Сергей васильевич Рахманинов. 1873, Онег, новгородской губ. - 1943, Беверли-Хиллс, калифорния
СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ 1873, Онег, Новгородской губ. - 1943, Беверли-Хиллс, Калифорния Выдающийся русский композитор, пианист и дирижер. Происходил из небогатой дворянской семьи. Родители обладали музыкальными данными. Учился музыке с 5 лет у матери. 1882-85 гг. - учеба в Петербургской, с 1885 г. - в Московской консерваториях (педагоги - Зверев, позднее - Зилоти, Танеев, Аренский). 1891 г. - окончание консерватории по классу фортепиано, в 1892 г. - по композиции. Одобрительный отзыв Чайковского об экзаменационной работе Рахманинова - опере " Алеко" (по Пушкину). 1 период творчества (до 1897г. ) - 1 фортепианный концерт, романсы (в т. ч. ''Весенние воды" ), фортепианные программные пьесы, цикл " Музыкальные моменты", прелюдия до диез минор:
" Элегическое трио" (" Памяти великого художника" - Чайковского). Активная исполнительская деятельность. 1897г. - неудачное исполнение 1 симфонии в Петербурге, творческий кризис. 1901-1918 гг. - зрелый период творчества: 2, 3 фортепианные концерты. Тема 1ч. 3 концерта:
В это время написаны 2 симфония, оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», прелюдии, этюды-картины, романсы идр. 1904-1906 гг. – дирижер Московского Большого театра. Концертные выступления в России и западноевропейских странах. Дружба с Шаляпиным, Метнером, Буниным. Знакомство со Станиславским, Чеховым. 1918г. - отъезд из России; проживание в США, поездки в Западную Европу. Мировая слава пианиста. Творчество зарубежного периода - всего 6 произведений (долгое время не мог писать из-за тоски по России): 4 фортепианный концерт, «Три русские народные песни для оркестра с хором», Вариации на тему Корелли, Рапсодия на тему Паганини, 3 симфония, «Симфонические танцы».
Композитор-романтик: лирика, образы природы, национальный колорит; глубокие контрасты (эмоциональный подъем, динамичность - и созерцательность, погружение в полный покой); жанры - романс, песня, прелюдия, программные фортепианные и симфонические произведения. Развитие традиций Чайковского (лирика, мелодика романсного склада) и " балакиревцев" (эпос, колокольность, обращение к народным песням и знаменному распеву). Новое: черты импрессионизма, символизма, неоклассицизма. Основное место в творчестве занимают произведения для фортепиано. Отражение в них исполнительского стиля Рахманинова: концертность, яркость, виртуозность, красочность. Музыкальный момент ми минор полон драматического пафоса. Его тема – призыв подобна кличу:
Необычная трактовка жанров прелюдии и этюды-картины - не миниатюры, а довольно масштабные пьесы, очень живописные (отсюда название - этюд-картина), содержание - не только лирика, драматизм, но и эпические образы (например, прелюдия Си бемоль мажор). Этюд-картина ля минор – жуткая аллегория-сказка, построенная на двух контрастных образах. Первый – «рыкающие» хроматические октавы:
Вторая тема – жалобные, будто спотыкающиеся шестнадцатые в высоком регистре:
Второй концерт для фортепиано с оркестром. Его содержание – образ Родины, порождающий и тревогу за ее судьбу, и восторг от ощущения ее силы и красоты. Первая часто начинается колокольной темой соло фортепиано:
Тема главной партии в начале напоминает суровый знаменный распев:
Светлый лирический образ удивительной красоты раскрывается в побочной теме:
Вторая часть воплощает бесконечно длящееся состояние покоя в музыке редкой красоты. Финал – это праздник жизни, кипение ее могучих сил.
Романсы опираются на глубоко демократические традиции этого жанра в русской музыке. Образы их очень разнообразны (скорбь, лирика, пафос, красота русской природы). «Не пой, красавица» - написан на слова Пушкина молодым композитором. Тема фортепианного вступления воспроизводит звучание восточного музыкального инструмента:
Вокальная мелодия начинается с типично русской интонации – хода на VII натуральную ступень:
«Весенние воды» на стихи Тютчева – один из самых восторженных романсов Рахманинова:
Шедевром вокальной лирики является «Вокализ» стал высшим воплощением творческой идеи композитора: «Мелодия – это музыка, главная основа всей музыки… Мелодическая изобретательность в высшем смысле этого слова – главная жизненная цель композитора»:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|