1856, Владимир - 1915, с. Дюдьково под Москвой
1856, Владимир - 1915, с. Дюдьково под Москвой
Выдающийся русский композитор, пианист, педагог, 1-ый в России крупный ученый-музыковед. Отец - чиновник, окончил Московский университет по 3 факультетам, обладал литературными и музыкальными данными, играл на фортепиано, флейте, гобое и гитаре. Мать играла на фортепиано. Занятия музыкой с 5 лет. 1866-75 гг. - учеба в Московской консерватории, окончание ее с Большой золотой медалью по двум специальностям (композитор и пианист). Активная концертная деятельность (до середины 80-х гг. ). 1878-1905 гг. – преподавание теоретических дисциплин и фортепиано в Московской консерватории (в 1885-89 гг. - директор консерватории), среди его учеников - Рахманинов и Скрябин. Дружба с Чайковским (оказал влияние на творчество Танеева), знакомство с Римским-Корсаковым, Лядовым, Глазуновым, Л. Толстым, Тургеневым и др. 90-900 гг. - создание музыкально-теоретических трудов по полифонии. Творческое наследие: 4 симфонии, кантаты (в т. ч. " Иоанн Дамаскин" на ст. А. К. Толстого, посвященная памяти Н. Г. Рубинштейна), камерные ансамбли, хоры, романсы, произведения для фортепиано, опера " Орестея". Тема первой части самой известной, до-минорной симфонии:
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН 1872, Москва - 1915, Москва
Великий русский композитор и пианист. " Одних его достижений достаточно, чтобы увековечить величие русской музыки" (Асафьев). Родился в культурной семье: отец - дипломат, мать - пианистка, окончила Петербургскую консерваторию; после ее смерти Скрябина воспитывала тетка (сестра отца). Раннее проявление музыкальной одаренности, занятия музыкой у Конюса и Зверева. 1882-89 гг. – учеба в Кадетском корпусе, 1888-92 гг. – в Московской консерватории (педагоги – Сафонов, Танеев, Аренский). 1894 г. – первое выступление со своими произведениями в Петербурге, знакомство с Римским-Корсаковым, Лядовым, Глазуновым, Стасовым; их восторженная оценка творчества Скрябина: " Взошедшая в Москве звезда первой величины" (Р. Корсаков). Поддержка мецената Беляева.
1898-1903 гг. – профессор Московской консерватории по классу фортепиано. 1904-1909 гг. – пребывание за границей. Последние годы жизни провел в Москве, выезжая на гастроли по городам России, Германии, Голландии, Англии. Современник Рахманинова (учились в Московской консерватории у одних педагогов), но во многом ему противоположен: не писал опер и романсов, не цитировал русских народных песен, не обращался к традициям православного пения. Национальные черты сказывались иначе: в отражении настроений эпохи (предчувствие близких перемен), в развитии традиций симфонизма Чайковского и Танеева. Основа творчества – романтизм, но есть также черты символизма (образность, темы-символы – например, в " Поэме экстаза" ), импрессионизма (красочность, обновление гармонического языка), экспрессионизма (повышенная эмоциональность). Влияние философии на творчество. Мечта о преобразовании мира с помощью искусства (неосуществленный замысел " Мистерии" ). Глубина контрастов творчества: " Высшая утонченность и высшая грандиозность" - сказалась в содержании (изысканность, хрупкость и героика), в стиле, жанрах (лаконичные фортепианные миниатюры и грандиозные симфонические поэмы). Творческое наследие: 3 симфонии. №3 – " Божественная поэма" – 1ч – «Борьба», 2-я – «Наслаждения», 3-я – «Божественная игра» идут без перерыва. Центром всей композиции является тема Самоутверждения:
К симфоническим произведениям относятся " Поэма экстаза", " Прометей", " Мечты". Много произведений написано для фортепиано – концерт, 10 сонат, поэмы, прелюдии (в т. ч. цикл из 24 прелюдий ор. 11 – тема прелюдии ми-минор:
этюды (самый известный – ор. 8 №12, ре-диез минор:
ноктюрны, мазурки, программные пьесы. 3 периода творчества: 1 (ранний) – 80-90гг. – в основном фортепианные сочинения, развитие традиций Шопена; 2 – до 1907г. (завершился созданием " Поэмы экстаза" ), 3 – наиболее сложные произведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|