Контроль исходного уровня знаний.
Контроль исходного уровня знаний. Выполните тестовые задания № 129-139 (приложение 1).
Глоссарий темы: психология возрастная, онтогенез, объект возрастной психологии, предмет возрастной психологии, детская психология, возраст, возрастная периодизация, возраст психологический, рост, развитие индивидуальное, развитие психики, психология развития.
Содержание основных понятий Психология возрастная – раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности и возникновения психических новообразований. Онтогенез – развитие психики от рождения до конца жизни человека или животного. Объект возрастной психологии – развитие или возрастная изменчивость психических явлений. Предмет возрастной психологии – человек, в процессе его перехода из одного возраста в другой. Детская психология – отрасль психологии, изучающая факторы и закономерности психического развития ребенка в начальные периоды онтогенеза от рождения до подросткового возраста. Предметом детской психологии являются изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также различных видов детской деятельности (игры, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей, их социального развития. Возраст – конкретная ступень в развитии и жизни человека, имеющая свои хронологические рамки. Каждый возраст характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений (не связанных с индивидуальным различием), являющихся общими для всех нормально развивающихся людей.
Возраст психологический – это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику, указывает на то, насколько человек адаптирован к требованиям среды. Психологический возраст включает в себя уровень интеллекта, способность к научению, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как чувства, установки и мотивы. Развитие индивидуальное (онтогенез) – совокупность последовательных морфологических, физиологических и психологических изменений, претерпеваемых индивидом от момента его зарождения и до конца жизни. Развитие психики – закономерное изменение психических процессов и свойств человека во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и окружающему миру в целом. Каждый возрастной период изучается с учетом общих тенденций развития, особенностей предыдущего и последующего возрастов. Хронологические рамки и специфика каждого возраста не статичны – они определяются действием общественно-исторических факторов. Ребенок в любом возрасте имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной деятельности. Основными параметрами каждого возраста являются: 1) социальная ситуация развития – та ситуация отношений, в которую ребенок вступает в обществе; 2) ведущий тип деятельности; 3) основные психологические новообразования;
4) возрастные психологические кризисы. Ведущий тип деятельности и та социальная среда, в которой растет и развивается человек, очень быстро начинают вступать в противоречия с новыми потребностями и старыми условиями их удовлетворения. Именно эти противоречия являются движущими силами развития психики. Традиционно принято разделять жизненный цикл на следующие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость (взрослое состояние); 5) преклонный возраст, старость. В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей. В настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация (по Д. Б. Эльконину; критерий – ведущий тип деятельности): - период новорожденности (до 1 месяца); - период младенчества (1-12 месяцев) – непосредственно-эмоциональное общение; - период раннего детства (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность; - дошкольный период (3-7 лет) – сюжетно-ролевая игра; - младший школьный период (7-11 лет) – учебная деятельность; - подростковый период (11-15 лет) – интимно-личностное общение; - ранняя юность (16-19 лет) – учебно-профессиональная деятельность; - поздняя юность (19-21) – приобретение конкретной профессиональной идентичности; - молодость (ранняя зрелость) (21-35 лет) – становление профессионала; - зрелость (35- 55 (60) лет) – работа на благо общества; - пожилой возраст (55(60)-75 лет) – «поиск себя» в новом качестве; - старость (75-90 лет) – досуговое увлечение; - долгожительство – (старше 90 лет) – лечение. Психология развития – область психологии, изучающая закономерности возникновения и развития психических процессов. Предметом психологии развития является собственно генез, процесс развития с его феноменологией. Психическое развитие человека в онтогенезе имеет свою специфику. Чем оно характеризуется? Рост – это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Рост протекает во времени и изменяется в координатах времени. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов и структур.
Различают два типа развития (по Л. С. Выготскому): - преформированный тип – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены стадии, которые явление (организм) пройдет, а также результат, который явление достигнет. Например, пренатальное развитие; - непреформированный тип – это тип процесса, который не предопределен заранее. Развитие психики в онтогенезе – это непреформированный тип развития, который детерминирован не снизу, а сверху той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. Психическое развитие человека идет в двух направлениях: 1) развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия и других процессов); 2) развитие личности (интересы, суждения, взгляды, мотивы, поведение). Рассматривая процесс психического развития, следует рассматривать следующие факторы: - биологический фактор – генетическое наследство; - социальный фактор – культурная среда; - активность самого субъекта. Факторы непрерывно взаимодействуют и результатом является неповторимость и уникальность каждого из нас. Основные законы психического развития: 1. Возрастное психическое развитие человека имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. 2. Закон метаморфозы в развитии: развитие есть цепь качественных изменений. 3. Закон неравномерности возрастного развития: каждая сторона в психике человека имеет свой оптимальный период развития (сензитивный период). С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания: - в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие; - в дошкольном возрасте – память; - в младшем школьном возрасте – мышление; - в подростковом возрасте – общие и специальные способности. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. 4. Закон развития высших психических функций: они возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными формами (функциями) самого ребенка.
5. Закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе человеческих отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов (см. схему 1). Детская психология – раздел возрастной психологии, изучающий закономерности психического развития детей, детские возраста, с их целостной характеристикой, а также причины и условия перехода от одного возраста к другому. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причинами развития.
Схема 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|