Сергей Сергеевич Прокофьев. «Александр невский»
СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ 1891, с. Сонцовка Екатеринославской губ. – 1953, Москва Великий композитор, пианист, дирижер. Обладал литературным талантом («Автобиография», музыкально-критические статьи). Классик ХХ столетия. «Я горжусь тем, что мне посчастливилось жить и работать рядом с таким великим музыкантом, как Сергей Сергеевич Прокофьев» (Шостакович). Родился в культурной интеллигентной семье. Отец окончил реальное училище, университет и Петрово-Разумовскую сельскохозяйственную академию под Москвой; служил управляющим имения Сонцовка на Украине. Мать окончила гимназию с золотой медалью, была очень музыкальна, играла на фортепиано. Раннее проявление музыкальной одаренности. 1 сочинение – в 5 лет. Занятия игрой на фортепиано с матерью, общеобразовательными предметами – с отцом. Поездки в Москву, посещение театров. В 9 лет – создание оперы «Великан» (на собственное либретто), в 10 – «На пустынных островах». 1902г. – консультация у Танеева, по его рекомендации – занятия с Глиэром. Сочинение фортепианных пьес, симфонии. 1904г. – поступление в Петербургскую консерваторию (педагоги – Лядов, Римский-Корсаков, Есипова. Черепнин). Дружба с Мясковским. 1908г. – 1 публичное выступление со своими произведениями (фортепианные пьесы " Отчаяние", " Воспоминание", " Снежок", " Наваждение" ) 1910г. - смерть отца. 1912г. - исполнение 1 фортепианного концерта. 1913г. - 2-го (в Павловске). Разноречивые отзывы прессы. 1914г. - блестящее окончание консерватории - получение премии им. А. Рубинштейна (рояль фабрики Шредера). Поездка в Лондон. Знакомство с Шаляпиным, Дягилевым, заказавшим балет " Ала и Лоллий" (не был поставлен, известен как " Скифская сюита" для оркестра). Рост известности Прокофьева - пианиста и композитора. Сочинения раннего периода (1908 - 1918): оперы " Маддалена", " Игрок", 1 симфония (" Классическая" ), К 2 фортепианные концерты, 1-4 сонаты для фортепиано, циклы миниатюр " Мимолетности", " Сарказмы" и др.
1918г. - отъезд в Америку (через Сибирь и Японию - из-за войны). С 1920г. - Франция, сотрудничество с Дягилевым, встречи с Равелем и Стравинским. 1927 и 1929г. - поездка в СССР. Произведения зарубежного периода: оперы " Любовь к трем апельсинам", " Огненный ангел", балеты " Шут", " Стальной скок", " На Днепре", " Блудный сын", 2, 3, 4 симфонии, 3, 4, 5 фортепианные концерты, 5 соната для фортепиано и др. Середина 30-х гг. - переезд в Москву. Работа над балетом " Ромео и Джульетта" (исполнительница главной партии - Уланова). 1938 г. - последняя концертная поездка за границу (Франция, Чехословакия, Англия, США). Сотрудничество с кинорежиссером Эйзенштейном (создание музыки к кинофильмам " Александр Невский" и " Иван Грозный" ). Годы войны - эвакуация на Кавказ, затем в Среднюю Азию. Последние годы жизни - интенсивное творчество, несмотря на тяжелую болезнь. Общение с выдающимися музыкантами: Шостаковичем, Мясковским, Рихтером, Ростроповичем. Произведения последнего периода творчества: оперы " Семен Котко", " Обручение в монастыре", " Война и мир", " Повесть о настоящем человеке", балеты " Ромео и Джульетта", " Золушка", " Сказ о каменном цветке", 5, 6, 7 симфонии, кантата " Александр Невский", 6-9 сонаты для фортепиано, произведения для скрипки, виолончели, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям, множество произведений для детей (например, симфоническая сказка " Петя и волк". 5 марта 1953г: - внезапная кончина. Незавершенные сочинения: 6 концерт для 2-х фортепиано с оркестром, фортепианные сонаты, опера на казахские темы, оркестровая сюита " Хозяйка медной горы" (из балета «Сказ о каменном цветке»).
«АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» Кантата на стихи Прокофьева и Луговского. Создана в 1939 г. на основе музыки к кинофильму. Эпическое произведение: обращение к историческому прошлому (и параллели с настоящим - фашизм в Германии); принцип контрастного сопоставления (русские -. вокальные темы, разнообразные по характеру, жанры народного творчества, диатоника, тембры струнных и деревянных духовых, тональности Си бемоль мажор и Ре мажор; крестоносцы - подчеркивается примитивность и грубость звучания, хорал, диссонирующие аккорды, тембр медных духовых, тональность до диез минор); старинные жанры. 7 частей. Черты сонатности в драматургии. I часть - ''Русь под игом монгольским'' - оркестровое вступление кантаты. II - IV части - экспозиция. II часть - " Песня об Александре Невском" – тема ГП, мужественный характер, повествование о героических событиях:
III часть - " Крестоносцы во Пскове" – тема ПП, контраст II и IV частям. IV часть - " Вставайте, люди русские" - как бы ЗП, энергичнее, чем ГП:
Но следующую фразу композитор начинает в далеком до-бемоль мажоре, которая переходит в ми-бемоль минор:
Средняя часть хора написана в Ре мажоре. Ее певучая тема напоминает некоторые темы из «Руслана» Глинки:
V часть - " Ледовое побоище" - разработка: сквозное развитие, частая смена тем напоминает смену кадров, политональность (одновременное звучание русской темы в Ре мажоре и темы крестоносцев в до диез миноре) - для изображения конфликтного столкновения:
Вслед за тем слышится дробное постукивание приближающейся закованной в железо тевтонской конницы.
Вступление в бой дружины Александра Невского отмечено энергичным звучанием трубы. Далее легко и стремительно звучит тема русской атаки:
VI часть - " Мертвое поле" - лирический и скорбный эпизод в разработке, соло меццо-сопрано:
VII часть - " Въезд Александра во Псков" - реприза (темы из II и IV частей), торжественное завершение кантаты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|