Тема 4. Средневековая философия
1. Специфика христианской философии. Основные этапы развития средневековой философии. 2. Вселенские соборы и развитие философской мысли. Христианство на Востоке и Западе. Апофатика и катафатика. Мистика и аскетика. 3. Схоластика Запада. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм. Проблемы онтологии. Философия Ф. Аквинского. Проблемы гносеологии. Вера и разум. Откровение и знание. Теология и философия. У. Оккам, Д. Скот. 4. Специфика Восточного христианства. Методические указания При рассмотрении первого и второго вопросов необходимо обратить внимание на то, что средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Начальная фаза формирования христианской философии относится еще к первым векам нашей эры, к периоду, когда становящееся христианское вероучение сталкивается и переплетается с философскими системами античного мира. Это происходит в период патристики. Патристика (от лат. pater – отец) – общее название литературы, написанной отцами церкви. В истории философии это понятие используется для обозначения христианского богословия и философии I-VIII вв., когда ее представители защищали христианскую доктрину от "язычников", иудеев, государственной власти и античной философии. Начиная с III столетия патристика, наоборот, стремится использовать принципы и методы античной философии для обоснования христианства. Философию патристики по той роли, которую она играет в обществе, можно разделить на апологетическую и систематическую. С точки зрения места возникновения – на философию Запада и Востока, на греческую и латинскую. На Востоке преобладала мистика, на Западе – схоластика. В борьбе против языческой религии и философии, заблуждений еретиков и атак врагов христианства выступают христианские писатели, названные апологетами (с греческого "апология" – защита). Установление официальной догматики поставило перед христианскими идеологами задачу систематизировать христианство. Для ее выполнения было необходимо использовать наследие античного мышления. Систематизация христианских воззрений была необходима для борьбы с еретическими учениями.
Раскрывая третий вопрос, следует подчеркнуть отличия подходов к проблеме познания Бога в катафатическом и апофатическом богословии. Отличие метафизических и методологических принципов Восточного и Западного христианства определяет их специфику. В исихазме – вершине православного богословия – по особенному определяется человеческая природа через энергийное соединение человека с Богом. В четвертом вопросе нужно учесть внутреннее многообразие схоластики. Термин «схоластика» (от греческого слова – школа) прилагался к весьма широкому кругу мыслителей, не только отделенных друг от друга веками, но и различавшихся по своим взглядам. В целом схоластика характеризовалась, во-первых, безусловным приоритетом веры над разумом и, во-вторых, существованием специфических и тщательно разработанных методов обучения «школяров». В центре схоластов находились данные в Божественном Откровении истины, которые надлежало не только защищать от еретических толкований, но также разъяснять, развивать и интерпретировать надлежащим образом.
Библиографический список Августин Аврелий. Исповедь. Пьер Абеляр. История моих бедствий. М., 1992. Аквинский Фома. Сумма теологии. Вопрос 18. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии. 1997. № 9.
Ареопагит Дионисий. Мистическое богословие. Божественные имена // Мистическое богословие. Киев, 1991. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. М., 1994. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975. История философии: Запад-Россия-Восток. Т. 1. М., 1995. Карсавин Л.П. Святые отцы и учителя церкви. М., 1996. Кураев А.В. Догмат и ересь в христианском предании // Вопросы философии. 1994. № 9. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. Ориген. 0 началах. Самара, 1993. Реале Д. и Антисери Д. История философии от истоков до наших дней. Т. 2. М., 1995. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. М., 1995. Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979. Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. Флоровский Г. Восточные отцы. М., 1992. Хоружий С. С. Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия. М., 1995. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1995. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996. Контрольные вопросы
1. Чем отличается христианская философия Востока и Запада? 2. Назовите основных представителей латинской патристики. 3. Каковы основные проблемы схоластики? 4. В чем суть проблемы универсалий? 5. Как концептуируется в философии Фомы Аквинского: сущность, существование и акт. 6. Каковы отличительные черты средневекового миропонимания? 8. Как соотносится постановка проблемы свободы воли у Боэция, Эразма, Лютера? Тема 5. Философия эпохи Возрождения 1. Основные черты ренессансной модели знания. 2. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Ренессансный идеал человека. 3.Теоцентризм и антропоцентризм в философии Н. Кузанского. 4. Политика и нравственность. Утопии.
Методические указания
Раскрытие данной темы, прежде всего, требует прояснения сущности самого понятия «Возрождение». Проанализируйте, почему поздний период развития феодального общества (XIV-XVI вв.) в Западной Европе называют эпохой Возрождения. Особое внимание уделите новым тенденциям в европейской культуре: упадок феодальных отношений и зарождение городов- республик, противостояние средневековой схоластике и духовному господству церкви, формирование светского свободомыслия и гуманистических идей, развитие естествознания, литературы, искусств.
При освещении следующего вопроса необходимо указать, что становление социально-экономического уклада и гуманистической культуры сопровождается изменением религиозного мировоззрения. Специфика ренессансной религиозности – в обращении к пантеистической традиции, имевшей широкое распространение в античности. Возрожденческий пантеизм (от греч. pan - все и theos - бог) отождествлял природу и бога и предполагал смену ценностных ориентаций. Один из крупнейших философов-пантеистов Николай Кузанский (1401-1464) утверждал, что природа бесконечна, а земля не является центром мира. Человеческое познание, с его точки зрения, достигается на основе чувственного опыта (включая эксперимент), а не вследствие схоластических рассуждений. Проанализируйте, как в философии Кузанского пересекаются теологические и антропоцентристские установки. Ключевым фактором в культуре Возрождения стало развитие науки. Рассмотрение ренессансной модели знания подразумевает выявление специфических характеристик в методологии и предметной сфере исследовательских интересов мыслителей Возрождения. Крупнейшим достижением науки этой эпохи явилась гелиоцентрическая система Н.Коперника, подорвавшая религиозное представление о человеке как центре сотворенного богом мира и ставшая революцией в естествознании. Глубокое философское содержание и научное значение имели воззрения Дж. Бруно (1548-1600), который решительно выступал против принципа подчинения разума вере, считая неприемлемой идею «двойственности истины», т.е. признание сосуществования религиозной и научной «истин». Огромный вклад Бруно внес в развитие естествознания. При подготовке к семинарскому занятию рассмотрите подробно натурфилософские взгляды ученого. Выдающимся представителем научной мысли Возрождения был Г. Галилей(1564-1642), который сделал целый ряд астрономических открытий, ввел и обосновал понятие «закон природы», разработал основы механики и научной методологии. Анализ гуманистических идей философии Возрождения позволяет выявить основные черты ренессансного идеала человека. Обратите внимание, что решающую роль в формировании этого идеала сыграли художники и поэты. В эпоху Возрождения происходит величайший расцвет искусства и литературы, создается культ творческой деятельности. Вспомните, какие темы затрагивают в своих произведениях Данте, Петрарка, Боккаччо, Мазаччо; каким изображается человек в творениях Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана, П. Брейгеля и др.
В эпоху Возрождения появляются социально-политические учения, отвергающие теократическую концепцию государства. Идея необходимости светского государства принадлежит Н.Макиавелли (1469-1527). Рассмотрите взгляды Макиавелли на природу человека и общества, проанализируйте теорию сильного государства. Социально-философская мысль эпохи Возрождения связана с именами английского гуманиста Т.Мора(1478-1535) и итальянского философа Т.Кампанеллы (1568-1639). Ознакомьтесь с утопическими концепциями этих мыслителей, поразмышляйте, что является причиной их возникновения.
Библиографический список Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.,1978. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1984. История философии: Запад - Россия - Восток. Книга 2. М., 1996. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1976. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. М., 1984. Контрольные вопросы 1. Назовите основные принципы философии Возрождения. 2. В чем проявилось утверждение силы человеческого разума? Поясните на примерах философских воззрений Н.Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея. 3. Каковы философские истоки ренессансного гуманизма? 4. Почему эстетическое начало играло доминирующую роль в ренессансном мировосприятии? 5. Как связаны идеи гуманизма с новыми социально-политическими теориями?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|