Задание 4. Решите ситуационные задачи (ОК-8)
Задание 4. Решите ситуационные задачи (ОК-8) Обсудите в малой группе, как влияет темперамент на стиль общения (характер активности в налаживании контактов, чувствительности)? Какие примеры классических типов темперамента приведены ниже? А. Он почти всегда инициатор в общении, немедленно откликается на желание пообщаться со стороны другого человека, но его отношения к людям могут быть изменчивы и непостоянны. Он чувствует себя в компании незнакомых людей как рыба в воде, и новая необычная обстановка его только возбуждает. Любовь чаще дебютирует с взрыва, с первого взгляда. Б. Он не таков: социальные контакты он устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним, зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку, поэтому любит находиться в узком кругу старых знакомых, в обычной привычной обстановке. Он склонен и любовные отношения начинать с дружбы и, в конце концов, влюбляется, но без молниеносных метаморфоз. Его скептическая натура требует большого количества доказательств дружеских чувств (по Р. М. Грановской). В каких межличностных ситуациях, по вашему мнению, будет более успешным представитель первого типа темперамента, а в каких - второго? Представьте, что вы - руководитель какой-либо группы (научно-исследовательской, профессиональной и т. д. ). Какие коммуникативные задачи вы бы поставили перед сотрудником с типом темперамента А, а какие - с типом темперамента Б. Почему? Задание 5. Осуществите решение следующих ситуационных задач (ОК-1) и дайте ответы на поставленные вопросы. 1. И. П. Павлов описал случай психического расстройства у студента, который после окончания духовной семинарии поступил на медицинский факультет университета. Заболевание возникло и стало прогрессировать во время занятий в университете. По рекомендации врачей юношу перевели на гуманитарный факультет. После этого постепенно восстановилось нормальное состояние, и он смог продолжать обучение.
К какому типу нервной системы можно отнести данного человека? 2. В литературе описаны случаи, когда у людей, вынужденных скрывать от близких родственников их тяжёлое заболевание возникло нервное расстройство. Какой преимущественно тип нервной системы можно предположить у этих людей? 3. В поликлинике у кабинета врача ожидают своей очереди пациенты. Медицинская сестра приглашает в кабинет врача пациента – участника боевых действий без очереди. Пациент А., быстро вскочив со своего места, начинает громко, резко и даже грубо возмущаться действиями медсестры, вызывая конфликтную ситуацию. Пациент Б., неторопливо подойдя к пациенту А., начинает его успокаивать, просит присесть, настойчиво предлагая разрешить конфликт. Пациент В. сравнительно легко реагирует на эту ситуацию, при этом, воспринимая все происходящее с улыбкой и активно общаясь с другими больными, ожидающими прием врача, объясняет правомерность действий медицинской сестры. Пациент Г., чувствуя неловкость данной ситуации, смущен, ни с кем из других людей не общается, тяжело переживает необходимость более длительного пребывания в поликлинике, на глазах слёзы. Определите тип темперамента каждого пациента. Задание 6. Распределите приведенные ниже понятия по трем группам: свойства темперамента, свойства характера и способности. Услужливый, медлительный, инициативный, честный, эгоистичный, живой, энергичный, чуткий, возбудимый, самоуверенный, осторожный, предприимчивый, хороший организатор, доброжелательный, небрежный, с чувством юмора, последовательный, недотёпа, с золотыми руками, краснобай, с горячим сердцем, находчивый, неряшливый, ленивый, необузданный, ловкий, решительный, непоседа, спокойный, глупый, суетливый, послушный, красноречивый, пылкий, отходчивый, умный, деловой, черствый, горячий, трудолюбивый, остроумный, смелый, справедливый, нежный, вспыльчивый.
Задание 7. Установите соответствие
Задание 8. Решение разрабатывается группой, подгруппой или индивидуально. 1. Какие качества характеризуют экстравертированный психологический тип, а какие – интровертированный? Инициативность, необщительность, склонность к самоанализу, импульсивность, беззаботность, мечтательность, социальная адаптированность, аутизм, вдумчивость, подвижность, расчетливость, заразительность поведения. 2. Попробуйте предположить, какие особенности и акцентуации характеров, способствовали бы выбору и осуществлению названных видов деятельности. Аргументируйте свой ответ. Преподаватель математики, хирург, драматический артист, слесарь, поэт, продавец, вышибала в баре, рекламный агент, шпион, парикмахер, часовщик, шоумен, портниха, философ, тренер по каратэ, клоун, ювелир, лесничий, спасатель, следователь, садовод, дизайнер. 3. Ниже перечислены разнообразные характеристики поведения. Определите, людям с какими акцентуациями они могут быть свойственны. Любовь к экстравагантной одежде, богатая экспрессия, недостаток воли, склонность к «умственной жвачке», тяга к азартным играм и риску, чувствительность, склонность к пафосу, патетика в речи, красочные сновидения, уход в себя, отсутствие эмпатии, тяга к одиночеству, бесстрастность, тревожность, консервативность, отсутствие застенчивости, осторожность, равнодушие, чувство собственной недостаточности, сильная привязанность к объекту любви, напряженность инстинктивной сферы, обжорство, повышенная сексуальность, тенденция к выбору старшихпо возрасту друзей, подозрительность, агрессивность, мечтательность, «бегство в болезнь», ипохондрия, легкая раздражимость, быстрая смена настроений, ревность, утомляемость, аффективные вспышки, нетерпеливость, склонность к вере в ритуалы и амулеты, эмоциональная холодность (по Е. Е. Сапоговой).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|