Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Медицинский университет». Кафедра нормальной и патологической физиологии. Методические рекомендации для студентов. Модуль 4 «физиология адаптации, сенсорных систем и высшей нервной деятельности»




Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессиональногообразования

« ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской федерации

Кафедра нормальной и патологической физиологии

Утверждено

на заседании кафедры

протокол № 58 от 09. 06. 2016 г.  

Заведующий кафедрой

Проф. Е. В. Маркелова_______                                          

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Модуль 4 «Физиология адаптации, сенсорных систем и высшей нервной деятельности»

Учебная дисциплина – нормальная физиология

 

для специальности – 31. 05. 01 лечебное дело

курс 2  семестр 4

 

 

Составитель: Маркина Л. Д., д. м. н., профессор кафедры нормальной и патологической физиологии
 
Рецензент: Матвеева Н. Ю., д. м. н., профессор, заведующая кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии

 

 

Владивосток – 2016


Тема 1 (36). Общие закономерности адаптации организма к различным условиям существования. Физиологические основы стресса

Мотивация изучения темы. Успешная адаптация организмапозволяет сохранять и развивать его здоровье. Знание различных типов адаптационных реакций и уровней реактивности позволяет оценивать текущее функциональное состояние организма и прогнозировать его динамику. Понимание механизмов адаптации необходимо для дальнейшего изучения данной дисциплины и дисциплин профессионального цикла.

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31. 05. 01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи:

В результате изучения темы студенты должны:

 

   «знать» общие механизмы развития адаптационных реакций стресса, тренировки, спокойной и повышенной активации, переактивации на разных уровнях реактивности организма.

   «уметь» объяснять основные проявления адаптационных реакций в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения.  

   «владеть» методами определения биологического возраста человека,   базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Базой для изучения данной темы являются знания по строению центральной и периферической нервной системы, эндокринной системы (кафедра анатомии человека, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), а также ранее изученные темы нормальной физиологии: «Нервная регуляция вегетативных функций»; «Гуморальная регуляция функций. Гипоталамо-гипофизарная система».

 

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Вопросы для самоподготовки

1. Физиологическая сущность феномена адаптации. Неспецифическая и специфическая адаптация.

2. Биотические и абиотические факторы, к которым организм адаптируется.

3. Реакция стресса (Г. Селье). Дистресс и эустресс.

4. Стресс - реализующая система.

5. Современные представления о структуре и механизмах развития общего адаптационного синдрома: понятие о реакции тренировки, спокойной и повышенной активации, уровнях реактивности организма. Динамика развития АР.

6. Стресс - лимитирующая система.

7. Сущность метода активационной профилактики и терапии.

8. Типы и стратегии адаптивного поведения.

9. Срочная и долговременная адаптация организма. Фазы адаптации.

10. Норма адаптивной реакции и цена адаптации. Сложные и перекрёстные адаптации. Критерии адаптации.

11. Специфические механизмы адаптации (адаптация к низкой и высокой температуре, режимам двигательной активности, гипоксии).

12. Понятие о хронофизиологии.

13. Биоритмы человека, их классификация.

14. Характеристика основных параметров биоритмов.

15. Факторы, обусловливающие биоритмы.

16. Управление внутренними колебательными процессами в организме

17. Понятие о десинхронозе.

 

Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание)

1. Записать фазы адаптации

1. Зарисовать схему механизмов адаптации.

2. Перечислить стадии стресса по Г. Селье.

3. Перечислить гормоны, играющие главную роль в каждой стадии стресса.

4. Составить таблицу развития адаптации в различных условиях внешней среды по следующей схеме:

 

Факторы внешней среды

Период острой адаптации

Период устойчивой адаптации

проявление механизмы проявление механизмы
Низкие температуры        
Высокие температуры        
Высокогорье (гипоксия)        

 

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Какие системы организма участвуют в неспецифической адаптации?

2. В чём проявляется специфическая адаптация организма?

3. Перечислите критерии адаптации?

4. Какие гормоны являются главными гормонами адаптации?

5. В чём проявляются побочные эффекты глюкокортикоидов?

6. Что понимают под реакцией стресса?

7. При каких условиях возникает реакция стресса?

8. Какие компоненты формируют стрессреализующую систему?

9. Какие компоненты включает стресслимитирующая система?

10. При каких условиях возникают реакции тренировки, спокойной и повышенной активации?

11. Что такое акрофаза, батифаза, мезор, период, частота, амплитуда биоритма?

12. Чем отличаются геосоциальные биоритмы от геофизических?

13. В чём отличие между физиологическими и геосоциальными биоритмами?

14. Что такое биологические часы и где они локализуются?

15. В какое время суток наиболее высока резистентность организма?

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время

I. Вводная часть занятия

5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин

II. Основная часть занятия

80-90 %
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 5 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 22 мин
7. Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин

III. Заключительная часть занятия

5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 3 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   2 мин
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...