Условия конструктивного разрешения конфликтов
Многие конфликты могут быть разрешены еще на стадии их объективного возникновения за счет постоянного и глубокого анализа всей системы связей людей данной группы или коллектива, прогнозирования конфликтогенного влияния всех производимых изменений, тщательного продумывания заинтересованными сторонами своих шагов и слов. Если вы оказались участником конфликта, то лучше пойти по пути его конструктивного разрешения. К условиям конструктивного разрешения конфликтов относятся: 1) прекращение конфликтного взаимодействия, 2) поиск общих точек соприкосновения в интересах оппонентов, 3) снижение интенсивности негативных эмоций, 4) выявление и признание собственных ошибок, 5) объективное обсуждение проблемы, 6) учет статусов (должностного положения) друг друга, 7)
Схема 46. Основные этапы поиска выходов из конфликтной ситуации Алгоритм выхода из конфликтной ситуации. 1. Оценка информации по следующим проблемам: - объект конфликта (материальный, социальный или идеальный; делим или неделим; может ли быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон); - оппонент (общие данные о нем, его психологические особенности; цели, интересы, позиция; правовые и нравственные основы его требований; предыдущие действия в конфликте, допущенные ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем - нет и др.); - собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная основы собственных требований, их аргументированность и доказательность; допущенные ошибки и возможность их признания перед оппонентом и др.);
- причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту; вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, «как он воспринимает меня», «мое представление о конфликте» и т.д.). 2. Прогноз вариантов разрешения конфликта: - наиболее благоприятное развитие событий; - наименее благоприятное развитие событий; - наиболее реальное развитие событий; - как разрешится противоречие, если просто прекратить активные действия в конфликте. 3. Мероприятия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с выбранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производится коррекция ранее намеченного плана (возвращение к обсуждению; выдвижение альтернатив и новых аргументов; обращение к третьим лицам; обсуждение дополнительных уступок). 4. Контроль эффективности собственных действий предполагает критические ответы самому себе на вопросы: - зачем я это делаю? - чего хочу добиться? - что затрудняет реализацию намеченного плана? - справедливы ли мои действия? - какие необходимо предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта? 5. По завершении конфликта целесообразно: - проанализировать ошибки собственного поведения; - обобщить полученные знания и опыт решения проблемы; - попытаться нормализовать отношения с недавним оппонентом; - снять дискомфорт (если он возник) в отношениях с окружающими; - минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственном состоянии, деятельности и поведении. Большое значение имеет выбор стратегии разрешения конфликта. Наиболее эффективными являются компромисс и сотрудничество. Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными и простить. Компромисс эффективен в случаях:
- понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями; Сегодня компромисс – наиболее часто используемая стратегия завершения конфликтов. Для его достижения может быть рекомендована техника открытого разговора, которая заключается в следующем: - заявить, что конфликт невыгоден обоим конфликтующим; - предложить конфликт прекратить; - признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте (они наверняка есть, и признать их для вас почти ничего не стоит); - сделать уступки оппоненту, где это возможно, в том, что в конфликте не является для вас главным. В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которых ничего не стоит уступить. Можно уступить и в серьезных, но не принципиальных вещах; - высказать пожелания об уступках, необходимых со стороны оппонента (они, как правило, касаются ваших основных интересов в конфликте); - спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные уступки, при необходимости и возможности скорректировать их; - если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан. Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно оно в ситуациях: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников. Способ сотрудничества целесообразно осуществлять по методу «принципиальных переговоров». Он сводится к следующему: - отделение людей от проблемы: разграничьте взаимоотношения с оппонентом от проблемы; поставьте себя на его место; не идите на поводу своих опасений; показывайте готовность разобраться с проблемой; будьте твердыми по отношению к проблеме и мягкими к людям; - внимание интересам, а не позициям: спрашивайте «почему?» и «почему нет?»; фиксируйте базовые интересы и их множество; ищите общие интересы; объясняйте жизненность и важность ваших интересов; признавайте интересы оппонента частью проблемы;
- предлагайте взаимовыгодные варианты: не ищите единственный ответ на проблему; отделите поиск вариантов от их оценки; расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает другая сторона; - используйте объективные критерии: будьте открыты для доводов другой стороны; не поддавайтесь давлению, а только принципу; по каждой части проблемы используйте объективные и справедливые критерии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|