Проектирование учебного содержания: взгляд студентов
ОБУЧАЮЩАЯ СИТУАиИЯ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОЙ РЕЧИ МЕТОДОМ "НЕОКОНЧЕННОГО РАССКАЗА" Мотовилин О., студент II курса факультета психологии Традиционное обучение разговорному иностранному языку заключается либо в пересказе каких-либо заданных текстов, либо в довольно-таки стереотипных диалогах с преподавателем в форме вопросов-ответов по теме прочитанного или заученного отрывка. Обе эти методики, как я могу судить по себе, не являются достаточно продуктивны- ми для нормального овладения разговорной иностранной речью. Здесь, на факультете, в первый год обучения нас тренировали именно при помощи подобных методик. И, как и следовало ожидать, больших по сравнению со школой успехов в этой области мне не удалось достичь. Но на втором курсе пришла новая преподавательница и попыталась поставить обучение несколько по иному принципу. Одну из методик, которую она применила и о которой я и собираюсь рассказать, можно было бы назвать приемом "незаконченного рассказа". Заключается она в том, что преподаватель начинает читать какой-то текст на иностранном языке или просит читать кого-то из студентов, но затем чтение прерывается. И преподаватель предлагает студентам подумать и рассказать о том, что же может произойти дальше. После того, как все или только желающие высказались и произошла некая беседа на эту тему, чтение продолжается. Затем повторяется та же ситуация, но предположения студентов уже несколько скорректированы новым кусочком текста. И после прочтения всего отрывка целиком происходит уже более длительная беседа по прочитанному. Но самое замечательное заключается в том, что преподаватель тоже может принимать участие в построении предположений. Это, конечно же, может произойти в том случае, когда текст берется из незнакомого ему места, например из какой-либо книги для чтения, благо сейчас их продается достаточно. Часто именно так и происходило.
Чем же подобная методика показалась мне гораздо более привлекательной, чем те, которые я описывал вначале (назову их методиками первого типа). Во-первых, и я могу сказать это с достаточной уверенностью, мои познания в области разговорного иностранного языка значительно улучшились; кроме того, что я сам могу теперь гораздо лучше говорить на французском языке, улучшилось и мое понимание устной речи. Во-вторых, занятия подобного типа проходят гораздо более интересно, чем раньше. И, в-третьих, отношения с преподавателем стали гораздо менее официальными, теперь он не кажется олимпийским богом, находящимся на недосягаемой высоте, он здесь, рядом, он такой же человек, как и ты, и поэтому общение с ним становится намного приятнее. Почему же произошла подобная трансформация занятия из, подчас, довольно нудного и скучного мероприятия в интересный и продуктивный диалог на равных студента и преподавателя? В чем преимущество подобной методики по сравнению с методиками первого типа? Как мне кажется, дело состоит в следующем: в традиционных методах обучения ученик занимается репродуктивной деятельностью - он пересказывает ранее заученные тексты, причем не всегда понимая, что же такое он говорит, дает стереотипные ответы на такие же стереотипные вопросы: "О чем говорится в этом тексте?' - "В этом тексте говорится о..."
Мышление, а тем более и воображение, не имеет особой возможности развиваться, оно ограничено узкими рамками, заранее заданными кем-то вышестоящим. Кроме того, авторитарный стиль общения тоже не способствует раскрепощенности, а вследствие этого и развитию творческого мышления.
В этой же методике ситуация существенно меняется. К работе подключаются не только память и репродуктивное мышление, но также и воображение, и продуктивное мышление. Возникает необходимость проанализировать прочитанное для того, чтобы попытаться построить возможные направления развития ситуации. В принципе это хорошо и при работе на родном языке. Но если язык иностранный, то подобное обучение вдвойне полезнее. Человек уже не задумывается о том, какое слово ему нужно здесь употребить, в какую форму поставить глагол, его ум направлен на осмысление всей ситуации в целом. Говоря словами А.Н. Леонтьева, происходит смена деятельности. Поиск отдельных слов и постановка их в правильную форму превращается из действия в операцию; действием же становится построение логики текста - высказывание цельных мыслей со своим смыслом. Операции же, соответственно, выполняются более автоматически, чем раньше, когда они были действиями. На первое место выходит смысл, а не форма. Стимуляция воображения, кроме того, позволяет расширить диапазон употребления различных слов и выражений, бывших ранее стереотипными (в латентной памяти). Переходу на новый, более высокий уровень качества обучения способствует также и смена авторитарного стиля общения на демократический. Здесь уже происходит не воздействие преподавателя на ученика, а их взаимодействие. Есть такая поговорка: "В армии должна быть только одна инициатива: отсутствие всякой инициативы". Так вот, новая методика позволяет уйти от обучения, подобного такому "армейскому" типу. Ученик более не подавляется ради выполнения какой-то конкретно поставленной задачи, он предоставляется себе, своему воображению, своему творчеству. И подчас, следует заметить, варианты, предложенные студентами, бывают намного более интересными, чем действительное авторское продолжение. Таким образом, методика "продолжения неоконченного или прерванного рассказа" позволяет более свободно овладеть разговорной иностранной речью в силу стимуляции воображения, творчества, большего раскрепощения обучающихся, отказа от любых стереотипов в построении фраз и в употреблении различных слов языка. И преимущества эти отнюдь не только гипотетические, но проверенные мною самим на самом же себе, на своем овладении французской речью и на общем понимании системы этого языка
Выявите, как изменилось содержание познавательной деятельности вместе с введением "метода прерванного рассказа"? Проанализируйте обе описанные учебные ситуации с позиций и перестройки новообразований личности учеников, и характеристики диспозиций личности учителя. МОЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ Мышлякова О., студентка V курса химического факультета Для меня наиболее запоминающимся оказался собственный опыт учителя. В школе мне приходилось заменять моего учителя по химии. Почему-то я считала, что это не очень сложно - встать перед тридцатью учениками и что-то объяснять. Когда же я с этим столкнулась, то поняла, как это не просто. Что самое интересное. Все, что я готовила, весь материал - сразу вылетел из головы, и я уже стояла растерянная и ничего не могла выдавить из себя. Только после такого первого урока я поняла, как отличались мои представления о преподавании от реальности. Объяснить понятно, интересно, доходчиво для каждого ученика, на мой взгляд, можно лишь при нескольких условиях: знании предмета, знании психологии ученика, уверенности в себе и своем опыте. Вот уж в какой профессии так важен опыт! Выходя каждый следующий раз на урок, учитель сам чему-то учится. И если человек хочет стать хорошим учителем, он не может оставаться ни на одну минуту на месте - изучать предмет, изучать психологию, узнавать все время что-то новое. Мне кажется, что ни одна другая профессия в таком количестве этого не требует. К тому же я поняла, что у нас в школе по химии готовят не пользователей, а пытаются заложить какие-то теоретические основы. А в итоге эти основы забываются через пару дней после экзамена, а заодно ребята ничего не знают о веществах, которые они используют каждый день. Я рассказывала ребятам о тех веществах, которые они встречают в составе самых различных продуктов, и их это очень интересует, потому что это непосредственное использование знаний. Химия становится интересной. Но, к сожалению, не в каждой школе это принимается положительно. Сейчас учителем быть намного сложнее, чем раньше, а с другой стороны - намного интереснее.
Определите: как изменилась позиция личности учителя в описанной ситуации? какой тип задач она ввела в учебную ситуацию, какие виды мышления затребуются при их решении? что изменилось в позиции учеников? Согласны ли вы со следующим определением: введение научных знаний в контекст личного повседневного опыта - аналитическая работа
вместе с преподавателем - помогло увидеть обыденное с необычной стороны, осваивать новые знания в их связи с обыденным опытом, изменяя и преобразуя его. КАКИМ Я ВИЖУ ОБУЧЕНИЕ Голубина Е., студентка IV курса химического факультета Я хочу рассказать о том, как у нас в школе проходили уроки математики. В 4-м классе у нас была молодая учительница. На ее уроках было очень весело. Весь класс хором решал задачи. Постоянно устраивались математические конкурсы, КВНы. И несмотря на постоянный шум в классе, контрольные почти весь класс писал на "5". Но на следующий год этой учительнице пришлось уйти из нашей школы. Ее сменила другая преподавательница нашей школы. На ее уроках была жесткая дисциплина и полнейшая тишина. Основные зачеты и контрольные она устраивала в виде конференций и викторин. Но это уже была так называемая работа на оценку. В результате у большинства появились тройки, стали в классе появляться "любимчики". Уроки перестали нравиться. Я считаю, что главное - личностная заинтересованность в обучении, а не потребность получить хорошую оценку. Школьник, да и любой обучающийся, не должен бояться дать неверный ответ при обсуждении. Чем больше вариантов дается при обсуждении, тем меньше ошибок делается на контрольной и экзамене, потому что учащийся учится рассуждать, искать и выделять верный ответ. Не правда ли - точно сказано! Важен поиск ответа, выбор, вероятностное поведение, т.е. открытое, свободное движение, а не по заданной жердочке к гарантированной пятерке. Определите, чем же отличается структурирование содержания знаний и взаимодействий в ходе его освоения у двух упомянутых здесь учителей? КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ УЧЕБНАЯ СИТУАиИЯ Журавлева И., студентка ВКФНМ, III курс Мои самые лучшие воспоминания о школе связаны с нашей учительницей по истории, Татьяной Владимировной Ильченко, о которой я и собираюсь рассказать. Среди учеников ее совершенно заслуженно считали одним из лучших учителей школы, в то время как все родители а учителя находили ее излишне жесткой, резкой и мужеподобной. Кроме того, у нее всегда были проблемы с директором; поэтому многие ее замечательные мысли в школе не были осуществлены.
Нашему классу очень повезло: она "взяла" нас с 5-го класса, и любимым предметом всех моих одноклассников сразу стала история. Самыми любимыми нашими уроками были заключительные по каждой главе, подытоживающие материал и рассказывающие о культурном и научном развитии народа за изученный период времени. Обычно учителя пропускают эти параграфы в учебнике или оставляют их на домашнее чтение. Для Татьяны Владимировны это был основной материал. В начале каждого урока по такой теме Татьяна Владимировна ставила пластинку с музыкой Моцарта, Баха, колокольным звоном, африканскими барабанами - каждый отрезок времени в жизни любого народа имел свои музыкальные соответствия. Бывало, она сама пела - у нее великолепный контральто - русские или ирландские народные песни, отрывки из известных опер. По каждой из областей искусства изучаемого периода времени (музыка, архитектура, живопись, иконопись, народные промыслы) кто-то из класса делал доклад; рассказывалось и обо всех научных открытиях и изобретениях. Татьяна Владимировна иллюстрировала доклад репродукциями, фотографиями, показывала слайды. Все стены класса были завешены фотографиями архитектурных сооружений (особенно северорусских церквей, ее любимых). В б-м классе на уроках истории помимо основного материала мы проходили славянскую письменность, учились расшифровывать древние грамоты и книги. Тогда же нас всех она подключила к общешкольной и городской культурной жизни. Мы принимали участие в исторических вечерах ("Российский флот", "Ордена и медали России", "Семья Романовых" и других), выступали в большом зале школы, рисовали мундиры, флаги, ордена, карты военных действий. Во всем этом принимали участие не только ее ученики, но и желающие из других классов. В ее классе появились спецкурсы по истории: "Геральдика", "История архитектуры", «Философия "серебряного века"». Я уже тогда выбрала естественнонаучное направление, но не ходить на эти курсы просто не могла - так было интересно! Татьяна Владимировна организовала в школе театральную труппу, ставили Шекспира, Сологуба. А на "Геральдике" мы придумывали герб Для города, в котором происходит действие пьесы "Много шума из ни- чего". На спектакли и вечера приходили люди из других школ, жители города. За всей этой "сценической" жизнью не пропадал материал курса; Татьяна Владимировна являлась не только духовным наставником, но и носителем знаний, человеком, облегчающим нашу дорогу к ним. Она никогда и никому не позволяла никакой халтуры, но тем не менее в нашем классе не было ни одной тройки по ее предмету. Как ни странно, у нас на уроках фактически полностью отсутствовал фронтальный опрос (только в случае, когда надо было повторить тему, например ход военных действий по карте, для всего класса). Она находила другие формы контроля: устные или письменные вопросы на размышление, доклады, тесты, диктанты. Очень много времени отводилось иллюстрированию событий. Мы регулярно смотрели обучающие фильмы, после просмотра необходимо было выразить свое мнение об увиденном, сравнить, сопоставить. Она попутно устраняла пробелы в наших знаниях по географии, биологии, природоведению. Даже двоечников и троечников она умудрялась заинтересовать, давала им задания или отрывки для исторических вечеров. Организовывала викторины. Мы все писали сочинения о своем отношении к Наполеону Бонапарту, Петру I, оценивали их деятельность, причем для такой оценки необходима была дополнительная литература. Список книг для внеклассного чтения постоянно дополнялся. С человеческой точки зрения, на уроках она была как старшая сестра, правильнее сказать, "старший брат", все в классе чувствовали родство. Татьяна Владимировна всегда очень радуется, когда кто-то из ее бывших учеников приходит к ней. Она всех помнит по именам, и тех, кто закончил школу 10 лет назад, и тех, кто закончил год назад, и даже тех, кто после 9-го класса перешел в другую школу. Когда встречаешь ее на улице и слышишь: "Привет, Наталья! Все нормально?1 - настроение поднимается сразу на несколько порядков. Люди разного возраста у нее в классе сближаются, потому что вся атмосфера пропитана духом общей идеи, сплоченности, свободы и добра. Постарайтесь проанализировать: какова система познавательных задач и форм взаимодействий учитель-ученики, ученик-ученик в описанных учебных ситуациях? в каком направлении изменялось содержание дисциплины на уроках истории, какое интеллектуально-коммуникативное пространство оно задавало? СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ Кочкарева В., студентка механико-математического факультета, IV курс Я хочу рассказать о своем изучении литературы в средней школе. Еще в начальной школе нас учили грамотно пересказывать прочитанный рассказ или сказку. С годами мы пытались добавить к нашему рассказу свое мнение, но уж больно часто мое мнение было мнением какого-нибудь критика, статью которого я читала дома в учебнике литературы (это было обязательным домашним заданием вместе с чтением очередногр художественного произведения). Таким образом, каждый урок повторялось одно и то же. Мне постоянно хотелось спать. Так продолжалось до 11-го класса. Я уже тогда осознавала, что могу не написать сочинение на выпускных экзаменах, так как после такого "сна" в голове ничего не откладывалось, а написать что-то на заданную тему без книги под рукой и без пары статей о ней я просто не могла. Меня так научили жить. Когда же мы пришли в 11-й класс, то узнали, что старая учительница (назовем ее Ниной Ивановной) нас "предала", а теперь, за год до окончания школы, к нам "приставили" некую Любовь Николаевну (имя тоже придумано). Это был шок для нашего класса. Нина Ивановна нас пыталась успокоить, а мы тряслись от страха, особенно после первого урока. Придя первый раз в наш класс, наш новый литератор начала урок с фраз устрашения, как-то: "Я очень злая и вредная", "Не люблю, когда у меня на уроке зевают или разговаривают: буду выгонять" и т.д. Мы просили Нину Ивановну взять нас обратно, а она сказала: "Вы мне еще скажите "спасибо" потом". Прошло время... Немыслимые домашние задания, включающие непременно анализ прочитанного произведения, которые приводили нас в ужас после первых уроков, стали обычным делом. Мы забыли, что по литературе тоже существуют учебники: на уроке звучали лишь наши собственные мысли. Каждое занятие - это сорок минут дискуссии, которая иногда приводит к таким заключениям, что просто удивительно, как это можно было выразить так кратко, как это сделал автор. Перечитывая сейчас свои маленькие сочинения, я удивляюсь, как я могла на лист расписать значение какой-нибудь строки - метафоры из "Облака в штанах" Маяковского, написать "трактат" на тему "Кому принадлежат слова: "Эх, испортил песню, дурак..."?", сделать эссе по поводу восьми строк поэта. Зевать на уроке было некогда.
Всегда подвижная и обидчивая, Любовь Николаевна умела увлечь ученика любым произведением. Я не могу вспомнить ни одного рассказа, повести, которые мы изучали в последний год и они мне не понравились бы. В результате литература стала в нашем физико-математическом классе чуть ли не самым любимым предметом (на первом месте почти у всех стояла физика или математика), хотя раньше люди туда шли с большой неохотой и кислым выражением лица. Мы действительно были благодарны Нине Ивановне за то, что она, отдав нас на "растерзание", дала нам возможность увидеть этот предмет с другой, с необычной и захватывающей стороны. Именно тогда я поняла, что от методов преподавания зависит многое (а не только от учителя). Что же лежало в основе удивляющих самого автора успехов ее литературного творчества и понимания прочитанной литературы? Проанализируйте психологические особенности изменений в способах взаимодействий с учениками и в характере заданий, которые привнесла новая учительница. Глава 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|