«золушка». Симфония №7.
«ЗОЛУШКА» 1944г.
Либретто балета написано Волковым по сказке Шарля Перро. Это одно из самых светлых произведений композитора. Балет продолжает традиции русского балета XIX века и состоит из классических балетных форм и жанров – вариаций, па-де-де, дивертисментов. Но кроме них здесь есть и сценки-портреты. Первая такая сценка – «Па де шаль» - дает характеристику мачехе и сестрам. Музыка их ссоры основана на мелких хроматических мотивах и острых аккордах у струнных пиццикато:
Ссора заканчивается неожиданным падением. Новая короткая тема передает испуг двух злючек:
Главная героиня характеризуется в сцене, которая так и называется: «Золушка». Первая тема – выразительная, задумчивая мелодия:
Вторая тема поручена флейте:
В дальнейшем в балете появляется еще одна тема Золушки:
Путешествие Принца в поисках Золушки изображено в номере «Галоп»:
Во втором акте балета звучит чудесное лирическое Адажио, которое Принц танцует с Золушкой:
Вальс соль минор (звезды несут Золушку на бал) – гибкая, певучая, широкая мелодия словно парит в беспредельном пространстве:
Романтическая музыка вальса передает состояние Золушки, устремленной к мечте.
СИМФОНИЯ №7. до-диез минор, 1952г.
Создавалась по заказу радио для детей и юношества. В процессе работы замысел изменился: это не произведение для детей, а лирико-эпическая симфония о детстве, юности, о различных этапах человеческой жизни. Преобладание лирики. Эпические черты: сопоставление контрастных частей, тем; принцип обрамления (проведение тем ПП и ЗП I части в коде финала).
I часть - сонатная форма. Небыстрый темп. Тема ГП
- сосредоточенное повествование (сходство с былинным сказом). Струнные. Тема ПП - важнейшая лирико-эпическая тема симфонии. Широкий диапазон мелодии, распевность, Фа мажор - подготавливает тональность II части:
ЗП - причудливо-фантастическая. Сопоставление далеких регистров, необычная оркестровка (колокольчики, арфа, треугольник, флейта и гобой в высоком регистре): Разработка - варьирование тем; - особо значима т. ПП. Реприза - сокращение тем. Темы ГП и ЗП - прежний характер. Тема ПП - более восторженный. Ре-бемоль мажор. Лаконичная кода (всего 6 тактов) - начальные интонации т. ГП, сопоставление мажорной и минорной тоник. II часть - Фа мажор. Вальс. Сходство с вальсами из балетов и оперы " Война и мир": поэтичность, изящество, легкая грусть. Множество тем, быстро сменяющих друг друга. Во вступлении - юмористические детали, в среднем разделе - нежная лирическая тема, в коде -кульминация, блестящая танцевальность. III часть - Ля бемоль мажор. Сложная 3-частная форма с чертами вариационности. Философская созерцательная лирика. Основная тема у виолончелей, размеренная, диатоническая. IV часть - Ре бемоль мажор. Рондо-соната. Стремительный темп, легкость. Краткость тем (танцевальных, маршевых, песенных), жизнерадостный характер - образы детства. Кода - на темах 1 части. Философский вывод - о ценности человеческой жизни, о ее красоте. ЗП в конце - " куранты времени" (Слонимский). Обобщение: В своем творчестве Прокофьев отмечал 4 линии: классическую (1 симфония, сонаты, старинные танцы), новаторскую (" Наваждение", опера " Игрок" и др. ), токкатную (виртуозные фортепианные пьесы), лирическую (темы Ромео и Джульетты), а также свойственную всем этим линиям скерцозность. Прокофьев - самый оптимистичный композитор XX столетия, в его творчестве отразились динамичность, стремительные скорости и " твердая поступь молодого XX века" (Арановский).
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|