Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия
Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия При разборе темы занятия используются интерактивные методы обучения: дискуссия при ответах на контрольные вопросы с коррекцией исходного уровня знаний самими студентами с итоговым обобщением преподавателя. Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при выявлении сферической аберрации, определении остроты зрения и исследовании зрачкового рефлекса, а также решение ситуационных задач.
Задание 1. Выявление сферической аберрации Программа действия: 1. Закрыв один глаз, приближают к другому глазу палец или карандаш, чтобы изображение получилось расплывчатым. 2. Помещают между глазом и рассматриваемым предметом чёрную бумагу с маленьким отверстием (d = 0, 5-1 мм) З. Изображение становится чётким. Делают наблюдения и выводы. Ориентировочные основы действия: Сферическая аберрация состоит в том, что лучи, попавшие на периферические части хрусталика, преломляются сильнее центральных лучей. Помещение чёрной бумаги с отверстием приводит к тому, что устраняются периферические лучи и изображение становится чётким. Эталон ответа: Лучи света, проходящие по центральной оптической оси глаза, не преломляются. Преломление периферических лучей создаёт нечёткость изображения, что объясняет эффект сферической аберрации.
Задание 2. Выявление реакции зрачка на свет Программа действия: 1. Исследуемый становится лицом к дневному свету. 2. Исследователь замечает ширину его зрачков. 3. Один глаз закрывают и прослеживают изменение ширины зрачка открытого глаза 4. Глаз открывают, прослеживают сужение зрачка.
5. Исследуемому предлагается сначала смотреть вдаль, затем фиксировать взглядом какой-нибудь предмет (карандаш, палец) удалённый приблизительно на 15 см. Происходит конвергенция обоих глаз и аккомодация, при которой зрачки расширяются (аккомодационная, зрачковая реакция) Ориентировочные основы действия: 1. При закрытии обоих глаз на 30 сек, зрачки расширяются сильнее, чем при закрытии одного. 2. Обратить внимание, что расширение зрачка является важным симптомом ряда патологических состояний: болевого шока, гипоксии Эталон ответа: Зрачковый рефлекс представлен содружественным изменением диаметра зрачков в ответ на изменение интенсивности потока света. Задание 3. Аккомодация глаза Программа действия: Между текстом и глазами располагают марлю. Убеждаются, что если четко фиксировать текст, то изображение марли становится расплывчатым и наоборот Ориентировочные основы действия: Для нормального глаза ближайшая точка ясного видения находится на расстоянии 10 см от глаза, дальняя точка ясного видения в бесконечности. Сила аккомодации выражается в диоптриях. Эталон ответа: Аккомодация представляет собой способность к ясному видению разноудалённых предметов за счёт изменения кривизны хрусталика. Задание 4. Определение остроты зрения. Программа действия: 1. Исследуемый усаживается на расстоянии 5 м от хорошо освещенной таблицы. 2. Один глаз закрывают экраном. 3. Определяют, какой ряд таблицы он видит ясно. 4. Остроту зрения рассчитывают по формуле: V=d/D. Ориентировочные основы действия: В таблице Сивцева, по которой определяют остроту зрения, слева от строк, под буквой " D", указано то расстояние, с которого данная буква видна нормальному глазу под углом зрения в 1 мин, " d" - расстояние от таблицы. Эталон ответа: Острота зрения представляет собой предельную способность раздельного видения двух объектов на минимальном расстоянии друг от друга.
Задание 5. Определение поля зрения (периметрия). Программа действия: 1. Исследуемый садится спиной к свету, фиксирует одним глазом белый кружок дуги. Другой глаз не закрыт. 2. Исследователь устанавливает полукруг горизонтально и ведет по нему белую марку, начиная от периферии. Отмечается в градусах момент появления марки перед взглядом исследуемого. 3. Дугу поворачивают на 30 градусов и снова производят наблюдения. 4. Исследование повторяют последовательно по всему кругу. 5. Определяют поле зрения для различных цветов. Ориентировочные основы действия: Полученные данные заносят в таблицу - блок-схему с нормальными полями зрения. Цветовые поля зрения отмечают карандашами соответствующих тонов. Для определения границ цветного поля зрения необходимо соблюдать одинаковую яркость цветовых тонов для исключения последовательного и одновременного контрастов, т. к. периферия сетчатки более чувствительна к яркости, а не к цветам. Исследуемый должен точно опознать цвет марки. Смотреть строго в центр. Обратить внимание, что поля зрения на разные цвета различны. Эталон ответа: Горизонтальные поля зрения в норме больше вертикальных, латеральные преобладают над медиальными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|