Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система форм совместной деятельности педагога и студентов, возникающих в ситуации решения творческих задач




Форма совместной деятельности

Психологическая функция

1. Введение в дея­тельность

Обеспечивает личную включенность в новые учебные задачи на основе актуализации смыслов и целей, адекват­ных формируемой деятельности. Создание единого смы­слового поля: начальное смысло- и целеобразование

2. Разделенные (ме­жду педагогом и уче­ником) действия

Вовлекает ученика в посильное осуществление опера­ционально-исполнительной стороны решения и в выпол­нение некоторых, доступных для обучаемого действий, необходимых для достижения результата - получение продукта деятельности (участие педагога в регуляции всех компонентов деятельности максимальное)

3. Имитируемые дей­ствия

Продвигает учеников к совместному поиску путей ре­шения задач, к большей инициативе в ориентировочно-исследовательской и операционно-исполнительной сфе­рах, ведущих к достижению продуктивного результата

4. Поддержание дей­ствия

Расширяет инициативу учеников, включая сферу кон­троля, оценки процессов и результатов решения, и ставит перед выбором выдвигаемых учителем целей и определе­нием смыслов продуктивных задач (участие педагога ог­раничивается лишь поощрением и помощью в некоторых операциях контроля)

5. Саморегулируемые действия

Направлена на достижение учениками взаимо- и само­контроля по отношению ко всем компонентам деятельно­сти, связанной с решением задач, включая и целеполагание, однако в рамках заданного ранее учителем спектра задач

6. Самопобуждаемые действия 7. Самоорганизуемые действия

Выдвижение, обсуждение и принятие учениками новых це­лей, осознанное целеполагание, а также редукция внешних и процессуальных форм контроля за достижением результатов

Выдвижение и опробование новых способов и стратегий конструктивного сотрудничества, расширение спектра об­щения и межличностных отношений между всеми участ­никами решения продуктивных и творческих задач, актив­ное изменение позиций участников во взаимодействиях

8. Партнерство

Переход к качественно новым отношениям с педагогом и сверстниками на основе самоорганизации всех компонентов в структуре творческой деятельности и взаимодействий - орга­низационно-исполнительных, контрольно-оценочных, интел­лектуально-коммуникативных и мотивационно-смысловых


По мере продвижения от внешних практических форм взаимодейст­вий и переходу к диалогу участников происходит становление внутрен­ней регуляции интеллектуальных, коммуникативных и мотивационных компонентов формируемой деятельности и взаимодействий. Изменяют­ся уровень самоорганизации, способы понимания ситуации и способы взаимодействия и общения, возрастаег свобода обучаемых, их готов­ность не только к принятию, но и к переформулированию целей и смы­слов деятельности, к выдвижению новых смыслов и целей. Из ведомого обучаемый превращается в ведущего инициативного партнера. Готов­ность и способность к партнерству со сверстниками и со старшими вы­ступают как показатель высшей, развитой формы самоорганизации личности в данной ситуации.

Общая психологическая функция системы форм совместной учеб­ной деятельности - выращивание индивидуальности, ее кристаллизация и индивидуализация в многообразных ситуациях взаимодействия, что ведет к самоорганизации, автономности личности. Наделяет личность не рефлекторной, ситуативной и в конечном счете конформистской ак­тивностью, но активностью иной природы: пропущенной через призму отражений себя в других, самоидентификации, активности осмысленно продуктивной. Взаимосвязь, с одной стороны, уровней самоорганиза­ции осваиваемой деятельности в ходе решения задач, возрастающих по степени креативности и социальной значимостию продукта, с другой -с процессами перестройки и изменения многообразных форм сотрудни­чества и составляет центральную движущую, развивающую основу си­туации инновационного обучения.

Проектирование и организация ситуаций совместной продуктивной деятельности как одно из направлений стратегии инновационного обу­чения глубоко преобразует процесс учения. По своей психологической роли учение превращается в процесс становления продуктивности лич­ности. "Продуктивность означает, что человек ощущает сам себя в ка­честве преобразователя своих сил и в качестве действующей силы; что он ощущает единство со своими силами и они не отчуждены от него, важнейшим предметом продуктивности является сам человек" [32, с. 190].

В этой ситуации становление продуктивной, творческой личности происходит, конечно, не только на. полюсе учеников. Учебное сотвор­чество и сотрудничество столь же продуктивно и для личности препо­давателя. Изживается центрирование позиции его личности на самом по себе предметном содержании учебной дисциплины, структурирование дисциплинарных знаний становится средством и посредником продук­тивных взаимодействий с учениками, основой соразвития, сотворчест­ва. Изменение этих приоритетов в методической работе способствует новому восприятию самого научного знания - учебная дисциплина ос-


мысливается в более широком гуманитарном контексте, что позволяет преподавателю открывать и разрабатывать новые междисциплинарные проблемы, т.е. стимулирует творческую мысль, выходящую далеко за пределы его дисциплинарного знания. В свою очередь он получает воз­можность творчески расширять границы своей педагогической практи­ки, которая становится пространством дальнейшего развития его науч­ных и методических идей.

Так это происходило с СМ. Эйзенштейном - не только кинорежис­сером, но и одним из создателей ВГИКа - первого в мире института для профессионального образования актеров, режиссеров и других деятелей киноискусства. Свою работу со студентами - будущими кинорежиссе­рами, которую он вел в режиме изначально совместного решения твор­ческой задачи (строка задания, обозначавшая содержание мизансцены) и определял как создание из разрозненной студенческой группы "мно­гоголового режиссера", Эйзенштейн описывал так: "Мы со студентами коллективно-дискуссионно проходили весь путь от формулировки строчки до воплощения в полный объем живой формы сценического события. И понятно - поэтапно. Пространственно. Игрово. Монтажно. Кадро-композиционно. В зависимости от задач того раздела, которым мы в данный момент заняты" [34, с. 15; 14]. Эта работа педагога у него сочеталась с напряженными исследованиями в области теории художе­ственного воздействия (выразительности). Структурирование предмет­ного содержания курса режиссуры в системе творческих заданий и про­дуктивные групповые взаимодействия со студентами служили практи­ческой лабораторией не только для развития его художественных идей, но и основой актуализации его творческой личности.

Синергетический эффект, неизменно рождаемый ситуацией совме­стного творчества педагога и учеников, прослеживается и во многих других случаях - как в специально моделируемых условиях организа­ции школьного (см., например, книгу Л.А. Коч [10; 15; 17; 31] и вузов­ского обучения (см. доклад Г.Г. Кравцова [24, т. II, с. 58-59]), так и в экспериментах, поставленных самой жизнью. Там, где ход событий сталкивает людей с проблемами, которые они не могут или затрудня­ются решить индивидуально. И тогда они приходят друг другу на помощь и, создав ситуацию сотрудничества и сотворчества, решают проблему, по­лучают новый невиданный результат, открывая одновременно новое и в себе самих, а именно - свою способность к соразвитию, коэволюции. Именно в этих ситуациях такая способность и дает о себе знать [16].

Психолог, педагог, методист лишь отлавливают эти жизненные си­туации, очищают их в своих моделях и аналитических теориях, усили­вают и тиражируют, делая не эпизодическими и случайными, а законо­мерными явлениями, например в практике образования.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...