Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы
Анатомические особенности органов мочеобразования и мочевыделения (кафедра анатомии). Гистологические особенности органов мочеобразования и мочевыделения (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии).
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Перечень контрольных вопросов для самоподготовки
1. Органы выделения. Выделение как компонент различных функциональных систем. Роль почек в организме.
2. Типы нефронов. Морфофункциональная характеристика нефронов. Кровоснабжение нефронов.
3. Основные этапы мочеобразования.
4. Клубочковая фильтрация. Механизм фильтрации. Фильтрационное давление. Состав и количество ультрафильтрата. Юкстагломерулярный аппарат почек.
5. Канальцевая реабсорбция. Виды и механизмы реабсорбции (воды, ионов, глюкозы, аминокислот).
6. Канальцевая секреция. Механизмы секреции органических кислот и оснований.
7. Осмотическое разведение и количество конечной мочи. Поворотно-противоточная система.
8. Состав и количество конечной мочи. Понятие пороговых и не пороговых веществ.
Задания для ССР во внеучебное время
1. Перечислить функции почек.
2. Написать формулу фильтрационного давления, записать нормальные показатели гидростатического и онкотического давления в капиллярах клубочка, давление в капсуле Шумлянского.
3. Перечислить факторы, способствующие (а) и препятствующие (б) фильтрации.
4. Перечислить механизмы, обеспечивающие канальцевую реабсорбцию.
5. Составить таблицу процессов мочеобразования по следующей схеме
Отдел нефрона
| Процессы, происходящие в данном отделе
| Механизмы, обеспечивающие данный процесс
| Образующаяся
жидкость
|
|
|
|
|
Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию
1. Какие процессы лежат в основе мочеобразования?
2. Строение мочекровяного барьера. Какие вещества могут проникать через этот барьер?
3. Что является движущей силой фильтрации?
4. В чём особенность строении эпителия проксимального отдела нефрона?
5. В каком отделе нефрона моча изоосмична? Почему?
6. Объясните возможные причины глюкозурии (появление глюкозы в моче).
7. В чём отличие первично-активного транспорта веществ от вторично-активного?
8. Какие вещества попадают в мочу путём секреции?
9. Что является основой поворотно-противоточной системы?
10. Чем представлен юкстагломерулярный аппарат почек? Где он расположен?
Этапы проведения практического занятия:
№ п/п
| Название этапа
| Цель этапа
| Время
|
|
|
|
|
I. Вводная часть занятия
| 5-10 %
|
1.
| Организация занятия
| Мобилизовать внимание студентов на данное занятие
| 4 мин
|
2.
| Определение темы, мотивации, цели, задач занятия
| Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов
| 5 мин
|
II. Основная часть занятия
| 80 – 90 %
|
|
|
|
|
3.
| Контроль исходных знаний, умений и навыков
| Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков
| 30 мин
|
4.
| Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время
| Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе
| 3 мин
|
5.
| Демонстрация методики
| Показать ориентировочную основу действия (ООД)
| 3 мин
|
6.
| Управляемая СРС в учебное время
| Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия
| 20 мин
|
7.
| Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др. )
| Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов
|
10 мин
|
8.
| Итоговый контроль
| Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка
| 5 мин
|
III. Заключительная часть занятия
| 5-10 %
|
9.
| Подведение итогов занятия
| Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы.
| 7 мин
|
10.
| Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время
| Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер
| 3 мин
|
Ориентировочная основа действия (ОДД) по проведению практического занятия: Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при проведении работы по виртуальной физиологии направленной на выявление влияния гидростатического давления, осмотического давления и диаметра приносящих и выносящих клубочковых артериол на образование мочи.
Задание
| Программа действия
| Ориентировочная основа действия
|
1. Влияние гидростатического давления, осмотического давления и диаметра приносящих и выносящих клубочковых артериол на образование мочи.
(Виртуальная почка)
| Интенсивность образования мочи определяется до и после измерения следующих параметров: диаметров приносящих и выносящих клубочковых артериол, гидростатического кровяного давления и осмотического кровяного давления.
1. Щёлкните кнопку «Старт » и дождитесь окончания измерений;
2. Определите величину скорости образования мочи;
3. Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив диаметр приносящей клубочковой артериолы сначала в большую, а затем в меньшую сторону;
4. Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив диаметр выносящей клубочковой артериолы сначала в большую, а затем в меньшую сторону;
5. Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив значение кровяного давления, сначала повысив, а затем понизив его;
Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив значение онкотического давления крови, сначала повысив, а затем – понизив его.
| На клубочковую фильтрацию оказывают влияние вся фильтрующая поверхность мембраны клубочков, давление в стенке сосудов, где происходит фильтрация и коэффициент клубочковой фильтрации. Величина коэффициента клубочковой фильтрации зависит от расширения или сужения клубочковых артериол.
|
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:
Воспользуйтесь поиском по сайту: