Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Немецкая классическая философия




 

1. Общая характеристика немецкой классической философии.

2. Гносеология и этика И. Канта.

3. Идеалистические концепции И. Фихте и И. Шеллинга.

4. Система и метод философии Г. Гегеля.

5. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 

Немецкая классическая философия – значительный этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством И.Канта, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Ф. Гегеля, Л. Фейербаха. Рассмотрите основные черты философии этого периода: высокий уровень системности философских учений, преобладание в философской проблематике изучения человеческой сущности и человеческой истории, разработка и использование диалектического подхода.

Переходя ко второму вопросу, необходимо отметить, что основное философское наследие И.Канта (1724-1804) относится ко второму, “критическому” периоду его творчества, когда были созданы основные произведения: “Критика чистого разума”, посвященная разработке теории познания, “Критика практического разума”, в которой излагается этическая теория, “Критика способности суждения”, где разрабатывается эстетика и учение о целесообразности. Акцентируйте внимание на том, что основу всех работ составляет учение о “вещах в себе” и “явлениях”, раскройте эти понятия. Центральным вопросом философии Канта является вопрос о возможностях человеческого познания. Охарактеризуйте три сферы познания, выделяемые Кантом: чувственность, рассудок и разум. Что такое антиномии, отчего они возникают? Важнейшей задачей философии Кант считал обоснование нравственных правил. Он является автором категорического нравственного императива. Подумайте, в чем сущность и значение этой этической максимы, является ли она актуальной в современной жизни?

Сложнейшая философская система в немецкой классике была разработана Г. Ф. Гегелем(1770-1831). В своей “Феноменологии духа” философ рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания – от низшей формы (чувственного восприятия) до абсолютного, чистого знания, когда все внешние предметы оказываются преодоленными, и дух мыслит собственную сущность. Рассмотрите «Логику» Гегеля, которая является началом философской системы. Она включает в себя учение о бытии, о сущности, о понятии. Проследите этапы перехода понятия к абсолютной идее. Затем перейдите к рассмотрению философии природы, которую Гегель понимает как инобытие идеи. Обратите внимание на ступени развития природы: механизм, химизм, и организм. Укажите, что третьим этапом развития абсолютной идеи является дух, который проходит субъективную стадию сознания, души; стадию объективного духа, который реализуется в нравственности и сфере права; и стадию абсолютного духа – вечно действительной истины. Выявите, в чем находит свое воплощение абсолютная идея.

С обоснованием практической философии выступал И. Фихте(1762-1874). Отметьте, что исходным пунктом наукоучения Фихте является сознание Я. Проанализируйте, как осуществляется переход обыкновенного сознания человека в абсолют, выявите диалектику Я и не-Я (внешний мир). В философии Фихте содержится целый ряд идей, оказавших влияние на развитие немецкой классической философии – это учение о развитии сознания, утверждение права разума на теоретическое познание, учение о свободе как добровольном подчинении исторической необходимости при её осознании, исследование структуры человеческой деятельности. Завершением классической немецкой философии является антропологический материализм Л.Фейербаха(1804 - 1872). По мнению философа единственно объективно реальными вещами являются природа и человек и именно они, а не абстрактные сущности, должны стать предметом философии. Философские вопросы бытия и познания Фейербах анализирует сквозь призму вопроса о человеке. Рассмотрите, как мыслитель понимает природу человека, в чем он видит отличие человека от животного. Переходя к анализу проблемы религии, укажите, что, по мнению Фейербаха, религия отбирает у человека все истинно человеческое: человеческая сущность, освобожденная от индивидуальных границ, обожествленная начинает почитаться в качестве потусторонней сущности, Бога. Но вместе с тем, религия – это то, что объединяет, она является универсальной формой связи между людьми. Поэтому человеку необходима “истинная религия”, в которой Бог будет не фантазийным, выдуманным, а реальным. Согласны ли Вы с философом, предлагающим в качестве новой религии – религию любви и счастья, основанную на идеях нравственных отношений и гуманизма?

Библиографический список

Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

Батай Ж. Гегель, смерть и жертвоприношение // Танатография Эроса. СПб., 1994. С. 245-268.

Гулыга А.В. Гегель. М., 1970.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII-начала XIX века. М., 1989.

Маркузе Г. Разум и революция. Гегель и становление социальной теории. СПб.: Владимир Даль, 2000.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.

Контрольные вопросы

1. Что является теоретическим основанием систематической философии И. Канта?

2. В чем состоит главный принцип философии Ф.Г. Гегеля?

3. Как понимается свобода в философии Канта и Гегеля?

4. Раскройте идею тождества мышления и бытия в учении И. Фихте.

5. Как понимал Л.Фейербах задачи философии? Основные темы философии Фейербаха.

 

Тема 8. Становление неклассической философии. Иррационализм и философия жизни

 

1. Критический пересмотр традиций классического философствования. Его причины и последствия. Особенности неклассического типа философствования.

2. Иррационализм А. Шопенгауэра

3. Идеи экзистенциализма в философии С. Кьеркегора.

4. Философия жизни Ф. Ницше.

 

Методические рекомендации

 

Знакомство с данной темой предполагает осмысление глубинного кризиса, который произошел в западноевропейской философии в XIX веке. Классической философии вменялось в обязанность как бы надстраивать здание практики, науки, культуры самыми верхними этажами – увязанными в систему теоретическими размышлениями о всеобщем: о целостном бытии, о человеке, об обществе как таковом, об общезначимых принципах и методах познания, о всеобщих, значимых для всех людей и во все времена нормах нравственности. Но в XIX веке нарастает разочарование в науке, разуме, прогрессе, в идеалах общества, построенного на разумных началах. Провал идеалов Великой французской революции, наполеоновские войны, романтизм, углубление противоречий капиталистической экономики способствовали необходимости переосмысления классических философских традиций.

Основными характеристиками неклассической философии являются отход от рационализма, постановка и поиск решения новых проблем таких как проблема человека как индивидуального существа, его экзистенции, отказ философии от претензий на тотальность.

Надлом классической философии произошел в учениях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последователей – тех, чьи имена связаны с таким мощным и содержательным направлением как иррационалистической философии, как «философия жизни». Эти выдающиеся философы показали, что и познание и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, мир вовсе не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества последствиям. Еще в 1818 году А. Шопенгауэр написал книгу «Мир как воля и представление», но особенно популярной она стала на рубеже XIX–XX столетий. На место разума должна быть по Шопенгауэру поставлена воля как «абсолютно свободное хотение». Мировая воля у Шопенгауэра не имеет конечной цели своей деятельности, ее сущность – стремление к удовлетворению своих противоречивых желаний. Вслед за буддизмом Шопенгауэр утверждает, что источник страданий в желаниях, одно удовлетворенное желание ведет к возникновению десяти новых. Поэтому человек должен победить в себе проявления мировой воли через отказ от желаний и отказ от воли к жизни, погружаясь в безмолвие и безграничное сострадание.

Философия С. Кьеркегора отталкивается от критического пересмотра философских идей Гегеля. Кьеркегор считает, что Гегель «похоронил» человека сделав его одной из стадий развития своего абсолютного духа. Напротив, философия, по Кьеркегору, должна заниматься проблемами существования человека как уникальной индивидуальности. На первый план здесь выходит понятие человеческой экзистенции, т.е. существования, которую Кьеркегор связывает с такими понятиями как страх, смерть, вера. В разуме человек не может обрести основу своего существования, человек должен понять это и сделать осознанный выбор «Или… или». Только безусловная вера в Бога помогает человеку найти себя, символом веры у Кьеркегора выступает Авраам, который ради веры соглашается принести в жертву своего сына. Следует отметить, что философия Кьеркегора была незаслуженно забыта в течение долгого времени и переоткрыта только в XX веке.

Ф. Ницше также поместил в центре своей философии волю, но взятую в качестве «воли к власти». «Мифология разума» классической философии уступила лишь идеалистической «философии воли». Воля к власти выступает как основная движущая сила на пути человека к сверхчеловеку. Сверхчеловек у Ницше выступает как титаническая, сильная личность, свободная от всех моральных и нравственных обязательств перед обычными людьми. Ницше провозглашает смерть бога, потому что сверхчеловеку бог не нужен, он сам стоит на вершине мира и правит им. В книге «Антихристианин» содержится острая критика Ницше христианства и христианской морали. Он ставит диагноз современной европейской культуре, подчеркивая, что она находится в состоянии decadanca, т.е упадка. Христианская мораль – мораль слабых, униженных и убогих, которая стремится подчинить сильных и заставить их служить слабым.

 

Библиографический список

Ницше Ф. Утренняя заря. Свердловск, 1991.

Пассмер Дж. Сто лет философии. М., 1998.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. СПб., 1997.

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.

История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.

История философии: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Волкова, B.C. 7.Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; - М.: «Издательство ПРИОР», 1997.

Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1997. 11.Очерки социальной философии. М.,1994.

 

Контрольные вопросы

1. В чем проявляется кризис традиционных образцов, идеалов, ценностей и стандартов в классической философии?

2. Охарактеризуйте основные отличия классического и неклассического типов философствования.

3. В чем проявляется иррационализм А. Шопенгауэра?

4. Дайте оценку экзистенциалистским взглядам С. Кьеркегора.

5. Оцените новаторство философии жизни Ф. Ницше.

 

 

Тема 9. Западноевропейская философия
XIX-XX вв.

 

Занятие 1

 

1. Пересмотр целей и задач философии в раннем позитивизме. Концепции О. Конта, Г. Спенсера. Эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса.

2. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

3. Основные идеи философии прагматизма: Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи.

 

Методические рекомендации

 

Замысел позитивизма – превращение философии в строгую науку. Борьба позитивистов против метафизики имела и до сих пор имеет свои достаточно серьезные теоретические основания и социально-практические предпосылки. Реальным основанием, относящимся к самой философии, является характерное противоречие: философия связана с жизнью, практикой, но она является сверхопытным знанием, высокоспециализированной и трудной для понимания областью человеческой культуры. Позитивизм предлагает проект понимания философии как, прежде всего, дисциплины, обслуживающей интересы научного знания. Метафизическое, неконкретное, внеопытное знание должно быть отвергнуто как недоказуемое на практике. Эмпириокритицисты предлагают отказаться от понимания опыта как главного средства познания взамен чувственному познанию и выдвигают принцип экономии мышления. Также при знакомстве с этим вопросом следует обратить внимание на эволюцию позитивизма от классической его формы к постпозитивизму.

При раскрытии второго вопроса следует остановиться на том, что философская система К. Маркса и Ф. Энгельса состоит из двух взаимодополняемых частей: диалектического и исторического материализма. Говоря о диалектическом материализме, следует отметить, что это материалистическое учение о природе, раскрыть диалектический характер развития материи и выяснить связь между субъектом и объектом познания. Исторический материализм есть диалектическая трактовка мировой истории, которая представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций. Всякая общественно-экономическая формация имеет свою структуру, состоящую из базиса и надстройки. Основными компонентами базиса являются производительные силы и производственные отношения, раскрытие динамики их взаимодействия дает инструмент для понимая движущих сил исторического процесса.

Прагматизм интересен как наиболее типичная, своего рода национальная философия США. Прагматистская доктрина исторически выросла из полемики Ч. Пирса против рационализма Декарта. У последнего, мышление направлено вовне – это мышление о мире, оно имеет объективное содержание и познавательное значение. У Пирса мышление имеет скорее внутреннее значение, оно связано с психическими процессами и состояниями и замкнуто в сфере предрассудков, верований и сомнений человека. Вопрос же о его объективном содержании даже не поднимается, единственная цель исследования или мышления состоит в устранении сомнения и достижении верования. Поэтому познание идет не от незнания к знанию, а от сомнения к вере. Полное понятие объекта есть совокупность всех практических следствий, которые могут быть произведены этим объектом – в этом суть знаменитого «принципа Пирса». Поэтому философия понимается как область познания, которая должна не объяснять мир, а помогать человеку в решении его проблем. У. Джеймс продолжает традиции Пирса уже в сфере анализа религиозного опыта. Он утверждает, что вопрос о существовании Бога не имеет принципиального значения. Главное – это вера в него, которая помогает нам жить. Если вера полезна, значит она истинна независимо от ответа на вопрос о существовании Бога. Дж. Дьюи рассматривает всю совокупность знаний и средств его достижения исключительно как инструменты, которыми пользуется человек для достижения своих целей, тогда те методы с помощью которых достигается цель и являются истинными.

 

Библиографический список

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. СПб., 1997.

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.2. М., 1992.

Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1997. 11.Очерки социальной философии. М.,1994. С.16

Современный философский словарь. М., 1996.

Западная философия ХХ века. М., 1994.

Зотов В. История западной философии XXв. М., 1998.

Свинцов В. К проблеме отчуждения // Обществ. науки и современность. 1993. № 6.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте позитивизм как новую научную программу неклассической философии.

2. В чем сущность эмпириокритицизма?

3. Каковы основные положения диалектического материализма в марксистской философии?

4. Дайте оценку философии истории марксизма. Возможно ли существование объективных законов истории?

5. Проследите эволюцию идей раннего американского прагматизма.

 

Занятие 2

1. Феноменология Э. Гуссерля.

2. Неопозитивизм и аналитическая философия.

3. Герменевтика как гносеологическая стратегия социогуманитарного знания. Концепция Г. Гадамера.

 

Методические указания

«Знаковым» философским направлением, ориентирующим мысль ХХ века, предстает феноменология Э.Гуссерля. Ее главные цели – построить науку о науке, наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу всего познания, в том числе и научного. Э. Гуссерль (1859–1938) считал, что начинать изучение жизненного мира и науки следует с исследования сознания, потому что реальность доступна людям только через сознание. Важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается человеком. Феноменологи стремятся выделить чистое, т.е. допредметное, сосимволическое сознание, или «субъективный поток», и определить его особенности.

Неопозитивисты продолжили традицию критики оснований классической науки, обратив особое внимание на соотношение языка наблюдений и языка теории, методологические возможности принципа верификации, статус математических уравнений. Философские дискуссии, посвященные осмыслению новых релятивистских и квантово-механических концепций, с участием известных ученых и ведущих неопозитивистов (Карнапа, Рейхенбаха и др.) способствовали вместе с тем осознанию узости неопозитивистских методологических установок и расширению проблемного поля, в котором соприкасаются философия и научное знание.

Неопозитивизм как самостоятельное философское течение сложился в 20-е гг. XX в. под различными названиями: логический атомизм, логический позитивизм, логический эмпиризм и, наконец, аналитическая' философия. В рамках неопозитивизма развивались и другие течения, такие как "философия науки", лингвистическая философия, операционализм и т.д. Базисные идеи неопозитивизма разрабатывали представители "Венского кружка" (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк, К. Гедель), "Берлинского общества эмпирической философии" (Г. Рейхенбах, К. Гемпель и др.). Основополагающими для формирования и дальнейшего развития неопозитивизма стали идеи Б. Рассела и Л. Витгенштейна.

В античности герменевтикой называлось искусство разъяснения, перевода, истолкования. В современной культуре герменевтика – это по сути «гуманитарная» философия. При знакомстве с этим вопросом следует обратить внимание на изложение проблематики герменевтики: от субъективно-психологического базиса к объективному, к действительно историческому смыслу. Становление философской герменевтики связано с работами Г. Шпета М. Хайдеггера, Г. Гадамера, П. Рикера. При изучение этого вопроса надо обратить внимание на следующие группы проблем:

коммуникация как понимание;

понимание, самопонимание и взаимопонимание;

понимание и язык. Язык как дом бытия. Человек как свидетель и пастух бытия;

мышление как вслушивание;

поэзия как хранительница изначальной чистой сущности языка. (М. Хайдеггер);

герменевтика как философия понимания Х.Г. Гадамера;

понимание как способ существования (экзистенциальное событие) понимающего;

понимание как опыт, опыт истории, опыт искусства, опыт жизни. Язык как игра;

герменевтический круг. Предрассудки и предпонимание. Традиция;

герменевтические поиски нового типа рациональности. Концепция коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса.

 

Библиографический список

Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки. М., 1985.

Гадамер Г.Г. Истина и метод М., 1989.

Гадамер Х.Г. Что есть истина? // Логос, 1991. № 1.

Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

Хайдеггер М. Путь к языку. Из диалога о языке. Между японцем и спрашивающим. Слово // Время и бытие. М., 1993.

Херманн Ф.В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Томск, 1997.

Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10.

Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.

Контрольные вопросы

1. В чем проявляется трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров в ХХ веке?

2. Сциентистский и антропологический типы философствования.

3. Охарактеризуйте антигегелевскую "волну" (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше).

4. Назовите жизненные, практические примеры «экзистенциальной ситуации», «экзистенциального выбора».

5. Каковы взгляды Гуссерля на идеал научности, характер истины, систематическое единство научного знания и задачи наукоучения?

6. Понятие "жизненного мира" в поздних работах Гуссерля.

7. Каковы основные направления развития феноменологии после Гуссерля?

8. Охарактеризуйте структурализм как направление мысли и тип метафизики.

1. Каковы взгляды Гуссерля на идеал научности, характер истины, систематическое единство научного знания и задачи наукоучения?

2. Понятие "жизненного мира" в поздних работах Гуссерля.

3. В чем заключается программа постпозитивизма?

4. Философски обоснуйте герменевтику.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...