Система форм совместной деятельности педагога и студентов, возникающих в ситуации решения творческих задач
Психологическая функция
Обеспечивает личную включенность в новые учебные задачи на основе актуализации смыслов и целей, адекватных формируемой деятельности. Создание единого смыслового поля: начальное смысло- и целеобразование
Вовлекает ученика в посильное осуществление операционально-исполнительной стороны решения и в выполнение некоторых, доступных для обучаемого действий, необходимых для достижения результата - получение продукта деятельности (участие педагога в регуляции всех компонентов деятельности максимальное)
Продвигает учеников к совместному поиску путей решения задач, к большей инициативе в ориентировочно-исследовательской и операционно-исполнительной сферах, ведущих к достижению продуктивного результата
Расширяет инициативу учеников, включая сферу контроля, оценки процессов и результатов решения, и ставит перед выбором выдвигаемых учителем целей и определением смыслов продуктивных задач (участие педагога ограничивается лишь поощрением и помощью в некоторых операциях контроля)
Направлена на достижение учениками взаимо- и самоконтроля по отношению ко всем компонентам деятельности, связанной с решением задач, включая и целеполагание, однако в рамках заданного ранее учителем спектра задач
Выдвижение, обсуждение и принятие учениками новых целей, осознанное целеполагание, а также редукция внешних и процессуальных форм контроля за достижением результатов
Выдвижение и опробование новых способов и стратегий конструктивного сотрудничества, расширение спектра общения и межличностных отношений между всеми участниками решения продуктивных и творческих задач, активное изменение позиций участников во взаимодействиях
Переход к качественно новым отношениям с педагогом и сверстниками на основе самоорганизации всех компонентов в структуре творческой деятельности и взаимодействий - организационно-исполнительных, контрольно-оценочных, интеллектуально-коммуникативных и мотивационно-смысловых По мере продвижения от внешних практических форм взаимодействий и переходу к диалогу участников происходит становление внутренней регуляции интеллектуальных, коммуникативных и мотивационных компонентов формируемой деятельности и взаимодействий. Изменяются уровень самоорганизации, способы понимания ситуации и способы взаимодействия и общения, возрастаег свобода обучаемых, их готовность не только к принятию, но и к переформулированию целей и смыслов деятельности, к выдвижению новых смыслов и целей. Из ведомого обучаемый превращается в ведущего инициативного партнера. Готовность и способность к партнерству со сверстниками и со старшими выступают как показатель высшей, развитой формы самоорганизации личности в данной ситуации. Общая психологическая функция системы форм совместной учебной деятельности - выращивание индивидуальности, ее кристаллизация и индивидуализация в многообразных ситуациях взаимодействия, что ведет к самоорганизации, автономности личности. Наделяет личность не рефлекторной, ситуативной и в конечном счете конформистской активностью, но активностью иной природы: пропущенной через призму отражений себя в других, самоидентификации, активности осмысленно продуктивной. Взаимосвязь, с одной стороны, уровней самоорганизации осваиваемой деятельности в ходе решения задач, возрастающих по степени креативности и социальной значимостию продукта, с другой -с процессами перестройки и изменения многообразных форм сотрудничества и составляет центральную движущую, развивающую основу ситуации инновационного обучения.
Проектирование и организация ситуаций совместной продуктивной деятельности как одно из направлений стратегии инновационного обучения глубоко преобразует процесс учения. По своей психологической роли учение превращается в процесс становления продуктивности личности. "Продуктивность означает, что человек ощущает сам себя в качестве преобразователя своих сил и в качестве действующей силы; что он ощущает единство со своими силами и они не отчуждены от него, важнейшим предметом продуктивности является сам человек" [32, с. 190]. В этой ситуации становление продуктивной, творческой личности происходит, конечно, не только на. полюсе учеников. Учебное сотворчество и сотрудничество столь же продуктивно и для личности преподавателя. Изживается центрирование позиции его личности на самом по себе предметном содержании учебной дисциплины, структурирование дисциплинарных знаний становится средством и посредником продуктивных взаимодействий с учениками, основой соразвития, сотворчества. Изменение этих приоритетов в методической работе способствует новому восприятию самого научного знания - учебная дисциплина ос- мысливается в более широком гуманитарном контексте, что позволяет преподавателю открывать и разрабатывать новые междисциплинарные проблемы, т.е. стимулирует творческую мысль, выходящую далеко за пределы его дисциплинарного знания. В свою очередь он получает возможность творчески расширять границы своей педагогической практики, которая становится пространством дальнейшего развития его научных и методических идей. Так это происходило с СМ. Эйзенштейном - не только кинорежиссером, но и одним из создателей ВГИКа - первого в мире института для профессионального образования актеров, режиссеров и других деятелей киноискусства. Свою работу со студентами - будущими кинорежиссерами, которую он вел в режиме изначально совместного решения творческой задачи (строка задания, обозначавшая содержание мизансцены) и определял как создание из разрозненной студенческой группы "многоголового режиссера", Эйзенштейн описывал так: "Мы со студентами коллективно-дискуссионно проходили весь путь от формулировки строчки до воплощения в полный объем живой формы сценического события. И понятно - поэтапно. Пространственно. Игрово. Монтажно. Кадро-композиционно. В зависимости от задач того раздела, которым мы в данный момент заняты" [34, с. 15; 14]. Эта работа педагога у него сочеталась с напряженными исследованиями в области теории художественного воздействия (выразительности). Структурирование предметного содержания курса режиссуры в системе творческих заданий и продуктивные групповые взаимодействия со студентами служили практической лабораторией не только для развития его художественных идей, но и основой актуализации его творческой личности.
Синергетический эффект, неизменно рождаемый ситуацией совместного творчества педагога и учеников, прослеживается и во многих других случаях - как в специально моделируемых условиях организации школьного (см., например, книгу Л.А. Коч [10; 15; 17; 31] и вузовского обучения (см. доклад Г.Г. Кравцова [24, т. II, с. 58-59]), так и в экспериментах, поставленных самой жизнью. Там, где ход событий сталкивает людей с проблемами, которые они не могут или затрудняются решить индивидуально. И тогда они приходят друг другу на помощь и, создав ситуацию сотрудничества и сотворчества, решают проблему, получают новый невиданный результат, открывая одновременно новое и в себе самих, а именно - свою способность к соразвитию, коэволюции. Именно в этих ситуациях такая способность и дает о себе знать [16]. Психолог, педагог, методист лишь отлавливают эти жизненные ситуации, очищают их в своих моделях и аналитических теориях, усиливают и тиражируют, делая не эпизодическими и случайными, а закономерными явлениями, например в практике образования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|