Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 6. Выявление последовательных образов.




Задание 6. Выявление последовательных образов.

Программа действия:    1. Пристально смотреть на цветной фон. 2. Перевести взгляд на белый фон. 3. Исследуемый отмечает наличие " следа" от предыдущего раздражения на сетчатке в виде последовательного образа. 4. Проделать то же с таблицами различ­ных цветов.

Ориентировочные основы действия: Смотреть на объект в течение 40 сек. При длительном действии лучей определенной длины волны, в колбочках происходит расщепление светочувствительного вещества. В результате из белого цвета вычитается тот, который действовал на глаз до этого. Возникает ощущение дополнительного цвета.

Эталон ответа: Формирование последовательных образов также объясняется феноменом последействия в зрительных нервных центрах.

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль

Вариант 1

  1. Кем был введён в физиологию термин «анализатор»?

1) И. М. Сеченовым; 2) И. П. Павловым; 3) А. А. Ухтомским; 4) Н. Е. Введенским.

2. Назовите отделы анализатора:

1) периферический; 2) проводниковый; 3) вставочный; 4) центральный;

5) эфферентный; 6) афферентный

  1. Какова функция проводникового отдела анализатора?

1) генерация рецепторного потенциала; 2) классификация, идентификация сигнала;    

3) преобразование импульсной активности в сенсорных ядрах.

  1. Какие из перечисленных типов рецепторов являются первичночувствующими? 1) слуховые; 2) обонятельные; 3) вкусовые.
  2. Укажите свойства, характеризующие рецепторный потенциал:

1) распространяется с декрементом;   2) подчиняется закону «всё или ничего»;     

3) способен к суммации.

  1. Чувствительность выше: 1) у рецептора; 2) у сенсорной системы.
  2. Механизмом, обеспечивающим чёткость изображения на сетчатке в результате устранения периферических лучей, является:

1) аккомодация; 2) зрачковый рефлекс; 3) сферическая аберрация; 4) рефракция.

  1. Укажите факторы, вызывающие уплощение хрусталика:

1) сокращение ресничных мышц; 2) натяжение цинновых связок;

       3) расслабление ресничных мышц;    4)ослабление натяжения цинновых связок.

  1. Укажите место главного фокуса при гиперметропии:

1) перед сетчаткой; 2) на сетчатке; 3) за сетчаткой.

  1. Явление сферической аберрации способствует созданию чёткого изображения на 

сетчатке:       1) да; 2) нет; 3) не влияет.

                                             

Вариант 2

1. Горизонтальные и амакриновые клетки:

1) обеспечивают распространение возбуждения; 2) тормозят распространение возбуждения; 3) не влияют на распространение возбуждения

2. В каких клетках сетчатки формируется ПД?

 1) фоторецепторах; 2) биполярных; 3) ганглиозных; 4) горизонтальных; 5) амакриновых

3. За восприятие света различной длины волны (цвета) отвечают:

1) палочки; 2) колбочки; 3) ганглиозные клетки; 4) горизонтальные клетки

4. Плотность распределения колбочек более высока:

1) в центре сетчатки; 2) по периферии; 3) в латеральных зонах сетчатки

5. Жёлтое пятно – это участок сетчатки, где:

1) острота зрения максимальна; 2) отсутствуют светочувствительные элементы;

3) наибольшая концентрация палочек

6. Колбочки содержат пигмент:

1) родопсин; 2) йодопсин; 3) хлоролаб; 4) эритролаб

1. Где локализованы подкорковые центры зрения?

1) медиальные коленчатые тела; 2) латеральные коленчатые тела;   

3) верхние бугры четверохолмия; 4) нижние бугры четверохолмия

8. Где локализована зрительная кора?

1) нижняя лобная извилина;              2) височная доля: поля 41, 42;   

3) затылочная доля: поля 17, 18, 19; 4) постцентральная извилина

9. Аксоны, каких клеток формируют зрительный нерв?

1)фоторецепторов; 2)биполярных; 3)ганглиозных; 4)горизонтальных; 5)амакриновых

10. Повышение чувствительности глаза в темноте связано с:

1) распадом родопсина;   2) синтезом йодопсина;    3) распадом йодопсина;  

4) синтезом родопсина.

Ситуационные задачи

1. При передаче информации в сенсорных системах используется принцип частотной модуляции. Можно ли утверждать, что одна и та же группа рецепторов передавала в двух разных экспериментов одинаковую информацию, если в каждом случае были зарегистрированы пачки импульсов, общее количество которых за единицу времени в каждой пачке было одинаковым?

2. У дальнозоркого человека отсутствуют очки, а ему необходимо прочесть всего несколько слов. Как это сделать, не используя никаких приспособлений?

3. Два человека страдают дальнозоркостью и носят очки. Какой вопрос (один и тот же) нужно задать, чтобы убедиться в том, что причина дальнозоркости у них одинаковая или разная?  

4. Хрусталик в течение жизни у многих людей постепенно дегенерирует. Это может привести к его помутнению – катаракте. Почему такие изменения свойственны именно хрусталику (роговице) в большей степени, чем другим тканям глаза?

5. Работа по сборке радиоаппаратуры требует постоянного рассматривания мелких деталей, что вызывает напряжение зрения. Как изменяется ширина зрачка при рассматривании мелких предметов? Какие механизмы регулируют ширину зрачка?

6. Темной звездной ночью, рассматривая небо, всякий раз в центре поля зрения мы замечаем небольшое количество ярких крупных звезд, а по периферии – множество звезд разной величины и яркости. Объясните это явление.

7. Ночью предметы видны лучше, если не смотреть прямо на них. Как это объяснить?

  8. Человек перестает видеть неподвижную точку, если она хотя бы несколько секунд действует на одни и те же элементы сетчатки. Но этого не происходит и, как известно, можно весьма долго созерцать неподвижный предмет. Как же это получается?

9. Азбука Брайля для слепых представляет собой различные совокупности выпуклых точек. Ощупывая их кончиками пальцев, слепой человек «читает» буквы. У зрячих людей способность к такому «чтению» выражена значительно хуже. Объясните конкретную причину этих различий.

10. При переходе из темного помещения на яркий свет или наоборот проходит некоторое время, пока зрительный анализатор приспособится к новым условиям освещения. Адаптация к темному протекает дольше, чем к яркому свету. Почему?

11. Человека, входящего в кинозал во время сеанса, нужно проводить и усадить на свободное место, так как он ничего не видит. Только спустя некоторое время зритель начинает различать предметы. Как называется это явление? Опишите его механизм.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...