Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Философия древнего Востока




ФИЛОСОФИЯ

 

Методические указания к изучению дисциплины

для студентов очной формы обучения

 

 

Утверждено

на заседании кафедры

 

Издательский центр

Саратовского государственного социально-экономического

Университета


УДК1

ББК87

Ф56

 

Составители: д-р. филос. наук, профессор Н.И.Петров, к. филос. наук, доцент С. В. Балабай, канд. филос. наук С.П. Гурин, канд. филос. наук, доцент И.И. Гусева, к.ф.н., доц. Е.П. Спиридонова, к. филос. н., доц. Р.Б. Яковлев, к. филос. наук, доц. И.А. Афанасьев, ассистент И.Н. Буханова

 

Ф56 Философия: Методические указания к изучению дисциплины для студентов очной формы обучения / Сост. Н.И. Петров, И.А. Афанасьев, С. В. Балабай, С. П. Гурин, И.И. Гусева, Е.П. Спиридонова, Р.Б. Яковлев, И.Н. Буханова. – Саратов: Издат центр Сарат. гос. соц.-экон. ун-та, 2005. – 65с.

 

 

Рекомендует к печати:

учебно-методический совет СГСЭУ

2005 года

 

 

УДК1

ББК87

ÓСГСЭУ, 2005

 

Философия

 

Редактор Т.Козлова

 

Компьютерная верстка И. Бухановой

 

Подписано в печать 28.08.05 Формат 60х84 1/16

Бумага типогр. № 2 Заказ

Печать RISO Тираж 500 экз.

Уч.- изд. л. 4,1 Усл. печ. л. 4,0

410000, Саратов, ул. Радищева, 89. Издат. центр. СГСЭУ
В в е д е н и е

Одно из центральных мест среди гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами в Саратовском государственном социально-экономическом университете, занимает философия. Философию можно понимать как особую форму позна­ния мира, вырабатывающую систему знаний о фунда­ментальных принципах и основах человеческого бы­тия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и ду­ховной жизни, во всех ее основных проявлениях. В таком модусе философия предстает как деятельность, устремленная к тому, чтобы рациональными средствами создать пре­дельно обобщенную картину мира и определить место человека в нем.

Многомерность философии, и ее несводимость к классическим идеалам фиксируется уже в ее названии. Если буквально перевести этот термин с древнегреческого языка на русский, то "философия" означает "любовь к мудрости", “любомудрие”. Название фиксирует специфику философствования как занятия любящих мудрость, отличающихся от увлечений невежд и тех, кто претендует на всезнание. Философия характеризуется не столько как определенный набор и качество знаний, сколько через соотнесение с неуловимым настроением: которое интерпретируется как любовь, благочестие, смиренномудрие. Ведь мудрость и тем более любовь не идентичны теории и не сводимы только к знаниям.

Зачем необходима философия современному человеку? В отличие от всех других областей человеческого знания, философия ставит и разрешает такие вопросы, дальше и глубже которых двигаться в познании мира просто невозможно. Как устроен окружающий нас мир? Как соотносятся в этом мире материальное и духовное? Хаотичен ли этот мир или каким-то образом упорядочен? Какое место занимают в мире закономерность и случай, устойчивость и изменяющаяся текучесть? Что такое покой и движение, пространство и время, что такое развитие и прогресс? Что есть истина и как отличить истину от заблуждений, от преднамеренных искажений и лжи? Что такое свобода, совесть, честь, долг, ответственность, справедливость, добро и зло, красота и безобразие?

В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры (представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и необходимости и т.д.) перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых обществу видов деятельности. Тогда возникают разрывы традиций и формируются потребности в поиске новых мировоззренческих смыслов. Социальное предназначение философии в том, чтобы способствовать этому поиску. Она стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоззренческих идей.

Естественно, что на философские вопросы каждый человек может отвечать и отвечает по-разному. Существуют ответы поколений, имеющих разный жизненный опыт, которые во многом предстают итогом и эстафетой передаваемой иными культурами, цивилизациями. Это не готовые рецепты, а способы вопрошания, которым соответствуют способы самоустановления человека в мире. Отметим, что философия - это не только собрание, не только библиотека великих истин, но и постоянное стремление к обретению истины, дух открытости, поиска, вопрошания. Это осмысление духовной паузы в прагматической и теоретической деятельности требует “труда души”- особого усилия понимания. Поэтому приверженность к философии выражает особый настрой души, ума и всего человека, помогающий обрести равновесие между самим собой и миром. Поэтому философия - это не только готовые знания и методы познания, но и способ обращения человека к собственной глубине.

Поскольку именно философское мировоззрение является основанием осмысленной, целенаправленной и ответственной деятельности исторического субъекта, особое значение философия имеет для представителей гуманитарных наук, - социологов, экономистов, историков, правоведов и др., которые пытаются понять и выразить общественные процессы. Это весьма актуально для экономистов, которые имеют дело с деньгами и людьми. В такой ситуации конфликты неизбежны и требуется особая культура мышления и поведения. Изучение философии - это школа, которая позволяет воспитать культуру разумного мышления, научиться свободно оперировать понятиями, выдвигать и подвергать критике те или иные суждения, отделять главное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями, выявлять и анализировать противоречия в окружающей действительности, видеть ее в изменении и развитии. Будущий экономист уже в вузе должен обратить внимание на свою мировоззренческую культуру. Философия открывает такие возможности, но не гарантирует их автоматической реализации.

 

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

1. Специфика философских проблем и философского образа мышления.

2. Предмет философии и структура философского знания.

3. Функции философии и её значение для человека и общества.

 

Методические указания

 

При изучении первой темы необходимо иметь в виду, что мудрость, о любви к которой, говорит этимология понятия “философия”, оказывается чрезвычайно ёмким, многомерным феноменом, интерпретация которого во многом зависит от культурно-исторического контекста, персональной позиции мыслителя, от целей, которые он перед собой ставит и от представлений о возможных и приемлемых для достижения этих целей способах (методах).

Обратите внимание, на то, что в истории культуры одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы её утаить или приспособить к соответственным интересам, третьи делали предметом своих изысканий абстрактные, идеальные сущности. В общем виде можно выделить обыденный, сциентистский, феноменологический, экзистенциальный подходы к определению философии. При подготовке к семинару обратите внимание на специфику каждого из вышеперечисленных подходов.

Ключевой проблемой данной темы является вопрос о предмете философии. Имея в виду, что философию отличает многообразие подходов к пониманию собственного предмета, выявите и проанализируйте аргументы разных мыслителей. Поразмышляйте: можно ли говорить о наличии у философии специфического предмета исследования?

Раскрывая вопрос о природе и специфике философского знания, обратите внимание на характерные черты философии:

-философия является фундаментальным знанием, т.е. знанием о сути изучаемого явления. Если другие социально-гуманитарные науки исследуют прикладные аспекты природы, человека, общества и их взаимодействия, то философия, обращаясь к тем же явлениям, стремится ответить на вопрос “что это?”;

-философия существует, прежде всего, как теоретическое знание, т.е. рассмотрение различных проблем, происходит по преимуществу в виде построения концепций, разработки категорий и понятийного аппарата.

-специфика философского знания такова, что её законы, категории и принципы носят всеобщий характер и распространяются на природу, общество, человека и само мышление;

- философское знание имеет систематический характер, т.е. философия рассматривает наиболее важные проблемы в их взаимосвязи, обобщает частно-научное и обыденное знание. Кроме того, неотъемлемой частью философии является рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение её истории.

Переходя к вопросу о структуре философского знания, обратите внимание, на иерархичную взаимосвязь следующих учений:

- онтология – учение о бытии. Онтология является фундаментом философского знания, так как занимается исследованием оснований существования мира в целом, проблемой первоначал бытия, соотношением материального и идеального;

- гносеология – учение о познании. Она включает в себя эпистемологию – учение о различных формах знания (научных и ненаучных) и методологию – учение о способах познания (теоретических, эмпирических). В рамках гносеологии определяется, что человек может познать и каким образом он может это сделать;

- антропология – учение о человеке. Этот раздел философского знания занимается изучением сущностных оснований человека, соотношением биологического и социального, телесного и духовного;

- аксиология – учение о ценностях человеческого существования. Включает в себя этику – науку о моральном и эстетику – учение о прекрасном.

- социальная философия – занимается философским анализом общества, его структурой, историей развития.

Раскрыть значение философии для человека и общества, возможно проанализировав функции, которые она выполняет. Мировоззренческая функция заключается в том, что философия способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, играет адаптационную роль для человека. Методологическая функция выражается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как система конкретных методов познания и освоения действительности. Критическая функция является основной для философии и выражается в антидогматическом отношении к существующему знанию и социокультурным ценностям. Социальная функция является весьма многоплановой и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана объяснять социальное бытие и способствовать изменениям. В рамках философии формулируются коллективные цели и координируются коллективные действия по их достижению.

 

Библиографический список

Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. 1995. № 1.

История философии: Запад-Россия-Восток. М., 1996.

Козин Н.Г. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Саратов, 1996.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990, 1992.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1993.

Хайдеггер М. Что это такое философия?// Время и бытие. М., 1993.

 

Контрольные вопросы

1. Уступает ли философия науке в рациональности, а искусству в образности?

2. Сравните обыденное и философское.

3. Обладает ли философия практической значимостью в современном мире?

 

 

Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Особенности древневосточной философии.

2. Древнеиндийская философия: Веды. Философские системы. Индуизм. Упанишады. Бхагавадгита. Философия буддизма. Йога.

3. Философские школы Древнего Китая: И-Цзин. Даосизм. Чань-буддизм.

4. Социально-политические учения. Конфуцианство.

 

Методические указания

 

При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на то, что существуют три подхода к определению природы восточной философии. Один сводится к упорному поиску в восточных традициях понятий и категорий, тождественных тем, которые выработала европейская философия. Так, китайские «ци» и «ли» или индийские «пракрити» и «пуруша» рассматриваются как синонимы материального и идеального. Прямо противоположна позиция, утверждающая принципиальное отличие восточного понятийно-терминологического аппарата от западного. При этом предполагается, что европейские, китайские или индийские понятия никогда не являются эквивалентами и не имеют общей системы координат. Третий подход связан с признанием специфики восточной философской мысли.

К тому же индийская, китайская и арабская цивилизации столь отличны друг от друга, что никак не могут быть объединены в рамках некой единой восточной культуры. Это связано с тем, что народы Востока не имели общей "колыбели" культуры, каковой для европейцев была Древняя Греция.

Второй вопрос посвящен индийской философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. Философское мышление возникало за счет усиления и автономного развития ментальной составляющей ритуала. Философское умозрение обеспечивалось ритуальной по своим истокам практикой медитации, трансформирующей человеческое сознание и выводящей его по ту сторону различий, значимых для обыденного мышления. В Упанишадах — первых философских текстах в индийской культуре (ранние Упанишады относятся к VIII-VII вв. до н. э.) — центральным пунктом является тезис о тождестве Брахмана, источника всего сущего во внешнем мире, и Атмана, универсального активно-жизненного начала. Глубинное тождество субъективного и объективного считалось недоступным абстрактному рассудку — подлинная реальность открывалась благодаря йогическому тренингу, ведущему к достижению экстатического состояния. Познающие Брахмана достигают мокши — освобождения от цепи перерождений (сансары). А все те, кто ограничивается религиозными обрядами и совершением добрых дел, может рассчитывать лишь на новое рождение в более высоком статусе в соответствии с универсальным законом кармы. Если популярная, обращенная к мирянам часть целостного мировоззренческого комплекса может быть квалифицирована как религиозная проповедь, то его внутреннее концептуальное ядро, доступное немногим (специально подготовленным и стремящимся лишь к знанию людям), представляет собой собственно философию.

Раскрывая третий вопрос, следует учитывать, что китайская философия развивалась как бы изнутри мифосознания – через переосмысление мифологической модели мира при сохранении ее общей структуры, прежде всего, – принципа единосущности макро- и микрокосма, поэтому базисной интенцией китайского философского мышления была идея органического единства человека и мира. Все вещи понимались как подвижные, текучие образования: "ци", универсальный субстрат мира, трактуется как непрерывная среда динамических колебаний, поляризуемая действием противоположных сил – "ян" и "инь" (света и тьмы); каждая вещь содержит в себе начала "инь" и "ян", поочередно доминирующие и обеспечивающие пульсацию перемен. Даосизм выдвигает стратегию "следования естественности". Отказ от всякой преднамеренности и целенаправленности в действии (принцип "недеяния" – "у-вэй") позволяет совершенно мудрому приобщиться к "дао" как общемировому естественному ритму событий.

В четвертом вопросе следует отметить, что в центре внимания китайских мыслителей находились этико-политические проблемы, поскольку деятельность по упорядочению Поднебесной (социума) понималась как важнейший фактор поддержания вселенской гармонии. Для Конфуция характерна опора на формальную упорядоченность человеческого поведения посредством строгого следования правилам церемониала "ли". Воплощением знания выступает "благородный муж" ("цзюнь цзы"), посредством жесткого самоконтроля обуздывающий природно-хаотическое начало в человеке. При империи Хань (3 в. до н. э. – 3 в. н. э.) конфуцианство приобрело статус официальной идеологии и впоследствии на протяжении столетий оказывало огромное воздействие на облик традиционной китайской цивилизации.

Библиографический список

Васильев Л. В. История религий Востока. М., 1988.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке. М., 1989.

Малявин В. Конфуций. М., 1992.

Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.

Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1988.

Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1-2. М., 1993.

Степанян. М. Т. Восточная философия. М., 1997.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем суть кризиса мифологического миропонимания?

2. Раскройте соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского.

3. Каковы особенности мифологии на Востоке?

4. Перечислите основополагающие принципы древнеиндийской философии?

5. Какие особенности ортодоксальных школ и направлений индийской философии?

6. Назовите неортодоксальные школы индийской философии?

7. Назовите характерные черты философии Древнего Китая:

8. Типы методологии и их особенности в философских учениях Китая.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...