Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы




Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Анатомические особенности органов мочеобразования и мочевыделения (кафедра анатомии). Гистологические особенности органов мочеобразования и мочевыделения (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии).

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний

1. Количество, состав и свойства первичной мочи.

2. Количество состав и свойства конечной мочи.

3. Изменение физико-химических показателей мочи при различных функциональных состояниях (водная нагрузка, солевая нагрузка, обезвоживание).

4. Методы, позволяющие оценить процессы обеспечивающие образование мочи (фильтрацию, реабсорбцию, секрецию).

5. Методы, позволяющие оценить способность почек к концентрированию и разведению мочи.

Задания для ССР во внеучебное время

1. Нарисовать схему мочекровяного барьера.

2. Нарисовать схему противоточно-множительной системы.

3. Дать определение и привести примеры непороговых и пороговых веществ.

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. О чём свидетельствует появление в моче эритроцитов (гематурия)?

2.  О чём свидетельствует появление в моче белка (протеинурия)?

3.  С чем может быть связано изменение цвета и прозрачности мочи?

4. Когда в моче могут появиться соли?

5. О чём свидетельствует появление цилиндров в моче?

6. Когда в моче появляется переходный эпителий?

7. Может ли в норме в моче обнаруживаться плоский эпителий?

8.  Что такое коэффициент очищения вещества?

9. Если клиренс вещества выше клиренса инулина, каким образом кровь очищается от этого вещества?

10. Если клиренс вещества ниже клиренса инулина, каким образом кровь очищается от этого вещества?

         Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время

I. Вводная часть занятия

5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 4 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин

II. Основная часть занятия

80 – 90 %
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 3 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 20 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др. ) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов   10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 5 мин

III. Заключительная часть занятия

5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 7 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   3 мин

Ориентировочная основа действия (ОДД) по проведению практического занятия: в ходе отработки учебного материала используются интерактивные педагогические технологии, основанные на активизации индивидуальной (межличностный диалог, индивидуальная «мозговая атака») и коллективной мыследеятельности («мозговая атака», кейс-технология, групповая дискуссия), а также имитационное моделирование (при оценке клинического анализа мочи). Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при оценке клинического анализа мочи и определении клиренса.

Задание Программа действия Ориентировочная основа действия
1. Определение скорости клубочковой фильтрации, почечного плазмотока, реабсорбции, и секреции методом очищения Рассчитать коэффициент очищения (С) от всех приведенных в таблице веществ (по исходным данным), величину клубочковой фильтрации (F), почечного плазмотока, канальцевой реабсорбции (R) и секреции (S).  
Наименование вещества Конц-я в крови (Р) мг/мл Конц-я в моче (U) мг/мл Диурез   (О) мл/мин C F R S
1. Инулин 2. Кардиотраст 3. Глюкоза 4. Мочевина 5. Фенолрот 1, 7 0, 02 3, 3 0, 14 0, 05 40, 0 2, 3 20, 0 2, 0 2, 2        

Инулин – это вещество, которое попадает в мочу только путём фильтрации, т. е. оно не реабсорбируется и не секретируется, поэтому коэффициент очищения для инулина равен величине клубочковой фильтрации (F). Следовательно, по коэффициенту очищения инулина можно определить фильтрацию всех веществ.

Коэффициент очищения рассчитывается по формуле:

C=O× U/P, где

С - коэффициент очищения,

О – диурез (мл/мин),

U – концентрация вещества в моче,

Р – концентрация вещества в плазме.

Величина реабсорбции (R) равна:

R = F× P- O× U

Величина канальцевой секреции (S) равна:

S = O× U - F× Р

Результаты расчётов занести в таблицу. В выводе дать определение понятию очищения и объяснить, почему очищение для различных веществ неодинаково.

Коэффициент очищения показывает, какой объём плазмы полностью очищается от данного вещества в 1 мин. Скорость экскреции разных веществ существенно различается. Эти различия обусловлены тем, что экскреция разных веществ осуществляется почками разными способами.
2. Оценка клинического анализа мочи. Проанализировать клинический анализ мочи. Сравнить предложенный анализ мочи с нормой. Сделать вывод о причинах появления в моче эритроцитов, лейкоцитов, белка, глюкозы. При наличии изменений в анадизе мочи сделать предположение, с поражением какого отдела выделительной системы связаны эти изменения

 

Общий анализ мочи . (норма)

Цвет. Норма: соломенно-желтый. Изменение цвета мочи большой диагностической ценности не несёт.

Прозрачность. Норма: прозрачная. Мутная моча может становиться за счет слущивания эпителия со стенок мочеиспускательного канала или за счет примеси продуктов воспаления. Такое чаще всего случается при остром или хроническом воспалении мочевого пузыря. Реже мутной моча становиться при пиелонефрите из-за слущивания почечного эпителия.

Относительная плотность. Норма: 1008—1026 г/мл. Снижение относительной плотности мочи может быть признаком снижения функции почек. Но вообще концентрация мочи полностью зависит от питьевого режима и диеты пациента, поэтому большой диагностической ценностью этот показатель не обладает.

Реакция. Норма: нейтральная, слабокислая или слабощелочная. Изменение реакции мочи может происходить при выраженном воспалительном процессе в мочевыводящих путях или при выраженной склонности мочи к камнеобразованию.

Белок. Норма: до 0, 033 ммоль/л, следы. Повышение уровня белка в моче может происходить во время активного воспалительного процесса в мочеполовых органах, а может быть связано с нарушением функции почек при различных формах гломерулонефрита.

Глюкоза. Норма: отсутствует. Глюкоза может появляться в крови при явлениях сахарного диабета, но она может появляться и в норме при употреблении чрезмерного количества сахара и других углеводов с пищей.

Лейкоциты. Норма: мужчины — 0—3 в поле зрения, женщины — 0—6 в поле зрения. Повышение количества лейкоцитов свидетельствует о воспалительном процессе в мочеполовых органах. При остром воспалении в этом пункте может быть указано — до 100 или «покрывают все поле зрения». Чаще всего это указывает на диагноз «острый цистит» или «острый пиелонефрит».

Эритроциты. Норма: 0—1 в поле зрения. Появление эритроцитов в моче носит название гематурия. Это случается при мочекаменной болезни, травме мочеполовых органов, реже при хронических воспалительных процессах половых органов или во время приема некоторых лекарственных препаратов. В моче с низкой концентрацией (с малым удельным весом), в слабокислой или слабощелочной моче красные кровяные тельца имеют вид нежных, бледно-желтых кружков, называемые выщелоченными эритроцитами. Выщелоченные эритроциты бывают также в виде небольших обломков, что происходит часто от более длительного действия мочи на красные кровяные тельца в организме. Такие обломки называются фрагментированными эритроцитами. В концентрированной моче красные кровяные тельца сморщиваются, принимают вид звездочек, плода дурмана.

Эпителий. Норма: 3—5 в поле зрения. В большом количестве эпителиальные клетки появляются в моче при воспалительном процессе или после него. Почечный эпителий (кубический или призматический) может указывать на процесс в почках, переходный — в мочевом пузыре, цилиндрический — в мочеиспускательном канале.

Бактерии. Норма: не обнаружено. Появление бактерий в моче носит название бактериурия. Это происходит при воспалительном процессе в почках, мочевом пузыре или мочеиспускательном канале.

Кристаллы. Норма: не обнаружены. Появление кристаллов в моче является признаком мочекаменной болезни. Иногда по виду кристаллов под микроскопом удается определить их химический состав — ураты, фосфаты, оксалаты. Не стоит забывать, что это лишь приблизительная оценка их химического состава. Для того чтобы более точно оценить химический состав образующихся конкрементов, необходимо сделать специальный анализ мочи на камнеобразующие свойства.

Слизь. Норма: не обнаружено. Слизь появляется в моче при застойном процессе в почках или мочевом пузыре. Реже появление слизи сопутствует хроническому воспалительному процессу в мочевом пузыре.

Цилиндры. Представляют собой белковые или клеточные образования канальцевого происхождения. Обнаруживаются при острых и хронических нефритах, нефрозах и др. В норме в моче можно встретить 1 – 2 цилиндра в поле зрения.

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...