Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.5. Целостный педагогический процесс




План изучения темы

1. Понятие педагогического процесса.

2. Характеристика этапов педагогического процесса.

3. Основные принципы педагогического процесса.

4. Значение и логика целеполагания в обучении, воспитании и педагогической деятельности.

5. Характеристика образовательных учреждений, их типы и виды.

Методические указания по изучению темы

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Понятие «педагогический процесс» употребляется в уз­ком и широком смысле. В широком смысле - это совокуп­ность всех условий, средств, методов и др., направленных на решение одной глобальной задачи. Когда же понятие «педагогический процесс» употребля­ется в узком смысле, имеется в виду сосредоточение содер­жания обучения, его средств, методов, форм организации на какой-то более конкретной задаче педагогический процесс об­ладает целостностью, общностью и единством.

Функции педагогического процесса: воспитательная; образовательная; развивающая.

Этапы педагогического процесса.

На подготовительном этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью и решаются следующие важные задачи:

- выделение и постановка конкретных задач;

- изучение (диагностика условий) развития процесса;

- прогнозирование достижений;

- проектирование и планирование развития процесса.

Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план.

Основной этап осуществления педагогического процесса можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя следующие важные взаимосвязанные элементы:

- постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

- взаимодействие педагогов и учеников;

- использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

- создание благоприятных условий;

- осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;

- обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

На основном этапе осуществля­ется педагогическое взаимодействие воспитанника и вос­питателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами.

Завершается цикл педагогического процесса (заключительный этап) анализом достигнутых результатов. Анализ имел место и на основ­ном этапе, но теперь проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образо­вания недостатков.

Принципы педагогического процесса: демократизации, природосообразности, культуросообразности, единства взаимодействия педагога и ребенка, положительного эмоционального фона педагогического процесса, субъектности.

Цель – ожидаемый результат. Иерархия целей – общая цель педагогического процесса (удовлетворение потребностей общества и личности в ее развитии и саморазвитии), цели обучения (обеспечение самоопределения личности) и воспитания (гармоничное развитие личности), частные цели обучения (формирование знаний, опыта деятельности) и воспитания (формирование научного мировоззрения, нравственной, трудовой, физической, экологической, эстетической культуры), задачи (обучающие, воспитательные. развивающие). Задачи – пути достижения целей.

Система образования –

  1. федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности
  2. организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
  3. органы управления в сфере образования
  4. организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования
  5. объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни

Уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации

Формы получения образования

Очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейное образование, самообразование, экстернат.

Характеристика образовательных организаций дана в Законе об образовании в РФ (2012)

Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Организация, осуществляющая обучение - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность Типы и виды образовательных организаций (статья 23):

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Виды: детский сад, центр развития ребенка, учебно-воспитательный комплекс "детский сад - начальная школа" (УВК), дом ребенка, дошкольный детский дом, институт патронажных семей.

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего

Виды: средняя общеобразовательная школа; школа с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия; лицей; вечерняя школа; образовательная организация типа интернатов; специальная школа для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

Виды: училище, колледж, техникум.

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Виды: институт, университет, академия, консерватория, высшее военное училище.

5) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

Виды: центры (комплексы) внешкольной работы, детского творчества (в том числе технического), подростковые и др.; экологические и оздоровительно-экологические центры; детские парки; станции и клубы юных техников, натуралистов, туристов и т. п.; профилированные школы (не дающие общеобразовательной подготовки); центры эстетического воспитания и студии по видам искусств, библиотеки, картинные галереи, детско-юношеские спортивные школы, летние лагеря, в том числе профильные.

6) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Виды: институт, магистратура, аспирантура.

Статья 31. Выделены типы организаций, осуществляющих обучение:

1) научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам.

2) организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения.

3) дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам.

4) иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

Статья 32. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся индивидуальные предприниматели. Они осуществляют образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.

Непрерывное образование - создание и совершенствование единой государственной и общественной системы образования. Оно обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев; совместно решает задачи воспитания, общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки каждого человека; удовлетворяет стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни

Вопросы для самоконтроля по теме

  1. В чем заключается целостность педагогического процесса.
  2. Приведите примеры, подтверждающие реализацию функций и этапов педагогического процесса.
  3. Какие принципы современной образовательной политики реализуются на практике? Приведите примеры, подтверждающие их реализацию.
  4. Раскройте основные уровни современной системы образования в России.
  5. Дайте общую характеристику образовательных организаций в Российской Федерации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...