Итоговый контроль. Литература. Практическое занятие № 9. Тема: научение. Основные теории научения. Контроль исходного уровня знаний
Итоговый контроль Выполните тестовые задания № 152-160 (приложение 1). Литература Основная: 1. Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. Дополнительная: 1. Амиров А. Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций для студ. мед. вузов: в 2-х ч. Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 2. Амиров А. Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: практикум для студ. мед. вузов: в 2-х ч. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 3. Амиров А. Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013 4. Коньшина Ю. Е. Практикум по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология»: Учебно-методическое пособие. - Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2006. -77с. 5. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. -208с. 6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. -672с. 7. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – Тривола, 1995. -360с. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9 Тема: Научение. Основные теории научения. Цель занятия: 1. Обучающая: создать целостные представления о феномене научения и его механизмах, а также способствовать формированию у обучающихся знаний по теме занятия как неотъемлемой сфере деятельности врача. 2. Развивающая: содействовать развитию используемых компетенций на основе реализации общепедагогических действий с использованием педагогико-психологических приемов: сравнение, анализ, выделение главного, сопоставления и других. 3. Воспитывающая: способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, процессу учения, а также вызвать интерес к педагогическим аспектам деятельности врача.
Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих компетенций: ОК-1 – способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, сопоставлению. ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала. ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать: - предмет, задачи и актуальные проблемы, связанные с педагогическими аспектами деятельности врача; - основные теории и положения феномена научения, теории и виды научения; Обучающиеся должны уметь: - анализировать психолого-педагогические явления, приближенные к практике врача, в аспектах темы занятия; - анализировать и рефлексировать свою деятельность и ее результаты. Обучающиеся должны владеть: - навыками логического и аргументированного анализа психолого-педагогических явлений в процессах научения; - навыками отношения к пациенту как к уникальной, целостной личности, обладающей не только физическим телом, но и сложной душевной организацией; - навыками по выявлению, анализу и учету индивидуально-психологических особенностей личности больного в зависимости от возраста.
Контроль исходного уровня знаний Выполните тестовые задания № 140-144, 145-148, 150 (приложение 1).
Глоссарий темы: научение, привычка, подкрепление, условия научения. Содержание основных понятий Научение: 1) процесс и результат приобретения человеком индивидуального опыта, навыков и новых форм поведения; 2) деятельность, направленная на формирование у обучающихся конкретных практических навыков, привычек и расширения их индивидуального опыта.
Привычка – сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной жизненной ситуации приобретает для человека характер важной потребности. Подкрепление – педагогическое или психологическое воздействие, направленное на повторение и закрепление у обучающихся (воспитанников, пациентов) желаемой поведенческой реакции. Условия научения – обстоятельства, без создания которых научение не состоится. Жизнь человека – это, прежде всего, непрерывная адаптация к условиям столь же непрерывно меняющейся среды, это выработка новых форм поведения, направленных на достижение определенных целей, это разнообразное научение. Есть три ключевых понятия, характеризующих процесс усвоения человеком опыта: обучение, воспитание, научение. К понятию «научение» близко соотносятся еще два понятия «привычка» и «привыкание. У. Джеймс – психолог, основатель первой (1881 г. ) в США экспериментальной лаборатории писал, что «привычки упрощают наши движения, делают их более точными, уменьшают усталость мозга». За счет чего? У. Джеймс дает ответ – «привычка уменьшает сознательное внимание, которым сопровождаются наши действия». Привычка является основой навыка. Мышечное сокращение движения вызывается в определенном порядке вслед не за актом мысли или восприятия, а вслед за предшествовавшим мышечным сокращением. Значимость привычки в жизни человека велика: достаточно упомянуть о значении гигиенических привычек. Тренировки, упражнения – важнейшие средства выработки привычки. Привычки бывают двигательные, умственные, эмоциональные. В целом, до 18-20 летнего возраста закрепляются привычки, связанные с интонацией голоса, произношением, жестикуляцией, телодвижениями. Затем, до 30-летнего возраста, формируются интеллектуальные и профессиональные привычки. Возвращаясь к трем, изученным нами, понятиям: обучение, воспитание, научение, зададим себе вопрос: какой процесс в становлении личности является более значимым в различные периоды жизни человека? В дошкольном возрасте – научение это основной способ приобретения опыта! Затем (школьный возраст) идет обучение, которое сопровождается процессом воспитания. В профессиональном образовании – обучение и научение неразрывно связаны. Научение имеет важное значение в плане формирования практических навыков, в частности у врача.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|