Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Античная философия




 

Занятие 1

 

1. Место философии в античной культуре. Космоцентрический характер античной натурфилософии.

2. Проблема поиска первоначала бытия. Философия Милетской школы.

3. Элейская философия. Философия Гераклита из Эфеса.

4. Древнегреческий атомизм. Учение Демокрита.

Методические указания

При изучении данной темы особое внимание следует уделить вопросу возникновения философии в греческом полисе, как науки о всеобщем, в рамках которой начинают синтезироваться знания, полученные во всех сферах человеческой деятельности, формируется критическое мышление. Первый вопрос посвящен выделению специфике нового «западного» типа философствования и его отличие от восточного. Второй и третий вопросы также должны быть связаны как с предыдущей темой, так и с первым вопросом. Необходимо знать, что спецификой греческой философии в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Эта специфика связана с особенностями греческих языческих верований и культов, которые были в основном культами природы. Философы, прежде всего критически переосмысливали мифологическую картину мира, ища простые первоначала всего сущего. На место мифологического порождения у философов становится причина (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Следует помнить, что космос интересовал греческих философов как образец гармонии, который можно использовать в сфере этики и политики. В вопросе обсуждается становление фундаментальных понятий логоса и физиса.

В четвертом вопросе обсуждается проблема тождества бытия и мышления в философии элеатов (Парменид, Зенон). Дискутируется тезис: "То, что нельзя без противоречия помыслить, не может и существовать" и апории Зенона: «Дихотомия», «Ахилл», «Стрела», «Стадий». Смысл апории «Стрела» заключается в утверждении: «Летящая стрела покоится». Исследуется сущность полемики по поводу законов противоречия и исключенного третьего, между философами-метафизиками и диалектиком Гераклитом.

Этот вопрос связан также с изучением становления материалистической линии в философии. Изучается атомистическое учение Демокрита. Анализируются постулаты теории Демокрита: бесконечное количество атомов и их неделимость и концепция детерминизма (всеобщей обусловленности), согласно которой все в мире, вплоть до мельчайших природных событий и человеческих поступков, предопределяется положением атомов в первоначальном вихре.

 

Библиографический список

 

Блинников П. В. Краткий словарь философов. М., 1994.

Васильева Т.В. Платоновский вопрос сегодня и завтра // Вопросы философии. 1993. № 9.

Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. Ленинград, 1990.

История философии: Запад-Россия-Восток. Книга 1. М., 1996.

Семушкин А. В. У истоков Европейской рациональности. М., 1996.

Донских О. А. Кочергин А. Н. Античная философия. М., 1993.

История философии: Запад-Россия-Восток. Т. 1 М., 1995.

Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1997.

Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. М., 1997.

Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху в Греции. М., 1999.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.

 

 

Занятие 2

1. Сократ и софисты. Сущность сократического переворота в философии. Философия Платона.

2. Философия Аристотеля. Система наук Аристотеля.

3. Морально-этические искания в античности: эпикурейцы, стоики, киники, скептики.

4. Философия поздней античности: гностицизм, манихейство, неоплатонизм.

Методические указания

В V в. до н. э. школа софистов (Горгий, Протагор, Продик и др.) доводит до абсурда элемент релятивизма, заложенный в представлениях Гераклита. Открытие собственной бытийности слов меняет способ философствования. Поворот к человеку связан с именем Сократа, который усматривает сущность человека в душе. Основная идея Сократа человек — это некоторое подобие космоса — микрокосмос. Знание может быть получено о большом космосе изнутри человека. Отсюда знаменитый тезис Сократа: "Познай самого себя". Сократ развивает учение о методе познания. Начинает он со знаменитого утверждения: " Я знаю, что я ничего не знаю".

Этот тезис — начало познания. Дальше Сократ разыскивает способ рассуждения, который изнутри самого себя может дать знание. Способ помощи в рождении знания Сократ называет майевтика. Путем правильной постановки вопроса, путем столкновения противоположных мнений должно появиться правильное решение.

Особое внимание следует уделить переосмыслению Сократом взаимоотношений между человеком и Богом, являющимся источником не произвола, а только лишь блага. Идея Бога как блага является, краеугольным камнем, философии Платона. Сократ и Платон внесли наибольший вклад из всех античных философов в дело очищения понимания Бога от человеческих качеств. В свете понимания Бога как блага Платон рождает идею справедливого государства, которую излагает в самом первом социально-политическом трактате "Государство". Основные представления Платона о мире идей и мире вещей, двойственной природе человека, субстанциональности добра и отвержение субстанциональности зла, инкарнации идей, или форм, в вещах предвосхитили важнейшие воззрения христианства, которое рассматривает Платона в качестве одного из своих предшественников. Подготавливая вопрос, необходимо раскрыть смысл основных понятий философии Платона: душа, космос, эйдос, диалектика. Также надо знать сущность положения о знании как воспоминании.

Изучая второй вопрос, следует ознакомиться с главным трудом Аристотеля "Метафизика", в котором Аристотель критикует концепцию "двух миров" Платона, считая ее бесплодной и не аргументированной. В противоположность Платону, Аристотель доказывал, что вещи состоят из материи и формы, которые неразрывно связаны. Аристотель рассматривал материю как пассивное, а форму – как активное начало, делающее вещь тем, что она есть. В области теории познания Аристотель разработал концепцию, основанную, в противоположность философии Платона, на принципе сенсуализма. Великой заслугой философа является разработка основ формальной логики, сохранивших свое значение до наших дней. Аристотель внес большой вклад в разработку форм диалектического мышления, прежде всего, в связи с проблемой общего и отдельного, которые он пытался представить в единстве. В философии Аристотеля философские категории окончательно отделяются от грамматических. В учении о категориях философ выделил десять важнейших из них.

Большой интерес представляют собой зачатки естествознания, изложенные в таких трудах, как «Физика», «О небе», «Метеорология», «История животных» и др. Так, Аристотель доказывал шарообразный характер Земли и Луны, описал около 500 видов животных, сформулировал геоцентрическую концепцию Вселенной, разработанную во II в. н. э. Птолемеем и господствовавшую до XV в.

Подготавливая вопрос следует ознакомиться со смыслом придаваемым Аристотелем понятиям: материя, сущность, энтелехия, метампсихоз, анамнезис, катарсис.

В третьем вопросе рассматриваются морально-этические искания эпикурейцев и стоиков. Следует отметить, что представители обеих школ считали главной задачей философии – этику, в которой знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. И те и другие выдвигали лозунг: жить согласно природе. Но представители этих школ своеобразно относились к возможностям познания в деле освобождения человека от страха. Также различное отношение к проблеме предопределенности судьбой. Изучая вопрос, надо проанализировать сущность положения Эпикура о разумном наслаждении как средстве достижения спокойного и радостного состояния духа и положения стоиков о том, что главным руководством для всего живого является стремление к самосохранению. В противовес стоикам и эпикурейцам - киники, последователи Антисфена, видели основу счастья и добродетели в пренебрежении к общественным нормам, в отказе от всех благ и удовольствий.

Четвертый вопрос ориентирует на изучение религиозно-философских течений поздней античности. В отличии от стоиков и скептиков, гностики, манихеи и неоплатоники не верят в возможность человеческого разума и уповают на трансцендирование к сверхъестественному. Гностики и манихеи большое внимание уделяли проблеме дуализма (борьба света и тьмы, добра и зла, духа и материи). Обсуждаются методы решения проблемы преодоления дуализма, предлагаемые гностиками. Рассматриваются причины непримиримости христианства по отношению к положению манихеев о субстанциональности зла. При изучении философии неоплатоников (Плотин, Прокол, Ямвлих, Филофон, Порфирий и др.) следует помнить, что во главу философствования последние ставили проблему постижения единого и многого в их статистике и динамическом взаимопереходе, а их спекулятивные теории о числах и душе часто выражались в форме практической мистики.

 

Библиографический список

Аристотель. Собр.соч.: В 4 т. М., 1975; 1983.

Бугай Д.В. Трактат Плотина «О добродетелях» и его интерпретация Порфирием и Марином // Вопросы философии. 2002. № 8.

Васильева Т. В. Платоновский вопрос сегодня и завтра // Вопросы философии. 1993. № 9.

Платон. Собр. соч.:В 4 т. М., 1990-1994.

Прокл. Первоосновы теологии. М., 1993.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1969. (Софисты, Сократ, Платон).

Мозжилин С.И. Нравственный цензор, свобода и идея справедливого Бога от Сократа и Платона к Иисусу Христу// Вестник СГСЭУ. 2001. №1.

Нерсесянц В. С. Сократ. М., 1984.

Овчинников Н.Ф. Знание – болевой нерв философской мысли: к истории концепции знания от Платона до Поппера // Вопросы философии. 2001. № 1,2.

Реале Д., Антисери Д. История философии от истоков до наших дней. М., 1995.

Соловьев В. С. Жизненная драма Платона // В. С. Соловьев. Собр. соч.: В 2 т. М., 1988, 1990. Т. 2.

Учебники платоновской философии. Томск, 1995.

Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

Чанышев А. Н. Аристотель. М., 1981.

Чанышев А. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1995.

Щуков В.А. Апология свободомыслия Сократа // Вопросы философии. 2001. № 12.

Эрн В. Ф. Верховное постижение Платона // Сочинения. М., 1991.

Контрольные вопросы

 

1.Дайте общую характеристику греческой философии.

2.Назовите основные школы досократической философии.

3. В чем уникальность позиции Сократа?

4. Диалектика как стратегия беседы.

5. Каковы основные положения философии Платона?

6. В чем заключается уникальность философии Аристотеля?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...