Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человеческий фактор в безопасности труда




Проблема человеческого фактора в контексте представлений об угрозах безопасности личности и среды, определяющих поведение человека и характер его межличностных отношений, стала предметом изучения в теории катастроф и конфликтных ситуаций.

Современная статистика свидетельствует о том, что в 70 90% случаях причиной аварийности и травматизма является человеческий фактор, что обусловлено следующими причинами:

· низким уровнем профессиональной подготовки по вопросам безопасности;

· недостаточным воспитанием;

· слабой установкой специалиста на соблюдение безопасности;

· допуском к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации;

· пребыванием людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих надежность и безопасность деятельности специалиста.

Все это привело к выработке политики в области предотвращения несчастных случаев, предусматривающей подбор кадров с учетом индивидуального поведения, а также конструирование оборудования, более безопасного с позиций эргономики.

Рассматривая причины роста травматизма в связи с человеческим фактором, можно заключить, что развитие техники опережает психологические мероприятия по защите от её опасных и вредных воздействий. На схеме 1 представлена предложенная Д. Рамсеем «последовательная модель возникновения несчастных случаев». В этой модели предполагается, что существует ряд характерных личностных свойств, способных влиять на вероятность несчастного случая. Отметим, что на каждом этапе развития травмоопасной ситуации ее ход и итог определяются психофизиологическими характеристиками исполнителя, являющимися во многом общими для травмоопасных профессий.

В соответствии с приведенной схемой на первом этапе происходит восприятие опасности. Таких работ, где требуется сенсорное восприятие выше среднего уровня, немного, и оно зачастую обеспечивает эффективность, а не безопасность работы, как, например, у контролеров. Однако есть небольшое число работ, где высокая сенсорная чувствительность служит для распознавания опасных сигналов. Так, например, по уровню этой характеристики существенно различаются горнорабочие высокого и низкого уровня безопасности труда. Восприятие опасности не связано только с сенсорными характеристиками. Значительную роль здесь играют свойства внимания, которые, по данным исследований И. П. Бондарева, М. Н. Исаевой, О. В. Маликовой и др., являются критериальными при отборе работников в 60 80% всех травмоопасных профессий.

Схема 47. Ступенчатая модель возникновения несчастного случая (Д.Рамсей)

В 60 90 г. были сделаны попытки разработок в области индустриальной психологии, в частности «Особенности работы с подчиненными на предприятиях по химической переработке топлива».[8] Специальные исследования в нашей стране и за рубежом показали, что от 60 % до 90 % травм в промышленности и на транспорте происходят в связи с запоздалыми или ошибочными действиями человека. Ряд катастроф техногенного характера, которые волной прошли по России в конце ХХ в., поставили перед государством задачу обеспечения безопасности техногенной среды на законодательном уровне.

15 декабря 2002 годаГосударственная дума принялафедеральный закон «О техническом регулировании», который указывал на необходимость «провести комплексное обоснование роли человеческого фактора как одного из основных источников техногенных угроз и как одного из базовых барьеров при развитии катастрофических ситуаций на всех этапах формирования и реализации научно-технической политики в области обеспечения безопасности техногенной сферы».

В быстро меняющемся глобализирующемся мире надвигаются новые угрозы для человечества, при этом основные проблемы по большей части создает сам человек. Следовательно, становится очевидной необходимость воспитания ответственности человека за его действия, формирования культуры безопасности, которая включает: во-первых, знания об окружающем мире и характеристик опасностей, во-вторых, знания о себе и своих особенностях, в-третьих, формирование качеств, присущих личности безопасного типа.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте в целом трудовую деятельность человека.

2. Почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самосохранения, сами становятся виновниками своих травм?

3. С какими теориями подверженности несчастным случаям вы знакомы и в чем их сущность?

4. Сравните особенности изучения проблемы несчастных случаев в западной и отечественной психологии.

5. Приведите примеры из собственных наблюдений степени защищенности от происшествий или подверженности им людей.

6. Объясните причины возникновения опасных ситуаций и травм, связанных с человеческим фактором.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...