Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Параметры обучающей системы




Формы взаимо­действий

отно-

Формы шений


Продолжение табл. 1

Инновационное обучение

собах достижения результа­тов. Синтез предшествует анализу, облегчая осмыслен­ность системы осваиваемых действий. Задания следуют в логике возрастающих креа-тивностей, социальной зна­чимости, культурной полно­ценности получаемого ре­зультата, побуждая к самоор­ганизации системы познава­тельной деятельности, к вы­движению новых целей, к смене смысловых установок. Задания расширяют зону пер­спективного развития для всех обучаемых

Цели и задачи разрабаты­ваются и принимаются со­вместно педагогом и обучае­мыми. Процесс их достиже­ния организуется как совме­стная деятельность. Много­образие взаимодействий, по­могающих актуализировать личностный опыт каждого участника. На каждом этапе освоения нового опыта веду­щей становится форма взаи­модействия, которая сохраня­ет высокий уровень активно­сти каждого обучаемого. Ос­воение различных позиций и ролей личности в системе учебных и межличностных взаимодействий (соучастника, партнера, руководителя, по­мощника)

Многообразие, динамика становления и развития внут­ри- и межгрупповых деловых и межличностных отноше­ний, снижение конфликтно­сти по мере роста уровня


Параметры обучающей системы

Контроль и оценка

Мотивационно-смысловые пози­ции обучаемых


Традиционное обучение

Преобладает внешний по­операционный контроль в рамках жестко заданных пра­вил. Самоконтроль отличает­ся ригидностью и ситуатив-ностью. Поощряется сопер­ничество в борьбе за лучшую оценку. Мотивация осущест­вляется за счет "ожидания приговора" - оценки учителя. Учебная работа выполняется, чтобы избежать наказания, потери престижа, а не в инте­ресах познания и личностно­го вклада в него. Преобладает оценка результата со стороны учителя, формы поощрения однообразны, страх перед на­казанием плохой оценкой -ведущая эмоциональная со­ставляющая учения

Отчуждение от учебных ценностей и задач, отвраще­ние к учению, сужение спек­тра познавательных мотивов, обособление жизненно зна­чимых ценностей и смыслов от собственно учебно-познавательных. Внутренний психологический отход от, ситуации учения


Продолжение табл. 1

Инновационное обучение

взаимодействий, усиление эмпатии в отношении друг к другу и к педагогу. Сотруд­ничество вытесняет соперни­чество, антагонизм изживает­ся солидарностью

Преобладает взаимо- и са­моконтроль в рамках общих, разделяемых группой ценно­стей и смыслов. Внутренний контроль быстро формирует­ся в отношении всего поведе­ния в широких границах при­нимаемых личностью ценно­стей. Преобладает взаимо- и самооценка в группах обу­чаемых, устремленных к со­циально и личностно значи­мым целям и заинтересован­ных достижением продук­тивного результата. Вводятся многообразные формы актуа­лизации для поощрения дос­тигнутого, усиления публич­ного признания достижений, создания позитивного эмо­ционального настроя в учеб­но-воспитательной ситуации и самочувствия победителя

Усиление, амплификация смыслов учения посредством сотворчества и сотрудничест­ва. Обогащение мотивов уче­ния, познания, расширение мотивационной сферы лично­сти, появление мотивов твор­ческой деятельности, интел­лектуального сотрудничества, продуктивных взаимодейст­вий, самоактуализации, утвер­ждение достоинства личности


помогают наметить более четкую перспективу системной реорганиза­ции образования педагогов, которая могла бы оказать влияние не толь­ко на их профессиональное совершенствование, но и на весь процесс личностного развития [2; 4].

Как показывают исследования [2; 15; 18; 21], психологически наибо­лее сложным в этом переходе от традиционного к инновационному „бучению оказывается процесс освоения преподавателями нового типа «поавления - системного управления целостной ситуацией, предпола­гающего прежде всего изменение собственной личностной позиции и поли в учебной ситуации, перестройки внутренней картины этой ситуа­ции Переход от директивного, административно-командного управле­ния'отдельными мероприятиями, отдельными аспектами учения сту­дентов к организации целостной ситуации во всей полноте ее парамет­ров в режиме совместной деятельности, а затем и партнерства с участ­никами не может происходить спонтанно, самопроизвольно. Здесь не­обходимы усилия, направленные на обучение, воспитание еще на сту­денческой скамье самих организаторов образования - преподавателей.


Приведенные в табл. 1 психологические различия в типах управле­ния "социальной ситуацией развития личности" в процессе обучения


Глава 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...