Тестовый контроль. Ситуационные задачи. Оснащение практического занятия. а) основная. б) дополнительная
Тестовый контроль 1. К неспецифическим адаптационным реакциям относятся: 1) стресс – реакция, аллергическая реакция, реакция активации; 2) стресс – реакция, реакция активации, реакции тренировки 2. Первой стадией адаптационного синдрома (по Г. Селье) является: 1) стадия тревоги; 2) стадия истощения; 3) стадия резистентности. 3. Гормонами стресс - реализующей системы являются: 1) адреналин, АКТГ, глюкокортикоиды; 2) инсулин; половые гормоны; 3) глюкокортикоиды, половые гормоны. 4. При действии стрессогенных факторов усиливается секреция гормона: 1)окситоцина; 2) паратгормона; 3) адренокортикотропного. 5. Стадийный характер развития стресса впервые описал … 1) Анохин; 2) Шеррингтон; 3 ) Селье. 6. Для стадии тревоги при развитии стресса наиболее характерно … 1) уравнение по амплитуде ответов на сильные и слабые раздражители; 2) мобилизация энергетических ресурсов, мобилизация иммунных систем; 3)усиление секреции АКТГ, глюкокортикоидов, мобилизация всех защитных сил организма. 7. Стресс-лимитирующая система включает компоненты: 1) адреналин, глюкокортикоиды, симпатический отдел В. Н. С.; 2) ГАМК, эндорфины и энкефалины, простагландины, парасимпатический отдел В. Н. С. 8. Неспецифические адаптационные реакции запускаются активацией: 1) гипофизарно – гонадальной системы; 2) симпатоадреналовой системы; 3) гипофизарно-надпочечниковой системы. 9. В начальную фазу адаптации иммунные реакции: 1) не изменяются; 2) понижаются; 3) усиливаются.
10. Стадия резистентности при развитии стресса характеризуется: 1) уравнением по амплитуде ответов на сильные и слабые раздражители; 2) резкими колебаниями всех физиологических показателей при действии любых раздражителей; 3) высокой продукцией глюкокортикоидов, повышенной устойчивостью организма к неблагоприятным факторам.
Ситуационные задачи 1. Психоэмоциональное состояние студента характеризовалось оптимизмом, отличным настроением, сном и аппетитом. Для него была характерна жажда деятельности, высокая работоспособность по скорости и точности работы, несколько меньшая по длительности, но с быстрым восстановлением. Уровень адренокортикотропного гормона и глюкокортикоидов соответствовал верхней половине зоны нормы, а соматотропного, тиреотропного, гонадотропных гормонов – верхней трети зоны нормы и выше. Оцените адаптационные возможности организма студента. Какому типу адаптационной реакции и уровню реактивности оно соответствует? 2. При оценке психоэмоционального состояния студента 2 курса отмечалась умеренная активность, некоторая вялость, спокойствие, невысокая тревожность, низкая агрессивности, работоспособность по длительности неплохая, но низкая по скорости, сон и аппетит удовлетворительные. Уровень адренокортикотропного гормона и адренокортикоидов соответствует верхней половине зоны нормы, а соматотропного, тиреотропного гормонов, тироксина, минералокортикоидов и половых гормонов – нижней половине зоны нормы. Дайте оценку адаптационного состояния студента. Какому типу адаптационной реакции и уровню реактивности соответствуют данные показатели? 3. Психоэмоциональный статус студента 2 курса характеризовался угнетённостью, подавленностью, высокой тревожностью, нарушением сна и аппетита; работоспособность по скорости вначале была высокой, но затем снижалась, а по времени, и особенно, по точности работы была снижена. Уровень адренокортикотропного гормона и глюкокортикоидов выше нормы, а соматотропного, тиреотропного, гонадотропных гормонов, минералокортикоидов, тироксина и половых гормонов – ниже нормы. Оцените состояние адаптации данного студента. Какому типу адаптационной реакции соответствуют данные показатели?
4. В группе докеров при длительной мышечной работе обнаружено уменьшение содержания глюкокортикоидов в крови и экскреции катехоламинов с мочой. Как вы расцениваете данное явление? Какое состояние отражает подобная картина? 5. У четырёх групп крыс многократно вызывали стрессовое состояние путём иммобилизации. В первой группе крыса находилась в этом состоянии 70 % от продолжительности суток, во второй – 40%, в третьей – 15%, в четвёртой – 5%. После окончания эксперимента определили устойчивость организма по отношению к другим нагрузкам в каждой из четырёх групп крыс. В какой группе устойчивость оказалась наиболее высокой? Оснащение практического занятия Наглядные пособия: а) Таблицы Технические средства обучения: (Телевизоры, DVD - плейер). Учебный видеофильм «Физиология адаптации». Литература: а) основная 1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К. В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с. 2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В. М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с. б) дополнительная 1. Камкин А. Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А. В. Завьялова, В. М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с. 3. Судаков К. В., Андрианов В. В., Вагин Ю. Е., Киселев И. И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с. 4. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л. Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005. 5. Маркина Л. Д. Кортико-висцеральные взаимоотношения: учеб. пособие. Владивосток: Медицина ДВ, 2009. 60с. 6. Избранные лекции по современной физиологии [под ред. М. А. Островского, А. Л. Зефирова]. Казань: Арт-Кафе, 2010. 332 с.
Интернет ресурсы: электронная библиотека ТГМУ, «Консультант студента».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|