Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Русская философия




 

Занятие 1

 

1. Особенности и ведущие мотивы русской философии.

2. Западничество и славянофильство.

3. Основные идеи русской религиозной философии XIX - XX вв. Религиозная антропология В. Соловьева. Философия Всеединства. Софиология.

4. Русская литература и философия: Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой.

 

Методические указания

 

На занятиях по этой теме нужно получить представление об истории философской мысли в России с древнейших времен до наших дней (с XI до конца XX в.), основных направлениях и этапах развития отечественной философской мысли, ее своеобразии и взаимосвязях с различными философскими течениями других стран, а также ответить на вопросы, раскрывающие взгляды русских мыслителей и содержание их важнейших трудов.

При ответе на первый вопрос следует учитывать, что история философской мысли в России является органической частью всемирной истории философии. Русская философия в ее развитии показывает, что основные проблемы мировой философии являются и ее проблемами, хотя, подход к ним, способы их усвоения и осмысления глубоко национальны. Русская философия обладает значительным историческим, содержательным и идейным своеобразием.

Первые опыты русского философствования восходят к древнекиевской эпохе и связаны с принятием христианства на Руси. Величайший литературный памятник Руси – «Слово о законе и благодати…» первого русского митрополита книжника Илариона (первая половина 11-го в.) – одновременно жемчужина словесности и образец живой самобытной мысли. Включение категорий христианского мышления в духовный мир Древней Руси радикально изменило установки языческого восприятия мира со свойственным ему натуралистическим пантеизмом. Русская философия, имея свои первичные корни в православном богословии Византии, находится на перекрестке культур и вступает в диалог с философскими идеями Востока и Запада. Этим определяется разнообразие подходов к философским проблемам и поляризация идей, выражающаяся в социальной практике.

Во втором вопросе нужно проанализировать острые дискуссии о месте и роли русской философии в истории мировой философии, ее влиянии на развитие науки и культуры, которые развернулись в таких показательных для русской философии течениях, как славянофильство и западничество, почвенничество (вырожденное славянофильство) и народничество, евразийство. Отметить значение, которое имеет изучение этих течений для современной России. Поскольку данная тема относится к историко-философскому разделу, требуется выявить и охарактеризовать исторические условия, вызвавшие к жизни столь противоречивые исследовательские позиции. Как правило, русские философы рассматриваемого периода (условно 1839-1860 гг.) занимали активную гражданскую позицию, организовывали издательскую деятельность, незамедлительно отзывались на значимые события, происходившие в русском обществе, предлагали пути решения сложных социально-культурных, идейно-политических, экономических проблем.

Раскрывая третий вопрос, следует отметить, что изначально философия трактуется русскими книжниками как род богопознания, возвышенного стремления к Софии — Премудрости Божьей, что сформировало устойчивую для русской философии традицию соединения ее с художественно-символическим осмыслением бытия и легло в основу русской софиологии. На примере философии Вл.С.Соловьева можно показать многообразные связи русских философов с представителями мировой философии и раскрыть особенности развития философского знания в России в онтологических построениях, в теории познания, этике, эстетике, психологии. Биография этого мыслителя весьма богата; как замечает А. Гулыга, «Соловьёву не сиделось на одном месте, он всегда вёл неустроенную жизнь странника». В молодости яростный противник религиозности и церковности, по мере изучения естественных наук Соловьёв разочаровывается в научном знании и посвящает свою деятельность религиозной философии с элементами мистики.

Особое внимание нужно уделить тесной связи русской философии и литературы. Философские идеи развиваются древнерусской мыслью не столько в понятийно-категориальной форме, сколько через художественно-пластические образы. Характерно для русской философии в целом тяготение к живому, образному слову, особый интерес к исторической и нравственно-этической проблематике, ее тесное переплетение с художественной литературой (отдельные исследования в настоящее время посвящены философским идеям в русской поэзии 18-19 вв.), использование обширной гаммы выразительных средств. Русский философ Б.В. Яковенко настаивает, что философское содержание может быть присуще и музыкальным произведениям, живописным полотнам, даже – мыслям самого обыкновенного человека, силящегося постичь первоосновы бытия и познания.

Контрольные вопросы

 

1. Какие тематические, содержательные, стилистические и методические особенности присущи русской философии?

2. Перечислите принципы, на которых основаны известные Вам способы периодизации истории русской философии.

3. Можно ли выделить общие для славянофилов и западников взгляды и идеи? Если нет, то почему; если да, то в чём состоит общность этих взглядов и идей?

4. Охарактеризуйте евразийство, в свете уроков вестернизации России. Какие можно выделить исторические виды этой вестернизации?

5. Охарактеризуйте взаимоотношения русской и западноевропейской философии в историческом аспекте.

6. Подумайте, какие отличия существуют между религиозной философией и религиозной догматикой? Что, напротив, сближает эти две сферы друг с другом?

7. Назвать признаки, помогающие определить, какое произведение философа-богослова относится к философским, а какое - к богословским трудам.

8. В чем проявляется философичность классической литературы XIX в.?

9. Приведите примеры соответствия философских категорий и проблем тем вопросам и способам их формулировки, которые можно встретить в русской художественной литературе.

Занятие 2

 

1. Религиозные искания начала ХХ века (о. С. Булгаков, о. П. Флоренский, А. Ф. Лосев, С. Л. Франк).

2. Христианский экзистенциализм Н. А. Бердяева, Л.И. Шестова.

3. Русский интуитивизм и герменевтика. Н. О. Лосский, Г. Г. Шпет.

4. Русский космизм: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский.

Методические указания

 

Идеи русской философии следует рассматривать в контексте всей духовной культуры и в первую очередь в их связи с религиозным мировоззрением и православным опытом. Нужно отметить, что даже традиционные для мировой философии понятия в трудах русских философов получили своеобразное преломление. Кроме того, русской философией были созданы и продуктивно использованы специфические понятия: соборность, всеединство, общее дело, симфоническая личность и т.д. Многим русским философам свойственно обращаться к проблемным областям общественного бытия, исследовать вопросы права (И.А. Ильин), общественного развития (П.И. Новгородцев, М.А. Бакунин). Внимание к нравственному состоянию человека и общества у всех без исключения русских философов настолько велико, что, помимо социального и культурного практического значения эта проблема у многих из них приобретает ещё и сотериологическое (спасительное для души человека), то есть, снова религиозное значение. Выбор между философией и религиозно-богословской деятельностью порой был для мыслителя непрост и даже трагичен. В первой половине 20-го века среди жертв тоталитарной советской идеологии и политики оказались лучшие представителя отечественной философской мысли.

Одним из наиболее показательных направлений русской религиозной философии является софиология. Она опирается на идущую от Соловьева традицию выделения в самом Абсолюте Софии — как второго полюса, непосредственной возможности бытия, первой материи. В мире это тело Богочеловека Иисуса Христа, собирающего в единый богочеловеческий организм все человечество. София в этом смысле является идеальным человечеством, социальным идеалом, определяющим цель и направленность исторического процесса как процесса Богочеловеческого.

Для Флоренского София — не метафизическая сущность, логически определяемая, но религиозная реальность, постигаемая интуитивно. В самом широком понимании София — это тварное бытие с точки зрения божественного замысла о нем, субстантивированный образ, который реально может быть представлен в виде софийной иерархии восхождения к Богочеловеку. В наиболее систематической форме София представлена у Булгакова. Булгаков рассматривает Софию как соединяюще-разъединяющее, посредствующее между Богом и миром начало, имеющее ипостасную природу. В обращении к Богу София есть Его образ, идея, имя. В отношении к миру — вечная основа мира, горний (высший, небесный) мир умопостигаемых вечных идей.

Особое внимание при рассмотрении проблем религиозной философии необходимо уделить онтологии С.Л. Франка. Реальность, согласно Франку рационально-сверхрациональна. Она не редуцируется только к опытно данному для субъекта ("доступное"), действительности (эмпирической реальности), существующей вне и независимо от сознания. Она также и трансцендентна субъекту ("непостижимое"), целостно и нерасчленяемо обнаруживаема как внутренний мир человека и его сознание, соединяющие его с основой всего сущего. Это духовная (подлинная) реальность, для себя сущая и в себе самой открывающаяся. Примечательно произведение С.Л. Франка «Смысл жизни», где дана внушительная панорама возможных воззрений по поводу смысла и назначения человека и его жизни, приведена авторская позиция.

Российские представители основных западноевропейских философских направлений изучали соответствующие труды не только по печатным изданиям: владея несколькими европейскими языками, отечественные мыслители имели возможность путешествовать, встречаться с европейскими коллегами, слушать их лекции и участвовать в беседах в Германии, Франции, Польше, Чехии. Н.А. Бердяев представляет русский вариант христианского направления экзистенциализма, постулируя онтологическое и нравственное первенство личности, её свободы и творчества; Н.О. Лосский в духе интуитивизма предпринимает попытку расширить границы человеческого познания; Г.Г. Шпету принадлежат работы по исследованию феноменов языка, слова и речи, смысла текста и высказывания. Н.О. Лосскому принадлежит классический труд «История русской философии». Г.Г. Шпет, высказываясь о значении русской философии, оценивал её заслуги весьма невысоко в сравнении с западноевропейской, скептически относился к возможностям отечественной мысли в плане именно философии. Среди русских мыслителей встречаются и гегельянцы, шеллингианцы, неокантианцы, неоплатоники (С.Л. Франк), позитивисты, марксисты. Не следует, однако, из этих определений делать поспешных выводов об ограниченности исследовательских позиций философов: нередко в процессе личностного и духовного роста философ резко или постепенно менял пристрастия (например, С.Н. Булгаков).

Русский космизм представлен тремя направлениями, на которые может быть с известной условностью подразделён: естественнонаучный, религиозный, художественно-литературный. Уместно сравнить представления о Космосе у древних греков и в русском космизме: тема Космоса и мироздания не покидает людей, даже вооружённых современными научными средствами познания. Космизм служит типичным примером склонности русской философской мысли к синтезу и интеграции, целостности и органической упорядоченности; всё это достигается как научными, так и религиозными путями.

Современный этап развития духовной культуры России характеризуется как возрождение национальной философской традиции, которая, будучи выраженной на философском языке конца ХХ в., оказывается чрезвычайно созвучной переходному характеру национальной и мировой истории. В отечественных периодических изданиях последних лет всё чаще и всё острее поднимается вопрос о дальнейшей судьбе русской философии, о её самостоятельности и особенно исторической преемственности.

 

Библиографический список

Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.

Бердяев Н. А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1, 2.

Гайденко П. П. Человек и человечество в учении В. С. Соловьева // Вопросы философии. 1994. № 6.

Громов М. Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994. №1.

Достоевский как философ (предисловие к публикации В. Г. Белоуса) // Вопросы философии. 1994. № 9.

Замашев А. Ф. Курс истории русской философии. М., 1995.

Иванов А. В. Философско-богословская идея Софии: современный текст Истолкования // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №2.

Козырев А. П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели // Вопросы философии. 1995. №7.

Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.

Трубецкой С. Н. О святой Софии, премудрости Божией // Вопросы философии. 1995. № 9.

Франк С. Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские наука. 1990. № 3.

 

Контрольные вопросы

 

. Перечислите основные направления русской религиозной философии.

2. Охарактеризуйте основные проявления философии естествознания в России. Каковы взаимоотношения философии и естествознания в России на протяжении 19-20 веков?

3. Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья.

4. Отыщите, стараясь рассуждать самостоятельно, основные позиции религиозной философии Н.А. Бердяева, которые не позволяют ей выйти за пределы просто «религиозности» и представлять, например, христианство?

5. На свой выбор охарактеризуйте взгляды представителя русского космизма, определите их значение для современной философской мысли.

6. Что находится в центре внимания современных русских философов?

7. Мировоззренческие позиции какого русского мыслителя близки Вам, почему? Как можно использовать их на практике для собственного развития

1. Перечислите основные направления русской религиозной философии.

2. Охарактеризуйте основные проявления философии естествознания в России. Каковы взаимоотношения философии и естествознания в России на протяжении 19-20 веков?

3. Русская философия после 1917 года: официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья.

4. Отыщите, стараясь рассуждать самостоятельно, основные позиции религиозной философии Н.А. Бердяева, которые не позволяют ей выйти за пределы просто «религиозности» и представлять, например, христианство?

5. На свой выбор охарактеризуйте взгляды представителя русского космизма, определите их значение для современной философской мысли.

6. Что находится в центре внимания современных русских философов?

7. Мировоззренческие позиции какого русского мыслителя близки Вам, почему? Как можно использовать их на практике для собственного развития?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...