Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия




Ориентировочная основа действия (ООД) по проведению практического занятия

При разборе темы занятия используются интерактивные методы обучения: дискуссия при ответах на контрольные вопросы с коррекцией исходного уровня знаний самими студентами с итоговым обобщением преподавателя. Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при оценке остроты слуха, воздушной и костной проводимости, анализе аудиограмм и решение ситуационных задач.

 

Задание 1. Определение остроты слуха

Программа действия: 1. Наружный слуховой проход одного уха испытуемого закрыть ватой. К другому уху приблизить часы. 2. Удалять часы от испытуемого до тех пор, пока он не перес­танет слышать звук. 3. Измерить расстояние.

Ориентировочные основы действий: Повторить то же для другого уха. Исследование провести на нескольких испы­туемых. Сравнить результаты.

 

Задание 2. Определение ост­роты слуха шёпо­тной речью.     

Программа действия: I. Наружный слуховой проход одного уха испытуемого закрыть ватой. 2. Исследователь, находящийся на расстоянии 6 метров, шёпо­том произносит слова. 3. Испытуемый должен повторить услышанное слово.

Ориентировочные основы действий: Острота слуха считается нормальной, если ис­пытуемый слышит шёпотную речь.

 

 

Задание 3. Опыт Вебера. Определение костной проводимости.     

Программа действия: I. Наружный слуховой проход закрыть ватным тампоном. 2. Приложить звучащий камертон к средней линии головы.      

Ориентировочные основы действий: Камертон следует держать за ножку, прикладывая основанием к средней линии головы.

 

Задание 4. Опыт Ринэ. Сравнение воздушной и костной проводимости.

Программа действия: I. Ножку звучащего камертона установить на сосцевидный отросток. 2. Когда звук перестаёт быть слышным, перенести камертон к слуховому проходу.

Ориентировочные основы действий: Сравнить силу звука, а также длительность звучания в первом и втором случае.

 

Задание 5. Тональная аудиометрия.

Программа действия: Испытуемый одевает наушники, в которые подаются звуки разной частоты. Определяют порог слышимости (минимальную силу звука) для разных частот звука.

Ориентировочные основы действий: По результатам исследования чертится аудиограмма.

 

Задание 6. Исследование вестибулярного аппарата.

Программа действия: 1. На полу проводят длинную черту мелом, испытуемый быстро бежит вдоль неё, затем 10-20 раз вращается вокруг оси и снова бежит вдоль черты. 2. Испытуемый кружится с закрытыми глазами.     

Ориентировочные основы действий: Убедиться в наличии нистагма глаз. Отметить направление отклонения тела при беге вдоль линии после вращения.  

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль

1. Какова функция наружного уха?

1) улавливает звуковые колебания; 2) воспринимает звуковые колебания;

3) трансформирует звуковые колебания в электрические;

4) усиливает звуковые колебания; 5) уравнивает давление.

  1. Чем обусловлен заряд среднего канала улитки?

1) увеличенным содержанием ионов К; 2) увеличенным содержанием ионов Na;

3) меньшим содержанием ионов К;       4) меньшим содержанием ионов Na.

  1. Какова роль текториальной мембраны улитки?

1) отделяет вестибулярную лестницу от перепончатого канала; 2) содержит рецепторные клетки; 3) контактирует с волосками рецепторных клеток; 4) отделяет перепончатый канал от барабанной лестницы.

  1. Какова функция кортиева органа?

1) улавливает звуковые колебания; 2) воспринимает звуковые колебания;

3) трансформирует звуковые колебания в электрические; 4) усиливает звуковые колебания; 5) уравнивает давление.

  1. Какие потенциалы в улитке считают как рецепторные?

1) мембранный потенциал слуховой рецепторной клетки; 2) микрофонный потенциал;

3) эндокохлеарный потенциал; 4) суммационный потенциал;

5) потенциал слухового нерва.

  1. Нарушение речевого слуха связано с поражением преимущественно:

1) левой височной области коры; 2) правой височной области коры; 3) лобной доли.

  1. Благодаря каким элементам внутреннего уха обеспечивается чувство равновесия?   1) отолитовый орган; 2) полукружные каналы; 3) улитка.
  2. Чем заполнены полукружные каналы?

1) жидкость; 2) воздушная среда;    3) эндолимфа; 4) перилимфа.

  1. Рецепторы отолитового аппарата являются:

1) первичночувствующими      2) вторичночувствующими

3) хеморецепторами                   4) механорецепторами.

  1. В волосковых клетках вестибулярного аппарата формируется:

1) рецепторный потенциал; 2) генераторный потенциал; 3) потенциал действия.

Ситуационные задачи

1. Человек страдает тугоухостью. Если при нем играют на скрипке или 

      заставляют звучать камертон, он этого не слышит. Что сделать, чтобы он 

      услышал хотя бы один из этих звуков?

2. И овальное, и круглое окно в костной капсуле улитки затянуты эластичной мембраной. Если бы эта мембрана стала жесткой, восприятие звуков резко нарушилось бы. Почему?

3. Если крыс приучают находить дорогу в лабиринте с многочисленными поворотами, то даже после выключения зрения животные продолжают правильно проходить все повороты. Какую дополнительную операцию (одну из двух возможных) нужно сделать, чтобы крыса перестала ориентироваться в лабиринте?

4. Работа в сталеплавильном цехе характеризуется рядом неблагоприятных факторов производственной среды, одним из которых является шум с наиболее выраженным низкочастотным диапазоном. Какие изменения и в каких отделах улитки можно ожидать у работников данного цеха?

5. Во время шторма некоторые моряки плохо переносят качку, у них возникают вегетативные расстройства. Объясните механизм их возникновения. Что можно рекомендовать для профилактики этих явлений?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...