Тема 3.2. Формы, методы и средства воспитания
План изучения темы 1. Методы воспитания. 2. Формы организации воспитания. 3. Средства воспитания. 4. Воспитательные системы. 5. Воспитание личности в коллективе 6. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей Методические указания по изучению темы Метод воспитания – путь достижения (реализации) цели и задач воспитания. Прием обучения – часть метода. Методы формирования сознания: рассказ, разъяснение, внушение, увещевание, беседа, диспут, пример. Методы организации деятельности: упражнение, приучение, требование, поручение, воспитывающие ситуации, общественное мнение, ситуации свободного выбора. Методы стимулирования деятельности: поощрение, наказание, соревнование. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых. Организационная форма воспитания - специальная конструкция отрезков процесса воспитания, реализующихся в сочетании управляющей деятельности педагога и управляемой творческой деятельности воспитанников, направленных на формирование базовой культуры личности. Формы воспитания: "коллективное творческое дело" (КТД), игра, смотры, конкурсы, работа по самообслуживанию и др. Средства воспитания - все то, что использует человек в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, заимствуются и извне для реализации деятельности, получения ее наиболее предпочитаемого результата, для усиления и повышения качества деятельности и отдельных ее элементов. Средства воспитания - это необходимый инструментарий воспитательной деятельности. К ним можно отнести слово педагога, печатное слово, видеозаписи, произведения искусства, СМИ, детский коллектив, семья и природное окружение.
Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Структура воспитательной системы: цель, управление, субъекты, среда. Этапы развития воспитательной системы: первый этап - становление системы, второй этап - отработка системы, третий этап - окончательное оформление системы, четвертый этап - перестройка воспитательной системы. Оценка эффективности воспитательной системы: критерии факта, критерии качества. Отечественные воспитательные системы: система общей заботы (И.П. Иванов), система школы диалога культур (С. Курганов), система школы-комплекса. Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы В. А. Караковского. Ведущая идея - ориентация на личность школьника. Организационное строение - администрация школы, педагогический совет, большой совет, советы дела, совет «сборовских комиссаров», дежурные командиры классов. Стиль взаимоотношений - система норм: заинтересованность, доброжелательность, свобода. Методика коллективной творческой деятельности – сбор, ключевые общешкольные дела, интеграция учебной и внеурочной деятельности. Детские общественные объединения (ДОО). Цель – помочь детям найти приложение своих сил и возможностей. Детское движение – социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам и потребностям, инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей жизни. ДОО – самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе, по инициативам, желанию участников, для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей. Признаки: имеет социальную направленность, не является государственным учреждением, может существовать на его базе, состав не менее 2/3 граждан до 18 лет, имеет относительную самостоятельность. Детская общественная организация отличается от ДОО тем, что создается государственными структурами. Типы ДОО: по содержанию (трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные), по длительности (постоянные, временные и ситуативные); по характеру (неформальные, клубные, детские организации).
Коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Учебно-воспитательный коллектив - это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Роль детского коллектива в развитии личности: - открывает возможности накопления опыта коллективного поведения - арена для самовыражения и самоутверждения себя как личности - формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция - стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи - открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности - открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Модели развития отношений между личностью и коллективом: конформизм, гармония, нонконформизм. Признаки коллектива: - наличие общественно значимых целей - систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность - соответствующая организация совместной деятельности - систематическая практическая связь детского коллектива с обществом
- наличие положительных традиций и увлекательных перспектив - атмосфера взаимопонимания, доверия и требовательности - развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина. Функции коллектива: организационная, воспитательная, стимулирования. Структура детского коллектива: собрание воспитанников, актив, староста, временные коллективные органы. Типы коллективов: общешкольный, первичный. Этапы развития коллектива школьников: Воспитатель - субъект воспитания; Актив – субъект воспитания; Коллектив – субъект воспитания; Личность - субъект воспитания. Пути формирования детского коллектива: педагогическое требование, общественное мнение в коллективе, организация перспективных устремлений, организация самоуправления, накопление и укрепление традиций, воспитательное дело (КТД). Семья - это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу. Особенности развития современной семьи: специфика социального уклада в городской и сельской семье, различия в семейном воспитании детей, характер взаимоотношений между родителями и детьми, разукрупнение семьи, уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей, увеличение числа разводов, увеличение числа однодетных семей. Цель взаимодействия школы и семьи – стимулировать позитивные факторы семейного и школьного воспитания, организовывать их взаимодополнение и взаимовлияние. Задачи работы ОУ с семьями: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогическое просвещение и образование родителей, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, помощь и возможная коррекция воспитания в отдельных семьях, взаимодействие с родительскими общественными организациями. Принципы общения семьи и школы: сотрудничество, такт, взаимодействие, взаимоуважение, взаимопомощь и взаимоподдержка, терпение и терпимость.
Формы взаимодействия школы с семьей:
Неблагополучная семья – это семья с недостатком воспитательных ресурсов, конфликтная семья, нравственно неблагополучная семья, педагогически некомпетентная семья. Цель работы с неблагополучными семьями - профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания. Направления работы: информационно-просветительская работа, диагностическая работа, коррекционная работа. Вопросы для самоконтроля по теме 1. Покажите, как можно использовать в комплексе разнообразные методы воспитания. 2. Дайте характеристику форм воспитания? 3. Какую роль играют средства воспитания? В чем преимущества деятельности как средства воспитания? 4. Что такое воспитательная система? 5. Каковы структура и этапы воспитательной системы? 6. Дайте характеристику детских общественных объединений. 7. Какую роль играет детский коллектив в воспитании? 8. Какую роль играет семья в воспитании?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|