще более засушливыми. Так, весь солнечный пояс США, возможно, в какой-то момент превратится в сплошную пустыню. Возрастет число природных катаклизмов, ураганов, гроз и наводнений. На протяжении последних трех лет ушедшего тысячелетия именно это и происходило. В последующие пятьдесят лет земли, которые сейчас используются в сельском хозяйстве, станут засушливыми и бесплодными, поля придется разбивать на больших высотах, чтобы обеспечить тот же урожай в условиях потеплевшего климата. Льды в районах полюсов действительно тают; ученые ожидают, что каждые десять лет уровень моря будет подниматься на шесть сантиметров. А озоновый слой! Семь лет назад для Средиземноморья прекрасно подходило средство от загара со второй степенью защиты. Сейчас нам приходится использовать двадцать четвертую степень защиты и прятаться от солнца, чтобы избежать рака кожи. В марте 1997 года Национальный научный фонд установил, что рыба в Антарктике страдает от мутаций и генетических аномалий из-за усилившейся солнечной радиации. Подтверждением служит то, что весной плотность озонового слоя над Антарктикой становится на 50 % меньше уровня, который обеспечивает защиту от ультрафиолетового излучения. И это только начало. В добавление к сказанному позвольте мне заметить, что искусственные материалы, безусловно, замечательны там, где они уместны. Чуть позже я покажу, что полимеры и синтетические ткани дали человечеству ключи к будущему, без них невозможны были бы успехи в новых технологиях и медицине. Но сейчас я обращаюсь к более тонким материям: зависть и невежество. Я жил в примитивных условиях, в этом не было ничего хорошего. И моя точка зрения заключается в том, что западная цивилизация должна прийти в сложное равновесие целей, действий и ответственности. Наши дети и дети наших детей должны будут заплатить за сегодняшние решения и бездействие, любовь к ним должна умерить наши желания.
Слово «карма» переводится как «последствия». Для того чтобы нести ответственность, не обязательно что-то делать – последствия сможет повлечь и бездействие. Мы на Западе позволили нашим избранным представителям вести себя, таким образом, и поэтому часть ответственности за их действия лежит на нас. Так и будет. Один ученик как-то спросил меня, что я думаю о жителях Ирака, которые вынуждены наблюдать за тем, как разрушают их дома, убивают их близких только потому, что жадный до власти диктатор управляет их страной. В ответ я сказал, что, к сожалению, они, прежде всего сами несут коллективную ответственность за то, что разрешили с собой делать их диктатору. Они позволили Саддаму Хусейну стать настолько сильным, что с ним уже было невозможно справиться. Природа не прощает ошибок. Какое все это имеет отношение к Чану-шифу? Никакого и в то же время самое прямое. Страшные истории, рассказанные выше, всего навсего жизненные факты, но они могут также служить примерами. Джон Чан согласился на эту книгу лишь по одной причине: чтобы расширить горизонты сознания людей всего мира и показать им, что их жизни не ограничены, как они привыкли думать. Иногда людям достаточно дать подобный намек. Могут происходить самые разные чудеса. Я помню одного из активистов Гринписа, который устроился коком на судно, промышляющее ловлей тунца, скрыв от всех свою принадлежность к организации защитников природы. Он поставил на колени целую отрасль, поскольку заснял на пленку массовое убийство дельфинов на рыболовецких судах. Этот человек высек искру, из которой разгорелось пламя. Надеюсь, моя книга тоже начнет работать подобным образом. Уроки Чан-шифу предназначены как для мировых политических лидеров, так и для обычных людей. Посмотрите, говорит он власть имущим, мир уже не так прост, каким вы привыкли его считать. Вы не можете действовать как прежде, не думая о будущем и об окончательной расплате. Вам придется заплатить за последствия своих действий. Есть формы человеческого состояния, которых вы еще не знаете. Возможно, мировым лидерам до этого не будет никакого дела, скажете вы. Не каждая ли религия говорила о том же самом? Многие сильные мира сего чувствуют свободу от ответственности только потому, что эти проблемы никак не связаны с их собственной религией и убеждениями. История не раз показывала нам, насколько ошибочным может быть подобное отношение. Гринписовец, о котором шла речь, поразительный образец того, как действия одного человека могут менять ход истории. Нынешняя западная цивилизация до сих пор базируется на подходах и принципах философов XVII века – Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта. Бэкон – основатель современного научного эмпирического метода. Философ и политик, он писал, что человек должен «завоевать природу и заставить ее служить себе». Бэкон провозглашал, что человек должен сделать природу своим рабом, что он должен «связать ей руки и ноги и мучить до тех пор, пока она не откроет ему свои секреты». Сегодня так говорить может лишь безумец. Историки понимают, что знаменитый философ просто отражал взгляды своей эпохи. Интересно, понравилась бы ему прогулка по кладбищу радиоактивных отходов? Что касается Декарта, нет сомнения в том, что он был гениальным ученым. Но несомненно и то, что именно по его вине мы сегодня страдаем от многих бед. Декарт был талантливейшим математиком, естествоиспытателем и философом, однако именно под его влиянием западный человек начал отрываться от природы, ее сил и от своей собственной сущности, последствия чего мы начинаем ощущать только сейчас. И действительно, знаменитое декартовское «Cogito ergo sum»* очень точно обозначает этот отрыв. Отделив сознание от тела, сделав все живое незначимым и подчиненным рассудку, Декарт провел черту между человеком и Вселенной, черту, которая не существует и физически не может существовать. Хорошо известно, например, что Декарт подвергал животных вивисекции с целью понять их строение, не обращая внимания на крики боли и ужаса. Его подход был механистическим, природа была для него машиной, которую необходимо исследовать, и ничего более. Функциональный анализ должен был совершаться со все возрастающей обстоятельностью, в результате каждому компоненту предстояло открыть свой последний секрет. Несомненно, картезианский подход позволил послать человека на Луну. В то же время очевидно, что, следуя методу Декарта, мы настолько сконцентрировались на приводных ремнях, что упустили из виду не только весь механизм, но и путь, по которому он движется. Я использую слово «разделение» снова и снова, к недовольству моего будущего редактора, потому что этим словом можно охарактеризовать суть картезианства (и, к сожалению, современное западное общество). Индустриализация, например, несомненно, разделяет мастера и его работу. На конвейере каждый рабочий создает лишь маленькую частицу всего продукта, он стоит не более этой частицы. А средневековый кузнец мог гордиться своей работой, потому что она была его от начала до конца. Сегодня конвейерный рабочий, который умеет, например, только сверлить отверстия в какой-либо детали (она будет установлена на нужное место кем-то другим), с пренебрежением относится к своему собственному труду и с нетерпением ждет выходных (или окончания рабочего дня). Несмотря на прогресс западного общества в укреплении прав человека, труд продолжает делать из него раба. Напротив, японские промышленные товары пользуются большим коммерческим успехом благодаря интеграционной политике фирм. Президент компании нередко сам приходит работать на конвейер или выступает помощником у своих подчиненных, все «белые воротнички» должны какое-то время проводить «на линии». Такой подход, который утверждает идеи единства и гордости за свой продукт, дал людям осознание важности собственной работы, свойственное ремесленникам в прошлые века. В результате их продукт и продается лучше. Другой пример процесса, который основан на разделении, мы найдем в пищевой промышленности. Производство мяса вещь неприятная: животных загоняют в стойла, где они не могут двигаться, пичкают гормонами и продуктами вторичной переработки и в конце концов забивают. Их существование – сущий ад и не имеет ничего общего с вольготной жизнью на ранчо, где скот содержался в прошлом. Мясо разделывается и упаковывается, а затем выкладывается на полки в супермаркете. Большинство современных детей, которые едят такое мясо, даже не представляют, что когда-то оно было плотью живого существа. С фруктами и овощами, к сожалению, не лучше. Если бы мы знали, какое количество химикатов и пестицидов сегодня используют для их выращивания, большинство из нас вообще перестали бы покупать фрукты. Постоянное надругательство над морями и морским биотопом еще хуже. В ближайшие десятилетия просто не останется съедобных рыб. Все между тем могло бы быть иначе, если бы общество выработало иное отношение к природе, если бы мы могли понять, что образ жизни, который ведем, несовместим с земным порядком. Я встречал на Западе многих ученых-медиков, которые вначале полностью отрицали китайскую медицину, но меняли свое мнение, когда кто-то заговаривал с ними о ней на их собственном языке. Вопреки ожиданиям Декарта, клеточная структура тела не является чем-то постоянным и механическим. На самом деле клеточная биология более объяснима с точки зрения квантовой теории. Например, ткань поджелудочной железы обновляется каждые сутки, а желудка – каждые трое суток. Клетки лимфы регенерируются каждые десять дней; 98 % белковых тканей в наиболее сложном и замечательном органе человека – мозге обновляются раз в месяц. Таким образом, мы можем подвести западных медиков к постулату китайской медицины, который основывается на непрерывном изменении, а не на исходной анатомии, что является фундаментом западной картезианской медицинской науки. Это отличие подойдет для того, чтобы растопить лед неприятия и достичь понимания аудитории. Чтобы закончить с этим и вернуться к Чан-шифу, скажу, что ваша точка зрения на мир может управлять вашими усилиями и убеждениями, так же как и ваше социальное положение. Эта холистическая точка зрения, присущая восточному мистицизму (и современной западной науке), означает, что мы должны измениться, чтобы выжить как вид. Для большинства из нас, обычных людей, уроки Востока просты. Мы не должны потакать потребительству или слепо следовать за манипуляторами общественного мнения. Каждый из нас способен мыслить и принимать решения самостоятельно. Дорога жизни предполагает равновесие, труд умозаключений и простоту. Даосская доктрина утверждает, что мир состоит из небес, Земли и человека и все это составляет часть Дао. Мы достигли той стадии развития, когда должны принять эту истину. Все и вся вокруг нас имеет право на жизнь, любая жизнь является бесценным даром, и с ней надо обращаться соответственно. При всей нашей силе понимаем ли мы на самом деле жизнь? Мудрость Древнего Китая гласит, что все происходит от Дао и возвращается к Дао. Подобным образом наши технологии могут рассказать нам о происхождении Солнечной системы и жизни на Земле, и наше знание дает нам повод удивляться. Теория, утверждающая, что мир представляет собой результат беспорядочного сочетания элементов, больше не действует. Земля насчитывает уже 4 млрд. лет. Даже принимая во внимание последние достижения теории систем, невозможно считать, что жизнь в форме бактерий и одноклеточных зародилась внезапно около 400 млн. лет назад. Одна бактерия содержит 2000 энзимов; по самым приблизительным оценкам, срок, который потребовался бы, чтобы в результате случайных комбинаций этих энзимов возникла бактерия, составил бы примерно 40 млрд. лет, то есть на два порядка больше. Кроме того, эволюция началась как процесс намного более упорядоченный и целенаправленный. Так что современная математика и теории происхождения видов просто не могут справиться с реальной сложностью и независимостью строения живых существ. Если все действительно является частью Дао, то мы, кажется, еще довольно далеки от понимания одного из его компонентов – жизни на Земле. А человек сам по себе? Наша собственная эволюция остается загадкой. Современные люди живут на этой планете уже около 40 000 лет. Как и почему мы пришли к тому, что имеем? Наш мозг развивается по законам эволюции, удваиваясь в объеме каждые 2 млн. лет. Увеличение размера мозга происходит так быстро, что остальные части тела просто не успевают за ним. Из-за изменения размера головы, которая уже не могла при рождении ребенка пройти через влагалище матери, дети стали появляться на свет на очень ранней стадии утробного развития. Головной мозг ребенка вырастает вдвое за первый год жизни. Детеныши большинства млекопитающих могут ходить уже через несколько дней (а то и часов) после рождения. А человеческие дети начинают ходить с года и до трех лет остаются практически беспомощными. Эти полностью зависимые от взрослых дети перевернули всю структуру общества – их надо было защищать и всему учить. Эволюция человеческого вида, похоже, бросает вызов общему процессу эволюции и принципам самоорганизации, описанным теорией систем. Еще более озадачивает изучение истории последних десяти тысячелетий. Пшеница, например, возникла внезапно как результат мутации 10 000 лет назад – как будто она сама желала стать хлебом в руках людей того времени. До сих пор нет какого-либо объяснения в рамках теории эволюции тому положительному воздействию, которое оказывает ферментация на молоко, виноград или зерно. Таким образом, говоря о Земле и о человеке, не стоит ли обратиться за разъяснением к небесам? Направлялась ли кем-то эволюция? Существует ли на самом деле Бог? Как мы уже знаем, Учитель Джон Чан искренне и глубоко верит в Бога и сам, несомненно, является творцом. Я, как продукт своей эпохи, все подвергаю сомнению. О да, я твердо верю в безусловные мировые принципы: любовь, справедливость, ответственность. Верю в то, что существует жизнь после смерти, и в то, что собственными глазами видел духов. Однако, как ученому, мне ближе восточное понимание неба как неопределяемого и непознаваемого абсолюта, устроенного по законам квантовой физики и охватывающего целую Вселенную. Возможно, здесь присутствует сам Бог, который управляет нашей планетой и наблюдает, как мы развиваемся. Возможно, он есть явление Всеобщего Духа, который распространяется и на далекие галактики, что соответствует христианскому представлению о Боге Отце, Боге Сыне и Святом Духе. Не знаю, я слишком мал, чтобы судить об этом, так что мне остается лишь надеяться. «Нам как виду были даны и даются величайшие возможности. Но мы находимся также в большой опасности. С этого самого момента мы должны вести себя особенно осмотрительно и разумно, как ответственные взрослые люди, чтобы использовать наш природный потенциал. Мир больше не потерпит ошибок, глупости и ребячества. Человеческое существо, как сказал когда-то один мудрец, находится в конце детства». (Артур Кларк. «Для молодых читателей».) Надежда на будущее существует. Мы пришли в этот мир в родовых муках; мы не пройдем через взросление, не испытав сомнений и душевных страданий. Человечество в целом совсем недавно вышло из подросткового возраста и стоит на пороге настоящей зрелости. Как подростки, мы страдали какое-то время и были жертвами собственной слабости и импульсов, но теперь нам суждено вырасти. Вступая в третье тысячелетие нашей эры (то есть в четвертое с лишним тысячелетие достоверной истории), человечество должно стать действительно ответственным и зрелым организмом. Посмотрите, как далеко вперед мы ушли менее чем за сто лет и как быстро развиваемся ныне! Давайте ненадолго сосредоточимся на наших достижениях, а не поражениях. Перед лицом ядерной войны, например, разум все-таки восторжествовал, сверхдержавы мира отступили от эпохи холодной войны, которая в конечном итоге была состязанием экономических систем, не более. Экологические организации сейчас сильнее, чем когда-либо. Распространение информации приобрело мировой масштаб, в странах Третьего мира растет грамотность. Знания в области медицины набирают высоту, мы практически можем творить чудеса. Представьте себе, что врач XIX столетия узнал бы, что можно без труда вынуть из груди больное сердце и заменить его на другое, специально хранящееся для этих целей или взятое у подходящего донора (и с его собственного согласия, что немаловажно). Или представьте, что вы расскажете тому же врачу, что при помощи силы света можно производить тончайшие хирургические операции на человеческом глазе, что мы можем оперировать человеческий мозг. Жители всего мира отлично осведомлены о своих правах и готовы бороться за них, но не только. Мы готовы бороться и за права других людей. Еще более поразительно, что эта система работает, и политики не собираются отказываться от нее. У Ганди не было бы никаких шансов в средневековой Европе. Несмотря на многие неудачи, мы действительно ступили на Луну и делаем большие успехи в покорении Солнечной системы. Возможно, мы приближаемся к открытию новой формы чистой энергии. Законодательство на Западе сделало корпорации ответственными за нанесение экологического ущерба. Технологии развиваются настолько быстро, что многие образцы электроники устаревают за нескольких лет. Удивительные по качествам новые материалы, созданные в результате исследований на молекулярном уровне, позволяют нам достичь еще большего. Очень скоро, если компьютеры станут более мощными, мы сможем создавать искусственный интеллект. Мы клонировали млекопитающих и близки к постижению сущности жизни. Мы можем копировать цепочку ДНК – основу органической материи. Возможно, однажды мы сумеем научно определить местонахождение собственной души. 5000 ветряков в горах Техачипи к северу от Лос-Анджелеса в Калифорнии производят 1,6 млрд. киловатт электроэнергии – это больше, чем ежегодно потребляют все семьи Сан-Франциско. Исследования показали, что 1,5 % территории США с наиболее сильными ветрами способны производить 25 % электроэнергии, используемой страной. Еще более поражает то, что власти США прислушиваются к этому. Исследования показали, что, если 4 % территории пустынь занять солнечными батареями, они обеспечат энергией весь мир. (Речь идет о пространстве площадью в 500 x 500 миль2, и инвестиции капитала в такой проект на данный момент составили бы меньше, чем требуется для дальнейшего использования нефти и расщепления урана в качестве топлива.) Политики опять же серьезно рассматривают эту идею; основные препятствия к ее реализации – ведомственные интересы и необходимость межгосударственного сотрудничества. Мы на пороге новой эпохи. С 1995 года для производства электроэнергии уже приспособлены фермы биологической ферментации. В США одна из таких ферм, работающая на основе сжигания проса, обеспечивает электроэнергией тысячи домашних хозяйств, используя лишь 250 акров посевов. Налицо стремление обращаться к альтернативным источникам энергии за счет развития современных технологий. Например, российское конструкторское бюро А. Туполева в партнерстве с немецкой фирмой «Даймлер-Бенц Аэроспэйс» готовится к производству в 2010 году самолетов на водородном топливе. Сгорание водорода экологически безопасно – при этом образуется водяной пар. Если бы мы не прошли стадию стремительной индустриализации и технологического рывка, то не приобрели бы знания, которыми обладаем сейчас и благодаря которым подобные мечты воплощаются в жизнь. Этот успех принесли нам наш опыт и достижения физики. Мир будущего действительно будет «чистым» с экологической точки зрения, потому что таково желание большей части населения Земли. Эта книга – хорошее подтверждение того, как далеко мы ушли. В начале 60-х годов XX века мне не пришло бы в голову написать ее и изложить те идеи, которые я вынес на ваш суд. Я на самом деле во многом являюсь продуктом рабства, порожденного предыдущими поколениями, не принадлежа ни Востоку, ни Западу, но и тому и другому сразу. (Помимо моего личного опыта, в этой книге нет ничего нового. Еще в 1934 году профессор Эванс-Венц* в книге «Тибетская йога и тайные доктрины» писал о зарождении новой науки – ни восточной и ни западной.) Более того, я уверен, что Учитель Чан не явился бы миру раньше, так как не нашел бы соответствующей аудитории. Но в наше время многие из нас, молодежь и люди среднего возраста, те, кто смотрел «Звездные войны»* в кино и сериал «Кунфу» по телевидению, воспринимают подобные вещи как совершенно естественное явление. Если кому-то из нас нужны еще доказательства нашего роста как вида, мы должны проанализировать наши мечты. Кем мы хотим стать? Куда стремимся? Загляните внутрь себя. Не стремимся ли мы к звездам? Есть ли в этом какие-либо сомнения? Правда, тут существует ловушка, о которой я пытался предупредить в этой главе. Для того чтобы достичь вожделенных звезд, мы, прежде всего, должны сохранить лоно, которое породило нас, – нашу планету. Другого пути нет. И как же встраивается в эту картину нэйгун? Что, если все, что я написал, правда? Можно ли развить и усовершенствовать эту систему? И если да, куда это нас приведет? Я верю в то, что такое исследование подведет нас к вратам звезд, к которым мы стремимся. Нэйгун – учение об энергиях жизни и, более того, о бытии в целом. Многие ответы, которые мы так ищем, скрыты во взаимодействии инь и ян. Только когда мы готовы к раскрытию секретов мироздания, мы можем вступить в будущее, о котором мечтаем. Я верю в то, что в предстоящую эпоху граница между физикой и метафизикой исчезнет, и это к лучшему (если это действительно было когда-либо главным), и даже смерть потеряет свой ужас. Есть много оснований полагать, что мы как вид получим ответы на вопросы, которые мучили нас с древних времен: «Почему мы здесь? И куда мы идем?». И этот мир – подарок Джона Чана человечеству. Приложение 1. КОММЕНТАРИИ 1. Александр Македонский, «царь греков», как назвал его Киплинг в своей книге «Человек, который будет царем», в 334 – 326 гг. до н. э. прошел через Азию с сорокатысячной армией и достиг северных границ Индии. Его остановило только нежелание войск идти дальше: воины подняли мятеж, отказавшись продвигаться на восток за реку Гифасис. Наследники Александра и их потомки проникали еще дальше вглубь Индии, основывая царства и становясь героями легенд. Некоторые историки утверждают, что перечень греческих правителей в Индии не менее длинен, чем череда королей Англии с норманнских завоеваний по сегодняшний день. Главное, что две культуры пересекались и взаимодействовали на основе обоюдного восхищения и уважения. Возникший обмен идеями и знаниями оказал глубокое влияние на историю и развитие, как Востока, так и Запада. От греков индийцы переняли скульптуру, архитектуру, астрономию и математику. Греки почерпнули от индийцев знания о внутренней работе человеческого ума и тела. Многие греки стали буддистами; так, один эллинский правитель, Менандрос, был провозглашен Тераведанской конфессией буддийским святым. Несомненно, что индийская философия оказала большое влияние на греческих мыслителей той эпохи и как следствие на дальнейшее развитие западной цивилизации. Принимая во внимание, что эллинистическая наука и философия повлияли на культуру Рима и через нее на культуру ранних европейских государств, можно утверждать, что философия Востока оказала значительное влияние на историю Запада. Две цивилизации входили в соприкосновение еще до похода Александра Македонского. Брахманы Индии в классическом своде Законов Ману относили яванов (так на санскрите называли греков, это слово происходит от слова «ионы», как именовали греков Малой Азии) к касте воинов (кшатрии). Упоминание о греках также встречается в индийском эпосе «Махабхарата». В V веке до н. э. греческий историк Геродот и географ Гекат утверждали, что «из всех варваров индийцы наименее варварские» (для этноцентричных древних греков это было сильное заявление). Во времена эллинизма греки говорили об индийской мудрости с откровенным восхищением. Известные философы Аполлоний и Плотин предприняли путешествие в Индию в поисках эзотерического знания. Многие греческие посланники при дворах индийских правителей по возвращении на родину описывали Индию в своих сочинениях. Ряд исследователей сходятся во мнении, что именно греки стояли у истоков течения Махаяны в буддизме. Если это так и принимая во внимание, что именно буддизм Махаяны распространился в Китай, Тибет, Корею и Японию, можно утверждать, что Запад оказал значительное влияние на историю Востока. И в то же время неоспоримо глубокое влияние, которое индийская мудрость оказала на греческих философов того времени и, следовательно, на дальнейшее развитие Запада. Например, философ Пиррон, последовавший за Александром и вернувшийся в Грецию, чтобы учить своих приверженцев (среди которых были Зенон и Эпикур), в Индии был сторонником дигамбарского (аскетического) направления джайнизма. С открытием Великого шелкового пути эллинистическое влияние распространилось в I веке н. э. в Китай; обмен знаниями и навыками вследствие торговых отношений Востока и Запада повлиял на жизнь людей от Испании до Северного Китая. 2. Меня всегда занимало, что заставило Мао Цзэдуна столь непримиримо выступать против китайской культуры и науки, подавляя практически все их проявления первый раз в 1949 году, а затем столь кровавым образом – в 1966 году во время «культурной революции». Я пришел к выводу, что этот человек не терпел элитарность и изоляцию культуры и науки, их постоянный конфликт с властью. Тем не менее, нет сомнения, что Мао перегнул палку и уничтожил многое из того, что при других обстоятельствах могло бы обогатить человечество. 3. Многие китаисты и филологи не без оснований отказались от попыток адекватно передать смысл понятия «кунфу», довольствуясь переводом этой китайской идеограммы как «энергия – время». Я хотел бы предложить несколько иной подход к объяснению значения идеограммы. Конечно, как люди Запада, мы не можем в точности воспроизвести смысл, который вкладывают в эти слова китайцы. Однако мы можем применить еще одну западную методику, а именно математику, чтобы объяснить смысл понятия. Итак: Другими словами, кунфу есть интеграл энергии, которая ежедневно тратится на тренировки, умноженный на время, затраченное на эти тренировки. Площадь фигуры, образованной кривой и осями координат, – интеграл – означает общую силу, которую вы приобрели в результате своих усилий. Позднее вы увидите, насколько точно это определение. (Вы также сможете увидеть, как усилия тренирующегося меняются день ото дня; «кунфу» означает общую силу, аккумулирующуюся в процессе тренировок.) Такое впечатление, что точно передают значение понятия «кунфу» два слова, и эти слова – «тяжелая работа»! 4. Наиболее известное положение даосизма – присутствие во Вселенной двух противоположных сил. Речь идет, разумеется, о понятиях «инь» и «ян». Трудно представить себе уголок земного шара, где не были бы известны эти понятия (там, где они неизвестны как «инь» и «ян», они носят другие названия). Когда я набирал этот
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|