БАЛЕТ "РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА"
1935-36 гг.
Премьера в 1938г. (г. Брно), 2-ая постановка - 1940г. (Ленинград). Новаторское произведение: 1) Необычайный для балета сюжет - трагедия Шекспира; воплощена не только лирико-драматическая линия (как у Чайковского), но и народно-жанровая (танцы - показ жизни итальянского города эпохи Возрождения, жизнелюбивого характера нации), образы трагические и комические; 2) Балет-симфония(не случайно музыка популярна и вне сцены): сквозное развитие, лейттональности, лейтмотивы - их изменение передает ход драмы; 3) 3 действия и эпилог балета разделены на короткие номера, каждый - неотъемлемая часть действия (портреты, сцены), нет нейтральных эпизодов. Вступление - 3 темы: лейтмотив любви (словно эпиграф) - просветленный характер, До мажор (тональность любви), распевная мелодия, сложные гармонии; лейтмотив Джульетты - изящный, жизнерадостный; диатоническая мелодия в широком диапазоне; лейтмотив Ромео - эмоциональный, порывистый, сложная мелодическая линия. " Улица просыпается" (I д. ) - скерцозность, легкость, юмор (неожиданные акценты на слабых долях, сочетание двух м. 2, резкие модуляции, тембр фагота):
" Джульетта-девочка" (I д. ) - портрет главной героини - беззаботной и очень юной. Рондообразность, Все темы - лейтмотивы: 1-ый - стремительное гаммообразное движение и ряд мажорных трезвучий, отстоящих друг от друга на б. З (Ля бемоль. Ми и До мажор):
Название этого номера определяет именно 1 тема, 2 - лейтмотив - из Вступления к балету:
3 - лейтмотив грез (До мажор, флейты в высоком регистре, небыстрый темп):
В конце номера - неожиданно мрачная тема судьбы (прозвучит в дальнейшем еще 2 раза).
" Танец рыцарей" (1 д. ) - образы зла. Тяжелые размеренные басы, движение мелодии по звукам аккордов, резкие тембры:
2 тема - лейтмотив вражды: гаммообразное движение в низком регистре у медных духовых инструментов – тема вражды:
" Меркуцио" (1 д. ) - друг Ромео. Символ жизнелюбия итальянской нации. Стремительный темп, разнообразие ритмов, скачки на широкие интервалы, неожиданные детали (резкие повороты в мелодии, акценты). Он характеризуется несколькими лейттемами. Одна из них -
" Гавот" (" Разъезд гостей" ) - из 1 симфонии (" Классической" ). Соединение традиционных (сложная 3-частная форма, размер 4/4, затакт, ритмическая размеренность) и новаторских (сложный гармонический язык) принципов - неоклассицизм. " Народный танец" (2 д. ) - ритм тарантеллы, жизнерадостный характер. " Танец пяти пар" (2 д. ) - народное веселье, несколько грубоватые диссонансы на сильных долях. " Ромео у патера Лоренцо" (2 д. ) - спокойный характер, неторопливый темп, диатоническая мелодия, ритм медленного шага, средний и низкий регистр - " портрет" патера Лоренцо: мудрость, доброта. " Тибальд бьется с Меркуцио" (2 д. ) - конфликтная сцена. Лейтмотивы Меркуцио. Тибальд (двоюродный брат Джульетты) индивидуальной характеристики не имеет. " Меркуцио умирает" (2 д. ) - трагическая сцена. Искаженное звучание лейтмотива " Улица просыпается". " Прощание перед разлукой" (3 д. ) - страстное и одновременно скорбное звучание лейтмотивов любви и темы Ромео (из вступления). " У Лоренцо" (3 д. ) - Джульетта получает от патера Лоренцо яд. Сопоставление лейтмотивов любви и двух лейтмотивов смерти: 1 - монотонное ритмически ровное движение в тесном диапазоне, 2 - напоминает тему " Танца рыцарей" (низкий регистр, движение по звукам аккордов, мрачные тембры - туба, бас-кларнет, контрафагот, контрабасы).
" Утренняя серенада" - для создания итальянского колорита вводятся мандолины. Соло скрипки в высоком регистре - звонкое и радостное звучание, контраст следующем) номеру - призрачному " Танцу девушек с лилиями" (жизнь - смерть). " Смерть Джульетты" (эпилог) - лейтмотив грез Джульетты (минорный, затем мажорный варианты). Гибель главных героев и примирение враждующих семейств. Окончание балета в тональности любви (До мажор). Новаторство в балете сочетается с традициями Чайковского (симфонизация жанра) и русской литературы XIX века: более подробная и разнообразная характеристика добра, чем зла (все положительные персонажи имеют индивидуальные лейтмотивы, отрицательные - только темы общие - из " Танца рыцарей" ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|