Виды научения. II. Выработка оперантного поведения.. III. Когнитивное научение.
Виды научения В теории бихевиоризма, которую мы уже рассматривали, декларируется единый механизм научения у животных и человека: научение рассматривается как процесс ассоциирования (соединения) стимулов и реакций. Другими словами, целенаправленный процесс научения бихевиористы рассматривают как натаскивание или дрессуру. Многие российские психологи придерживаются, такой же позиции, однако выделяют некоторые различия. Например: у животных в ходе научения изменяются врожденные программы поведения и приобретаемый опыт приспосабливается к конкретным условиям. У человека же научение сопровождается усвоением также и социального (общественного) опыта. Однако, чтобы разобраться в этом вопросе нужно изучить существующие виды научения. Они различаются на основании того, что некоторые виды могут происходить на уровне рецепторов или спинного мозга, другие требуют участия всего организма, включая головной мозг. Именно на этом основании выделяют три вида научения: 1. Выработка реактивного поведения (лат. reactia – противодействие). 2. Выработка оперантного поведения (лат. operatio – действия). 3. Когнитивное научение (когниции – знания). В первых двух случаях поведение меняется в результате происходящего взаимодействия индивида со средой. Выбор реакции зависит от последствий в плане удовлетворения потребностей. При реактивном научении организм пассивно испытывает внешние воздействия, а при оперантном – организм активно действует. При когнитивном научении индивид оценивает ситуацию, учитывает прошлый опыт и возможные последствия. I. Рассмотрим первый вид научения – научение реактивным формам поведения.
Что такое реактивное поведение? Это реакция организма на раздражитель. 1. Привыкание и сенсибилизация Организм на уровне рецепторов научается игнорировать какой-либо повторный или постоянный раздражитель (привыкание) или повышать чувствительность к данному стимулу (сенсибилизация). В случае сенсибилизации у человека повышается чувствительность не ко всем стимулам, а только к определенным, связанным с событиями или ситуациями жизни. 2. Импринтинг – это наследственно запрограммированное и необратимое формирование привязанности новорожденного к первому движущемуся объекту, который попадает в поле его зрения в первые часы жизни. Этим объектом может быть человек, животное, электронная игрушка. 3. Условные рефлексы II. Выработка оперантного поведения. Выработка поведения осуществляется в результате закрепления действий, последствия которых желательны и отказа от действий, приводящих к нежелательным последствиям. В случае оперантного научения субъект активен, все начинается с его действия. Оно вызывает какие-то последствия, от которых зависит будет ли повторять это действие или избегать его. Существует несколько разновидностей оператного научения: 1. Научение методом проб и ошибок. Э. Торндайк – американский психолог открыл и описал (1890 г. ). Пробуя, ошибаясь, находя удачные решения человек постоянно отказывается от неэффективных действий. Работает «закон эффекта» – действие давшее хороший результат повторяется. Недостаток метода – большие материальные и временные затраты. Б. Скиннер разработал теорию поэтапного научения методом исследовательских приближений. Организм вознаграждается за каждое действие, приближающее его к конечной цели. По Б. Скиннеру именно так происходит выработка большинства поведенческих реакций. Родители, педагоги, руководители чтобы добиться определенной поведенческой реакции специально планируют подкрепляющие ситуации. Однако речь идет о манипулировании человеком.
Подкрепление бывает: а) положительным– поощрение; отрицательным – снятие наказания; б) первичное– удовлетворение физиологических потребностей; вторичное – удовлетворение социальных потребностей (например, через повышение самоуважения). При таком виде научения приобретенная реакция сохраняется до тех пор, пока есть подкрепление. Нет подкрепления – идет угасание реакции. 2. Научение путем наблюдения (подражание модели). Оно основано на наблюдении за другими, которые выступают в качестве моделей. Подражание – способ научения, при котором воспроизводятся действия модели. При этом в детстве не всегда понимается значение действий. Например, ребенок видел как работает доктор и копирует в игре некоторые его действия, не понимая их значения. Викарное научение отличается от подражания тем, что при нем усваиваются формы поведения модели с пониманием последствий этого поведения. Чаще подражают живым моделям, чем героям книг и кинофильмов. Хотя последнее тоже имеет место. III. Когнитивное научение. 1. Латентное научение. Бихевиорист Э. Толмен (США) усовершенствовал известную формулу «стимул – реакция», включив в нее промежуточные переменные – когнитивные карты. В организм поступает поток сигналов. Часть из них осознается, часть – нечетко, часть не доходит до сознания, хотя в памяти сохраняются. Эти сигналы преобразуются мозгом, создавая карты окружающей среды – когнитивные карты. С помощью когнитивных карт организм определяет наиболее адекватные для каждой ситуации реакции и преобразует разнородные стимулы в единое структурированное поле. 2. Обучение сложным психомоторным навыкам. Что такое навык? Это умение, доведенное до автоматизма. Это действия, приобретающие в результате многократного выполнения автоматизированный характер. Для выработки сложных навыков формируют когнитивную стратегию с последовательностью этапов. Рассмотрим основные этапы выработки двигательных навыков: - начало осмысления (понимание цели, но непонимание способов). Я должен научиться выполнять это действие, но не знаю как;
- сознательное, но неумелое выполнение (множество лишних действий, неловко, неуклюже); - автоматизация навыка (все более качественное выполнение); - высокоавтоматизированный навык (действие выполняется уже бесконтрольно со стороны сознания). 3. Научение путем рассуждений. Рассуждение используется в ситуациях, когда нет типового решения проблемы. Этапы рассуждения: - анализ имеющихся данных; - актуализация опыта; - формулировка гипотез, проверка их «в уме»; - выбор из имеющихся гипотез наиболее приемлемой. Безусловно, гипотезы, которые строит человек, связаны с личным (субъективным) опытом. Условия, способствующие научению: 1. Научение будет эффективным, если организм достиг определенного уровня развития (созревания) созревания. Каждый отдельный орган, система или функция организма достигают зрелости в различное время. 2. Наиболее эффективным бывает научение в критические периоды развития человека (периоды возрастных кризов). 3. Следующее условие – сочетание научения и обучения. Научение должно опираться на результаты обучения: Что такое знание? Осмысленная учебная информация. Что такое умение? Знание в действии. Что такое навык? Умение, доведенное до автоматизма. На эффективности научения сказываются познавательный опыт и приобретенные знания – эффект переноса. Перенос может быть положительный – способствует облегчению приобретения новых навыков и отрицательный – затрудняет. Например, избыточная накопленная информация может затруднять восприятие новой, особенно схожей информации. 4. Следующее условие – особенности предшествующего опыта. 5. Эмоциональное состояние. Может играть различную роль: например, стресс может парализовать деятельность, может мобилизовать человека. Это зависит от личностных качеств: некоторые люди в критических ситуациях действуют с максимальной эффективностью, мобилизуя сознание; некоторые – стереотипно. Контрольные вопросы: 1. Что такое научение? Чем научение отличается от обучения? 2. Перечислите виды научения. 3. В каком возрасте научение является основным способом приобретения опыта? 4. Чем реактивное научение отличается от оперантного? 5. Перечислите условия, способствующие научению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|