Игорь федорович стравинский. 1882, ораниенбаум, под петербургом -1971,нью-йорк. "петрушка". Советская массовая песня
ИГОРЬ ФЕДОРОВИЧ СТРАВИНСКИЙ
1882, Ораниенбаум, под Петербургом -1971, Нью-Йорк Один из самых выдающихся композиторов XX в., дирижер, пианист, автор музыкально-литературных трудов. В России жил до 1914г., но влияние русской культуры сказывалось и в дальнейшем. Сын знаменитого оперного певца. С раннего детства – посещение оперных спектаклей, концертов. С 9 лет занятия игрой на фортепиано. Образование: гимназия, Петербургский университет (юридический факультет), занятия по композиции у Римского-Корсакова. 1 крупное сочинение - симфония Ми бемоль мажор (1907г. ). Знакомство и сотрудничество с художниками объединения " Мир искусства" и С. Дягилевым - организатором " Русских сезонов" в Париже. 1 период творчества - " русский": балеты " Жар-птица" (1910г. ), " Петрушка" (1911г. ), " Весна священная" (1913г. ), опера " Мавра" (по Пушкину), " Кошачьи колыбельные песни" и др. С 1914г. жил за границей (в Швейцарии, Франции, США). 1962г. - гастрольная поездка в Москву и Ленинград. " ПЕТРУШКА"
Балет в 4 картинах. Традиции русского искусства: народные сцены (I и IV к. ), введение народных песен, главный герой – кукла Петрушка. Новаторство: народ показан " со стороны" - как красочная, но безликая толпа (не коллективный герой, как у Мусоргского), в народных песнях не подчеркивается красота (как было у композитора XIX в. ), куклы (Петрушка, Балерина, Арап) переживают настоящую драму. Загадочный финал. Красочный музыкальный язык. Особая роль оркестровки. Повышение значения деревянных духовых инструментов - постукивающее звучание изображает кукол. Фортепиано — ударный инструмент, очень виртуозный (характеристика Петрушки). Скрипки подражают балалайкам. Единственная певучая мелодия скрипки - в сцене смерти Петрушки.
Тема пляски кукол «Русская»:
У Петрушки есть лейтмотив – два кларнета одновременно играют до-мажорное трезвучие и фа-диез мажорный секстаккорд:
Премьера балета состоялась в Париже в 1911г. и явилась началом мирового признания композитора. Цитаты в балете " Петрушка": I картина " Далалынь" - цифра 5; " Под вечер осенью ненастной" – ц. 12; " Деревянная нога" - ц. 13 (с этой песенкой связана забавная история: мелодию эту композитор услышал в исполнении шарманки в окрестностях Ниццы и, включая ее в балет, совсем не подозревал о существовании автора – господина Спенсера, который через суд получил право на авторские отчисления с каждого спектакля " Петрушки" ); " Чудный месяц плывет над рекою" – ц. 15; " Ай, во поле липенька" – " Русская". III картина Вальс Арапа и Балерины – мелодии из вальсов Ланнера: " Воспоминание о Шенбрунсе" (I раздел) и " Штирийские мелодии (средний раздел). IV картина " Я вечор млада" (" Вдоль по Питерской" ) – пляска кормилиц; " Ах вы, сени" – ц. 95; " А снег тает" – танец кучеров и конюхов; " А мы масленицу дожидаем" (отдельные интонации) – ц. 122
Советская массовая песня 1-й половины ХХ века Этот жанр стал своеобразной летописью нашей страны. Расцвет этого жанра наступил в 30-е годы. Выдающимся мастером песни явился Исаак Осипович Дунаевский. Ним написана музыка ко многим кинофильмам, песни из которых стали популярными во всей стране. На слова Лебедева-Кумача написан «Марш веселых ребят» из кинофильма «Веселые ребята»:
«Песня о Родине» из кинофильма «Цирк» на слова Лебедева-Кумача:
Исключительно важную роль играла песня и в военные годы. Песней-символом Великой Отечественной войны стал суровый мужественный гимн «Священная война» Александрова на слова Лебедева-Кумача:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|