Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, регулирующие поведение человека в ситуациях риска




Выявлены две группы факторов, регулирующих поведение человека в ситуациях риска: объективные и субъективные. Объективные факторы жизнедеятельности человека обладают определенной вероятностью наступления тех или иных событий, независимо от субъекта. «Объективность риска проявляется и в том, что это понятие отражает реально существующие в общественной жизни явления, процессы, стороны деятельности. Причем риск существует независимо от того, осознают ли его наличие или нет, учитывают или игнорируют его»[17]. Субъективность проявляется, прежде всего, в разном восприятии субъектом степени риска, что обусловлено индивидуальными особенностями отражения человеком соответствующей ситуации. В процессе деятельности субъекту необходимо делать выбор между несколькими альтернативами, просчитывать вероятность их исхода, сопоставлять со своими особенностями, интересами и с позициями других людей. На каждом этапе развития риска происходит анализ ситуации и корректировка деятельности, смена цели, плана ее достижения и критериев ожидаемого результата.

Риск существует в рамках некоторого времени. Выход за пределы этих границ порождает преждевременную, запоздалую или не имеющую смысла деятельность. Время оказывает влияние на процессы восприятия и принятия решений. Давление временем изменяет стратегию сбора информации, в результате чего уменьшается до минимума количество гипотез и качество стратегий по снятию риска, возрастает вероятность возникновения неблагоприятных последствий. Часто менее важные данные определяют поведение субъекта, а значимые элементы упускаются из вида.

По времени получения желаемого результата различают кратковременные и длительные ситуации риска. При кратковременном воздействии фактора риска восприятие, понимание ситуации, принятие решения происходят за небольшой интервал времени и оцениваются сразу посредством анализа качества полученного результата. Более длительное воздействие фактора риска характеризуется задержкой получения желаемого результата, перестройкой активности субъекта, поиском особенностей и закономерностей деятельности, формированием ее целей, задач и программ реализации. Нахождение субъекта в длительной ситуации риска и слияние с ней изменяют восприятие времени. Условия риска, особенно длительные по времени протекания, поглощают, привлекают индивидов настолько, что ради них они готовы отказаться от сна, пищи, материальной, социальной компенсации.

Ведущими мотивами деятельности в ситуации риска являются мотивы достижения успеха и избегания неудач. Индивид, мотивированный на успех, ищет деятельность и выбирает средства, направленные на достижение поставленной цели. Выбор цели субъекта обусловлен субъективной или реже объективной оценкой степени вероятности неудачи и величиной возможных последствий. Более желаемая цель сопряжена с большей степенью риска, с возможностью потерь. Достижение цели сопровождают элементы опасности, неуспеха, физические или моральные потери, ожидающие субъекта в результате сделанного им выбора, отсутствие уверенности в ее реализации. У индивида есть возможность выбрать цель различной трудности. Сложность цели зависит от уровня притязаний, самооценки, склонности к риску.

Для определенной категории лиц риск является привлекательным. Стойкий интерес к рискованным ситуациям просматривается у них в любых сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, досуговой и т.д..

Ситуации оправданного риска требуют нестандартного решения, основанного на интеграции прошлого опыта индивида, объективных и субъективных факторов среды. Субъекты, склонные к риску, обладают рядом личностных черт, обусловливающих принятие риска, его моделирование и реализацию. Они обладают способностью замечать, комбинировать и реализовывать рискованный путь решения той или иной проблемы, умеют ставить вопросы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидные истины, проявляют упорство при достижении цели.

Как черта личности склонность к оправданному риску предполагает наличие у человека независимой позиции, сочетание смелости и способности реальной оценки обстановки. Индивиды, идущие на риск, обладают высоким уровнем самоконтроля, верой в свои возможности, высокими адаптивными способностями. Их отличает независимость суждения и поступков от мнения других людей. Они проявляют интерес к сложным, с элементами новизны и неопределенности условиям, к ситуациям, требующим неординарных подходов и сопровождающихся опасностью реализации. При решении поставленных задач они используют неожиданные элементы, находя оригинальный способ достижения цели. Процессы синтеза, комбинирования и нахождения наиболее безопасных способов действия, сама рискованная деятельность приносят субъектам своеобразное удовольствие в высвобождении творческого потенциала, удовлетворение потребности самоактуализации.

Ситуации с элементами риска по-разному влияют на психику субъекта: одни из них активизируют деятельность и протекание психических процессов, другие приводят к противоположному результату. Среди основных стрессогенных факторов выделяют: дефицит времени, информационные перегрузки, помехи, угрозы. При воздействии факторов риска у некоторых индивидов наблюдается реакция расстройства психики. Люди ставят перед собой сложные глобальные задачи, не прослеживая этапную структуру получения планируемого результата. Подобная тактика увеличивает вероятность неблагоприятного исхода.

В ситуации повышенного риска, несущего угрозу жизни и здоровью человека, возникают специфические эмоциональные и другие психические состояния, отрицательно влияющие на процесс формирования и функционирования образа. Вследствие неадекватного отражения обстановки, эффективное разрешение данной ситуации может быть случайным. Отечественный психолог Б. Ф. Ломов писал, что «…человек принимает решение не на основе взвешивания вероятностей возможных событий, определение величины риска и полезности, а под влиянием эмоциональных состояний, импульсивности» [18].

Отечественными исследователями (Н. А. Носов, М. И. Дьяченко, Н. А. Кандыбович, В.А. Пономаренко и другие) доказано, что инструкции по действию в неординарных условиях часто ограничивают число альтернативных решений, сужают возможности индивида, уменьшают количество комбинаций. Эффективно применявшиеся ранее принципы поведения и общие решения, стереотипно переносимые в измененные условия, могут привести к неудаче. Нельзя заранее обучить алгоритмам действий в экстремальных условиях, так как изменение хотя бы одного элемента или сочетание различных обстоятельств вызывают необходимость в перемене стратегии поведения

Рассматривая влияние фактора контроля на процесс и результат деятельности в проблемной ситуации, необходимо учитывать мотивационную базу деятельности. Создание субъектом внешне немотивированной рискованной ситуации вызвано часто желанием расширить рамки личной свободы. Ведущей побудительной силой, притягивающей людей к таким ситуациям, является риск как средство самореализации, как один из способов творчества, освобождения от давления социальной среды, обретения собственного контроля над ситуацией.

Риск становится средством избавления от внутренних и внешних ограничений, удовлетворения потребности в самоактуализации, проявления оригинальности, способом получения эмоционального и физиологического удовольствия. В ситуациях риска ощущение азарта, подъема, удовлетворения приносит чаще всего не результат, а процесс.

Высокий уровень социального контроля в условиях риска снижает эффективность деятельности, увеличивает вероятность получения неблагоприятного результата, повышая степень риска, и проводит к созданию человеком неоправданных рискованных ситуаций. Частота принятия немотивированного риска может являться показателем актуализации и реализации потребностей человека в самостоятельности, ослаблении внешнего или личного контроля над ситуацией.

Вопросы для самоконтроля

1. Определите понятие «риск».

2. Какова роль риска в принятии решений?

3. Объясните природу риска с точки зрения объективной и субъективной концепции.

4. Назовите основные элементы риска.

5. Охарактеризуйте оправданный и неоправданный риск. Приведите примеры.

6. Охарактеризуйте этапы развития рискованной ситуации.

7. В чем суть теории принятия решения?

8. Основные стратегии поведения человека, стоящего перед необходимостью принять важное решение. Приведите примеры из собственных жизненных наблюдений.


Список рекомендуемой литературы

1. Абчук В.А. Теория риска в морской практике. М. 1983.

2. Альгин А.П. Риск: сущность, функции, детерминация, разновидности, методы оценки. М. 1990.

3. Альгин А.П. Управление в ситуации риска. СПб. 2008.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003.

5. Бодалев А.А. Психология общения. М., 2002.

6. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность человека в системах управления техникой. М.,1998.

7. Валдайцев С. В. Риски в экономике и методы их страхования. СПб. 1992.

8. Ефимова Н.С. Основы психологической безопасности. М., 2009.

9. Ефимова Н.С. Психология общения. М. ИД.»ФОРУМ» -ИНФРА-М, 2009.

10. Ефимова Н.С.Психология профессиональной безопасности. Практикум. М. Изд. центр РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2010.

11. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987.

12. Измалков В.И., Измалков А. В. Безопасность и риск при техногенных воздействиях. М. 1994.

13. Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М.: ИП РАН. 1997.

14. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М. 2003.

15. Коротков Э.Н. Современные методы в учебном процессе. М. Академия, 2006.

16. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин: «Валгус». 1987.

17. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л. 1984.

18. Ларичев О.И. Проблемы принятия решений с учетом факторов риска и безопасности.// Вестник АН СССР. М.: Наука. 1987. №11. С. 38-45.

19. Львов В.М. Методологические аспекты психологической безопасности специалистов и руководителей организаций. //Проблемы психологии и эргономики. №3. 2001.

20. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности. М. 2000.

21. Носкова О.Г. Психология труда. М.: Изд. Центр «Академия», 2006.

22. Пряжников Н.С. «Психология труда и человеческого достоинства», М.: «Академия», 2005.

23. Психология: Словарь. Под ред. А.В. Петровского и др. М., 1990.

24. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2004.

25. Сальвенди Г. Человеческий фактор Т. 1-3. М. 1991.

26. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология М.:Academia, 2005.

27. Толочек В.А. Современная психология труда. СПБ.: ПИТЕР, 2005.

28. Харлампович Г.Д. Индустриальная психология. Свердловск. 1978. Ч. 2.

29. Шульц Д.. Психология и работа. СПб.: Питер, 2003.


[1] Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Академия, 2004

[2] Косякова О.О. Возрастные кризисы. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. с.6

[3] Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УГППУ, 1997, с. 138-146

[4] Эргатическая система – сложная целостная система, включающая человека (группу людей), техническое устройство (средств деятельности), объект деятельности и среду, в которой находится человек.

[5] Зотова О.И. и др. Социально-психологические проблемы повышения эффективности деятельности производительных бригад. М.:ИП АН, 1987, с. 63

[6] Геллерштейн С. Г. К вопросу о профессиональной типологии. Психотехника и психофизиология труда. 1930. т. III. Вып. 6. С. 499.

[7] Цфасман И.Л. Принципы и методы психотехнического профтравматизма. В кн.: Психотехника и физиология труда на Урале. 1932. С. 47-52.

[8] Харлампович Г. Д. Индустриальная психология. Свердловск. 1978, ч. 2

[9] Серебровский В. И. Очерки страхового права. М. 1926. С. 118.

[10] Рудашевский В. Д. Риск, конфликт и неопределенность в процессе принятия решений и их моделирование. Вопросы психологии. 1974. № 2. С. 89.

[11] Абчук В. А. Теория риска в морской практике. М. 1983. С. 26.

[12] Агапеев В. Е., Розанцева Д. Н. Риск как основание защиты интересов граждан – участников дорожно-транспортных происшествий.// Права и свободы советских граждан и роль милиции в их обеспечении: Сборник научных трудов Московской высшей школы милиции МВД СССР. М. 1981. С. 88-96

[13] Собчак А.А. О некоторых спорных вопросах общей теории правовой ответственности.// Правоведение. 1968. №1. С. 55

[14] Ойгензихт В.А. Мораль и право. Душанбе: Ирфон. 1987. С. 112.

[15] Janis I., Mann L. Decision making: Psychological theory of choice conflict & commitment. 1977

[16] Валдайцев С.В. Риски в экономике и методы их страхования. СПб, 1992, с. 27

[17] А. П. Альгин. Управление в ситуации риска. СПб. 2008. С. 26.

[18] Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. 1984. М. С.58

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...