СИМФОНИЯ №5. I часть- сонатная форма. Небыстрый темп (как в большинстве I частей произведений Шостаковича) - moderato
СИМФОНИЯ №5 ре минор 1937г.
Одна из лучших симфоний XX века. Симфония-драма, ее тема - становление личности " В центре симфонии человек со всеми его переживаниями" (Шостакович). Отражение трагических событий 30-х годов. I часть - сонатная форма. Небыстрый темп (как в большинстве I частей произведений Шостаковича) - moderato, т. к. содержание I ч. - не действие (как у классиков), а размышление о самых важных для человека вопросах: о добре и зле, о смысле человеческой жизни. ГП - сложное строение, 3 темы, полифоническое изложение:
Тема ПП - возвышенная лирика, просветленное и хрупкое звучание:
Контраст ГП: гомофонная фактура, четкое 3-частное строение. Необычная мелодика - высокий регистр, широкие скачки без заполнения. Остинатный ритм. Разработка из 3 разделов. Особенно важен 2-й: зловещий марш - образ зла (в основе – тема ГП), 3 раздел - выражение протеста против зла. Начало репризы совпадает с кульминацией разработки. Изменения: ГП сокращена, ПП - канон флейты и валторны. Кода загадочная и настороженная. II часть - Фа мажор. Сложная 3-частная форма. Образы внешнего мира, танцевальные, несколько грубоватые темы. Тембровое разнообразие. Юмор. Средний раздел - изящное соло скрипки, тема в духе Гайдна. III часть - фа диез минор. Лирический центр произведения. Скорбь и просветление. Традиции Баха (полифония) и народной песни. Не применяются медные духовые инструменты. IV часть - контраст предыдущему. Начало - резкое вторжение грозной силы. Большая роль медных духовых и ударных инструментов. Сонатная форма. " В экспозиции финала, в ее горделивых и помпезных мелодиях, во всем холодном блеске звучит сталинская эпоха" (Р. Лауп). Мажорная, но трагическая кода. Нет разрешения конфликта. В советское время трактовалась как победа идей социализма.
СИМФОНИЯ №7 До мажор 1941г.
Посвящена городу Ленинграду. " Свою 7-ую, ''Ленинградскую" симфонию я писал быстро, словно на едином дыхании. Яне мог ее не писать" (Шостакович). 4 части. Самая масштабная и яркая - 1-ая. Содержание ее - непримиримый конфликт добра и зла (фашизма). Сонатная форма. Тема ГП - маршевость, энергичные интонации:
Диатоника, хроматический звук " фа диез" подготавливает репризу (начало ГП и тональность ПП), а " ми бемоль" - тональность эпизода " нашествия" (Ми бемоль мажор) и минорный лад ГП в репризе. Тема ПП (Соль мажор) - лирика, песенность:
Окончание экспозиции резко контрастирует " эпизоду нашествия" (тема и одиннадцать вариаций):
" Оркестровое крещендо" (неуклонное нарастание звучности и постепенное включение инструментов, как у Равеля). Остинатный маршевый ритм (малый барабан), примитивные песенные интонации. Создание образа " машины смерти". Последняя вариация переходит в короткую разработку. Резко меняется тональность, появляется «тема сопротивления»:
Реприза - " реквием о жертвах войны" (Шостакович). Трагическое преображение тем. ГП - до минор, ПП - фа диез минор, усталый монолог фагота. Это, по словам Шостаковича, «после всеобщей скорби – личная, такая скорбь, что уже и слез не осталось»:
Кода - мажорный вариант ГП - выражение надежды на победы добра, отголоски " темы нашествия" - как напоминание об угрозе фашизма. Обобщение. Огромное влияние творчества Шостаковича на развитие музыки XX века. Соединение различных традиций: Мусоргского (история и современность, психологизм, сатира), Баха (философская глубина, полифония, жанры - прелюдия и фуга, пассакалия, применение темы-монограммы: D – Es – C - H), Бетховена, Чайковского. Обращение к фольклору (русскому, еврейскому и др. ).
Главные темы творчества - обличение зла и сострадания людям. " Его музыка - исповедь и проповедь, потому что, подобно Достоевскому, Мусоргскому, Чехову он не мог довольствоваться одной правдивостью, но мучился бедами земли и страданиями людей" (Г. Орлов).
ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СВИРИДОВ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|