Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обмен информацией и коммуникативные барьеры




Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как информацию, получаемую ими друг от друга, и тогда сам процесс коммуникации понимается как обмен информацией.

Коммуникация – обмен информацией между двумя и большим количеством людей.

Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. При всяком рассмотрении коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона: как информация передается, в то время как в условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

При передаче информации могут возникать коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. Коммуникативные барьеры – это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Коммуникативные барьеры могут быть трех типов: понимания, социально-культурного различия и отношения (схема 38).

       
 
 
 
 
 

 


Схема 38. Коммуникативные барьеры

Любая поступающая к человеку информация несет в себе элементы воздействия. Выделяют два типа коммуникативного воздействия.

· Авторитарная коммуникация. Реализуется установка «сверху – вниз», которая предполагает подчиненное положение слушающего, восприятие его коммуникатором как пассивного объекта воздействия.

· Диалогическая коммуникация. Реализуется установка «на равных», слушатель воспринимается как активный участник коммуникативного процесса, имеющий собственное мнение.

Таблица 19.

Авторитарная и диалогическая коммуникация

Параметры процесса коммуникации Авторитарная коммуникация Диалогическая коммуникация
  Психологическая установка коммуникатора «сверху– вниз» «на равных»
  Характеристика текста · безличный характер, · без учета особенностей слушателей, · сокрытие чувств, · аксиоматичное содержание. · персонификация, · учет индивидуальных особенностей слушателей, · открытое предъявление собственных чувств, · дискуссионный характер содержания.
  Форма коммуникации монофония полифония
  Характер невербального поведения закрытые жесты и позиция «над аудиторией». открытая жестикуляция, один пространственный уровень.

Передать информацию можно с помощью знаков. В общем виде выделяются два вида знаков, несущих информацию: слова и жесты. Способы передачи информации соответственно и определены как вербальная и невербальная коммуникации.

При помощи речи происходит кодирование и декодирование информации. Информация – это отдельный элемент образа мира, полученный через опосредованное или непосредственное познание. Коммуникатор, когда говорит, кодирует информацию, а реципиент в процессе слушания ее декодирует. Передача информации от одного партнера к другому выражена в схеме 39.

 
 

 


Схема 39. Передача информации

 

В межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от говорящего (коммуникатора) к слушающему (реципиенту). Форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого коммуникатора, его представлений о реципиенте и отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение. Кроме того, посланное им сообщение не остается неизменным – оно трансформируется, изменяется под влиянием индивидуально-психологических особенностей личности реципиента, а также отношения последнего к автору, самому тексту и ситуации общения.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия получила название убеждающей коммуникации. Американским журналистом Г. Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации (в частности газет) предложена модель коммуникативного процесса. Она включает пять элементов:

1. Кто? (передает сообщение) - Коммуникатор

2. Что? (передается) - Сообщение (текст)

3. Как? (осуществляется передача) - Канал

4. Кому? (направлено сообщение) - Аудитория

5. С каким эффектом? - Эффективность

Рассмотренная схема может помочь при познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации.

В качестве основных видов невербального общения выделяют:

- визуальные – кинетика (движение рук, головы, ног, туловища, походка), поза (осанка, посадка головы), проксемика (организация пространства и времени), выражение лица и глаз, визуальные контакты, кожные реакции (потение, покраснение, побледнение,), внешние признаки (пол, возраст, особенности внешности, одежда, прическа и т. д.);

- акустические – паралингвистические (качества голоса, его диапазон, тональность), экстралингвистические (паузы, смех, кашель, вздохи);

- тактильные – прикосновение, пожатие руки, объятия, поцелуи

- ольфакторные – приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественный и искусственный запах человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...