Межличностное восприятие и построение имиджа
Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Межличностное восприятие или социальная перцепция представляет собой сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками, и интерпретацию на этой основе поступков и поведения. Основные функции социальной перцепции: · познание себя, · познание партнера по общению, · организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, · установление эмоциональных отношений. При изучении процессов межличностного восприятия выделяют два главных аспекта: 1. психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия; 2. механизмы и эффекты межличностного отражения.
Схема 42. Механизмы межличностного восприятия
Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. Эмпатию можно определить как эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. Аттракция (в дословном переводе – привлечение) может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии. Под социальной рефлексией понимается способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Универсальный механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека – механизм каузальной атрибуции. Различают три типа каузальной атрибуции: · личностную (причина приписывается тому, кто совершает поступок),
· объективную (причина приписывается объекту, на которое направлено действие), · обстоятельственную (причина приписывается внешним обстоятельствам). В процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены социально-психологическими эффектами межличностного восприятия, носят объективный характер и требуют определенных усилий воспринимающей личности.
Схема 43. Эффекты межличностного восприятия Наиболее значимой информацией о ком-то является первая и последняя, это выражается в эффекте первичности и новизны. Он подчеркивает важность определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. При противоречивой информации о незнакомом человеке больший вес придается данным, полученным вначале, при общении со старыми знакомыми больше доверяем последней информации. Большое значение на формирование первого впечатления о человеке оказывает эффект положительного или отрицательного ореола. Эффект ореола заключается в приписывание не существующих черт человеку в зависимости от полученной информации. Эффект проекции связан с приписыванием собеседнику своих достоинств или недостатков. Например, когда у человека замечательное расположение духа, все окружающие кажутся ему милейшими людьми. Эффект стереотипизации обусловлен наличием специфических образов имеющихся в опыте человека – стереотипов. Это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и т.д. В результате стереотипизации формируется социальная установка – предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом. Сформировавшиеся социальные установки обладают устойчивостью и ведут к облегчению, алгоритмизации познания, а так же приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды.
Знание закономерностей влияния субъективных факторов на восприятие партнера по общению помогает для эффективного налаживания отношений. Для человека важно, как он выглядит в глазах окружающих. Взаимодействуя с окружающими людьми, каждый человек видит большое количество их реакций на него самого. Он может использовать это знание в определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей. Э. Гофман назвал имидж – «искусством управлять впечатлением». Воспринимаемый и передаваемый образ человека принято называть имиджем. Данное понятие появилось в психологической науке сравнительно недавно. Имидж – английское слово, обозначающее «образ», «ореол». Это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо. Имидж – это некий образ, который человек, его «я», представляет миру, своего рода форма самопрезентации. Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль научного знания – имиджелогия. Условно можно выделить три группы характеристик составляющих имидж. В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность и красноречивость. Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием «умение нравиться людям». Обладание перечисленными способностями и постоянные упражнения в их развитии – залог успешного создания личного имиджа. Во вторую группу входят характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье и способность к межличностному общению. Нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и его кредо – вседозволенность. К третьей группе следует отнести то, что связано с жизненным и профессиональным опытом личности. Особенно ценно, когда этот опыт помогает ей обострить интуицию.
У имиджа две стороны: субъективная – передаваемый образ человека и объективная это то, как его воспринимают другие. Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Имидж может быть принимаем, и не принимаем, вызывать соответственно положительное или отрицательное отношение. Общественные деятели, для которых популярность очень важна, имеют имиджмейкеров-специалистов, занимающихся проблемами становления и развития популярного имиджа. Вопросы для самоконтроля 1. Какова взаимосвязь деятельности и общения? 2. Какие коммуникативные барьеры мешают адекватной передаче информации? 3. Что такое информация? Какие требования к ее передаче другим людям необходимо соблюдать, чтобы сохранить ее содержание? 4. Как невербальные средства влияют на восприятие информации? 5. Что побуждает людей взаимодействовать друг с другом? 6. В чем заключается специфика социальной перцепции в отличие от простого восприятия? 7. Какие механизмы социальной перцепции способствуют созданию образа партнера?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|