Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4.3. Особенности работы с детьми с особыми образовательными




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Потребностями

План изучения темы

1. Образование детей с нарушением в интеллектуальном развитии

2. Образование детей с нарушением речи

3. Образование детей с сенсорными нарушениями

4. Образование детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

5. Образование детей с нарушением эмоционально-волевой сферы

Методические указания по изучению темы

Особые образовательные потребности – потребности в организации специального педагогического процесса, позволяющего преодолевать имеющиеся ограничения возможностей, поскольку ребенок с отклонениями в развитии не готов к усвоению общеобразовательных программ вследствие ограничения возможностей.

Задержка психического развития /ЗПР/ - замедление темпа созревания различных психических функций, отставание в развитии психической деятельности. Причины: минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность ЦНС, длительные соматические хронические заболевания, длительная социально-культурная депривация, влияние стрессовых психотравмирующих факторов.

Классификация ЗПР /Лебединская К.С./: конституционального генеза, соматогенного генеза, психогенного генеза, церебрально-органического генеза.

Характерные особенности ЗПР: отставание в психическом развитии, неравномерность проявлений недостаточности развития, несоответствие интеллектуальных возможностей возрасту, снижение работоспособности, неустойчивость внимания, низкий уровень восприятия, недостаточная продуктивность произвольной памяти, отставание в развитии всех форм мышления, отставание в речевом развитии, несформированность произвольной регуляции поведения, отсутствие или слабость учебной мотивации, несформированность сюжетно-ролевой игры.

Специальное ДОУ, специальная /коррекционная/ школа 7 вида.

Особенности обучения: адаптированные программы, специальные предметы, индивидуально-групповая работа с малой наполняемостью, факультативы.

Умственная отсталость – стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения ЦНС, которое может быть различным по тяжести, локализации, времени наступления. Причины: внутриутробные - инфекции, хронические болезни матери, курение, алкоголизм, наркомания родителей, неправильное питание матери, различные физические и психические травмы, работа женщины на вредном производстве до беременности и в период беременности, неблагоприятные условия окружающей среды, повышенный радиационный фон в местности, иммунологический конфликт. После рождения: родовые травмы мозга, нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, интоксикации (отравления).

Виды умственной отсталости: деменция, олигофрения. Степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.

Особенности обучения: гигиенический и охранительный режим, индивидуальный подход, постоянство требований, приобщение к труду, расширение сенсорного опыта, развитие речи, на ранних этапах обучения пропедевтическая работа, сочетание упражнений, развивающих сенсорную и двигательную сферу ребенка.

Нарушения речи – отклонения от речевой нормы, принятой в языковой среде, полностью или частично препятствующие речевому общению и ограничивающие возможности социальной адаптации. Причины речевых нарушений: внутриутробные патологии, родовые травмы, заболевания в первые годы жизни, травма черепа, неблагоприятные социально-бытовые условия.

Психолого-педагогическая классификация: нарушение языковых средств общения /ФФН, ОНР/; нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности /заикание, речевой негативизм/.

Задачи образования: формирование речевых компонентов, развитие познавательных способностей, внимания, памяти, речевого поведения.

Характеристика современных методик коррекции речевых нарушений.

Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Глухота – полное отсутствие слуха или резкая степень снижения, при которой восприятие речи невозможно. Причины нарушений слуха: инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности, асфиксия новорожденного, внутричерепная родовая травма, резус-конфликт, гемолитическая болезнь новорожденного, недоношенность, переношенность, применение препаратов с ототоксическим действием, наследственные заболевания матери, сопровождающиеся поражением слухового аппарата, детская инфекция, грипп, острые и хронические отиты, черепно-мозговая травма.

Классификация лиц с недостатками слуха: тугоухость, глухота. Педагогическая классификация Р.М.Боскис: глухие без речи /ранооглохшие/, глухие, сохранившие речь /позднооглохшие/, слабослышащие с развитой речью, слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.

Характеристика детей с нарушением слуха: глухие не могут самостоятельно овладеть речью, у слабослышащих имеется недоразвитие речи, недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка, негативно влияет на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, средство общения со слышащими – естественные жесты, между собой – мимико-жестикуляторная речь, понимание речи опережает формирование возможности собственного высказывания в устной, дактильной или письменной форме, специальное обучение позволяет овладеть словесной речью.

Обучение и воспитание дошкольников с нарушением слуха: специальные детские сады, ДОУ комбинированного вида, дошкольные группы в специальных школах. Основное содержание работы – развитие речи ребенка, его остаточного слуха и формирование произносительных навыков.

Обучение школьников с частичным нарушением слуха: специальная /коррекционная/ школа 2 вида, массовая школа. Образовательные возможности соответствуют цензовому уровню общеобразовательной подготовки. Образование строится на полисенсорной основе: формирование навыков чтения с губ, овладение техникой речи, использование и развитие остаточного слуха. Письмо и чтение – основное средство овладения языком в процессе специального обучения. Важная роль отводится средствам наглядности.

Специальное образование глухих: билингвистический подход /овладение словесной и жестовой речью/, коммуникационный подход /овладение словесной речью/, верботональный подход /с использованием специальных технических средств/.

Слепота – наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты центрального зрения, или сужения поля зрения, или нарушения других зрительных функций. Слабовидение – это значительное снижение остроты зрения.

Классификация нарушений зрения: слепота /абсолютная, практическая, врожденная, приобретенная, слепорожденные, рано ослепшие, лишившиеся зрения после 3 лет/, слабовидение /прогрессирующее, стационарное/.

Причины: повреждение плода в период внутриутробного развития, заболевания плода, заболевания органов зрения, заболевания ЦНС, осложнения после общих заболеваний организма, травмы мозга, глаз.

Дошкольное образование детей с нарушением зрения: преимущества домашнего воспитания, специальные ДОУ. Цель: воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения, подготовка к школьному обучению. Обучение по специальной программе. Для эффективного воспитания и обучения необходимо:создать соответствующие условия для зрительного восприятия, оптимально использовать наглядные пособия, подходить к обучению индивидуально.

Обучение детей с недостатками зрения в школе: Специальная /коррекционная/ школа 3 и 4 вида, опора на сохранные возможности, увеличение сроков обучения, изменения в содержании учебных предметов, применение специальных пособий, тифлотехники, оригинальных учебников. Образовательные возможности соответствую цензовому уровню общеобразовательной подготовки.

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата: заболевания нервной системы, врожденная патология двигательного аппарата, приобретенные заболевания и повреждения ОДА.

Детский церебральный паралич – заболевание нервной системы, возникшее вследствие поражения больших полушарий, регулирующих произвольные движения, речь и другие функции. Основной симптом ДЦП – нарушение двигательной функции, связанное с задержкой становления и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Три степени тяжести двигательного дефекта: легкая, средняя, тяжелая.

Причины: внутриутробная патология с родовой травмой, нейроинфекции, тяжелые ушибы головы. Характеристика двигательного дефекта, нарушений психики, речи при ДЦП.

Направления коррекционной помощи в дошкольном возрасте: развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими, стимуляция сенсорных функций, развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности, формирование математических представлений, развитие зрительно-моторной координации.

Задачи обучения в школе: сочетание обучения и воспитания с лечением, трудовая подготовка, профессиональная ориентация. Недостатки и достоинства надомного образования.

Ранний детский аутизм – общее расстройство развития или как обширное нарушение развития человека, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении. Аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности или затруднениями в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Формируется к 2,5 – 3–летнему возрасту. При аутизме отмечаются: качественные нарушения в сфере социального взаимодействия, качественные нарушения способности к общению, ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности. Основной симптом – нарушение общения, контакта ребенка с окружающими.

Причины: органическое поражение ЦНС, травма, инфекция, интоксикация, психотравма, возрастной кризис, конституциональные особенности.

Клинико-психологическая характеристика аутистических расстройств личности: избегание глазного контакта, индифферентное отношение к окружающим, феномен тождества, движения угловатые, сложные движения выполняет лучше, страхи, аутистические фантазии, мутизм речи, речевые штампы, парциальность интеллектуального развития.

Зарубежные системы помощи: методика оперантного обучения, ТЕАССН-программа, холдинг-терапия.

Отечественная методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции К.С.Лебединской и О.С.Никольской. Государственная система помощи в нашей стране не создана.


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7