Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы




Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Анатомические особенности органов мочеобразования и мочевыделения (кафедра анатомии). Гистологические особенности органов мочеобразования и мочевыделения (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии).

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов для самоподготовки

1. Общие принципы регуляции процессов мочеобразования.

2. Влияние гормонов коры надпочечниковой зоны на деятельность почек.

Механизмы действия.

3. Влияние и механизм действия антидиуретического гормона.

Типы диуреза (антидиурез, водный диурез, осмотический диурез).

4. Ренин-ангиотензин-альдостероновая система.

5. Нервная регуляция деятельности почек.

6. Участие почек в регуляции кислотно-щелочного равновесия, объёма, и осмотической концентрации внеклеточной жидкости.

7. Мочевыделение, мочеиспускание и их регуляция.

Задания для ССР во внеучебное время

1. Назвать гормоны, влияющие на клубочковую фильтрацию.

2. Перечислить гормоны, влияющие на канальцевую реабсорбцию.

3. Зарисовать рефлекторную дугу безусловного мочеиспускательного рефлекса.

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. На какие структуры действует альдостерон?

2. В каких случаях повышается выработка альдостерона?

3. К чему приводит недостаток антидиуретического гормона?

4. Какие гормоны участвуют в регуляции ионного гомеостаза?

5. Какое влияние оказывает симпатический отдел ВНС на диурез?

6. Является ли ренин гормоном?

7. Какое влияние адреналин оказывает на клубочковую фильтрацию?

8. Где находится центр непроизвольного мочеиспускания?

9. К какому возрасту процесс мочеиспускания становится управляемым? Почему?

10. Каким образом почки поддерживают осмотическую концентрацию внеклеточной жидкости?

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время

I. Вводная часть занятия

5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 4 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин

II. Основная часть занятия

80 – 90 %
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 3 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 20 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др. ) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов   10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 5 мин

III. Заключительная часть занятия

5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 7 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   3 мин

Ориентировочная основа действия (ОДД) по проведению практического занятия:   Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при проведении работы по виртуальной физиологии направленной на выявление влияния гидростатического давления, осмотического давления и диаметра приносящих и выносящих клубочковых артериол на образование мочи; выявление влияния альдостерона и антидиуретического гормона (АДГ или вазопрессина) на скорость образования мочи, на выявление влияния глюкозы на скорость образования мочи.

Задание Программа действия Ориентировочная основа действия
     
1. Влияние альдостерона и антидиуретического гормона (АДГ или вазопрессина) на скорость образования мочи. (Виртуальная почка) Зарегистрировать скорость образования мочи до и после введения в организм альдостерона, а затем до и после введения АДГ. 1. Нажмите кнопку «Старт» и дождитесь окончания измерений; 2. Определите скорость образования мочи; 3. Введите в организм альдостерон и повторите пункты 1 и 2; Введите в организм АДГ и повторите пункты 1 и 2. Альдостерон высвобождается из клубочковой зоны коры надпочечников при пониженном кровяном давлении. Выброс альдостерона в кровоток контролируется ренин - ангиотензин - альдостероновой системой. Основные действия альдостерона: - удержание ионов Na+, CI-, двухуглеродных ионов и воды; - сокращение скорости образования мочи; - повышение кровяного давления. АДГ выделяется в кровоток из задней доли гипофиза, когда осморецепторы гипоталамуса воспринимают понижение кровяного осмотического давления, а барорецепторы аорты и сонной артерии воспринимают понижение кровяного давления. Основные действия АДГ: - удерживание воды; - сокращение скорости образования мочи; - повышение кровяного давления.  
2. Влияние глюкозы на скорость образования мочи. (Виртуальная почка) Скорость образования мочи и уровень глюкозы подсчитываются до и после внутривенного введения концентрированного раствора глюкозы.   1. Щёлкните кнопку «Старт» и дождитесь окончания измерений; 2. Определите скорость образования мочи; 3. Щёлкните кнопку «Взять образец»; 4. Добавьте в пробирку NaOH; 5. Добавьте в пробирку CuSO4; 6. Щёлкните кнопку «Нагреть образец» и дождитесь окончания измерений; Введите в организм глюкозу и повторите пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6. Повышение уровня сахара в крови, характерное для сахарного диабета, влияет на скорость образования мочи следующим образом: - глюкоза проходит почечные барьеры и попадает в канальцы нефрона; - глюкоза-пороговое вещество, при повышение концентрации глюкозы в крови (выше пороговой величины), она полностью не реабсорбируется, оставаясь в канальцах - осмотическое давление в канальцах повышается, глюкоза тянет на себя воду; -скорость образования мочи увеличивается.

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...