Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3.2. Формы, методы и средства воспитания




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План изучения темы

1. Методы воспитания.

2. Формы организации воспитания.

3. Средства воспитания.

4. Воспитательные системы.

5. Воспитание личности в коллективе

6. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей

Методические указания по изучению темы

Метод воспитания – путь достижения (реализации) цели и задач воспитания. Прием обучения – часть метода.

Методы формирования сознания: рассказ, разъяснение, внушение, увещевание, беседа, диспут, пример.

Методы организации деятельности: упражнение, приучение, требование, поручение, воспитывающие ситуации, общественное мнение, ситуации свободного выбора. Методы стимулирования деятельности: поощрение, наказание, соревнование. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Организационная форма воспитания - специальная конструкция отрезков процесса воспитания, реализующихся в сочетании управляющей деятельности педагога и управляемой творческой деятельности воспитанников, направленных на формирование базовой культуры личности. Формы воспитания: "коллективное творческое дело" (КТД), игра, смотры, конкурсы, работа по самообслуживанию и др.

Средства воспитания - все то, что использует человек в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, заимствуются и извне для реализации деятельности, получения ее наиболее предпочитаемого результата, для усиления и повышения качества деятельности и отдельных ее элементов. Средства воспитания - это необходимый инструментарий воспитательной деятельности. К ним можно отнести слово педагога, печатное слово, видеозаписи, произведения искусства, СМИ, детский коллектив, семья и природное окружение.

Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Структура воспитательной системы: цель, управление, субъекты, среда. Этапы развития воспитательной системы: первый этап - становление системы, второй этап - отработка системы, третий этап - окончательное оформление системы, четвертый этап - перестройка воспитательной системы. Оценка эффективности воспитательной системы: критерии факта, критерии качества.

Отечественные воспитательные системы: система общей заботы (И.П. Иванов), система школы диалога культур (С. Курганов), система школы-комплекса. Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы В. А. Караковского. Ведущая идея - ориентация на личность школьника. Организационное строение - администрация школы, педагогический совет, большой совет, советы дела, совет «сборовских комиссаров», дежурные командиры классов. Стиль взаимоотношений - система норм: заинтересованность, доброжелательность, свобода. Методика коллективной творческой деятельности – сбор, ключевые общешкольные дела, интеграция учебной и внеурочной деятельности.

Детские общественные объединения (ДОО). Цель – помочь детям найти приложение своих сил и возможностей. Детское движение – социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам и потребностям, инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей жизни. ДОО – самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе, по инициативам, желанию участников, для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей. Признаки: имеет социальную направленность, не является государственным учреждением, может существовать на его базе, состав не менее 2/3 граждан до 18 лет, имеет относительную самостоятельность. Детская общественная организация отличается от ДОО тем, что создается государственными структурами. Типы ДОО: по содержанию (трудовые, досуговые, общественно-политические, религиозные, патриотические, познавательные), по длительности (постоянные, временные и ситуативные); по характеру (неформальные, клубные, детские организации).

Коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Учебно-воспитательный коллектив - это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Роль детского коллектива в развитии личности:

- открывает возможности накопления опыта коллективного поведения

- арена для самовыражения и самоутверждения себя как личности

- формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция

- стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи

- открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности

- открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности.

Модели развития отношений между личностью и коллективом: конформизм, гармония, нонконформизм.

Признаки коллектива:

- наличие общественно значимых целей

- систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность

- соответствующая организация совместной деятельности

- систематическая практическая связь детского коллектива с обществом

- наличие положительных традиций и увлекательных перспектив

- атмосфера взаимопонимания, доверия и требовательности

- развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина.

Функции коллектива: организационная, воспитательная, стимулирования.

Структура детского коллектива: собрание воспитанников, актив, староста, временные коллективные органы. Типы коллективов: общешкольный, первичный. Этапы развития коллектива школьников: Воспитатель - субъект воспитания; Актив – субъект воспитания; Коллектив – субъект воспитания; Личность - субъект воспитания.

Пути формирования детского коллектива: педагогическое требование, общественное мнение в коллективе, организация перспективных устремлений, организация самоуправления, накопление и укрепление традиций, воспитательное дело (КТД).

Семья - это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу. Особенности развития современной семьи: специфика социального уклада в городской и сельской семье, различия в семейном воспитании детей, характер взаимоотношений между родителями и детьми, разукрупнение семьи, уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей, увеличение числа разводов, увеличение числа однодетных семей.

Цель взаимодействия школы и семьи – стимулировать позитивные факторы семейного и школьного воспитания, организовывать их взаимодополнение и взаимовлияние. Задачи работы ОУ с семьями: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогическое просвещение и образование родителей, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, помощь и возможная коррекция воспитания в отдельных семьях, взаимодействие с родительскими общественными организациями.

Принципы общения семьи и школы: сотрудничество, такт, взаимодействие, взаимоуважение, взаимопомощь и взаимоподдержка, терпение и терпимость.

Формы взаимодействия школы с семьей:

Индивидуальные
  1. беседы
  2. консультации
  3. посещение семьи учащегося
  4. общение по телефону
  5. переписка с родителями
  6. поручения
Коллективные
  1. родительские классные и общешкольные собрания
  2. открытые уроки для родителей
  3. дни открытых дверей
  4. родительские конференции
  5. диспуты родителей
  6. круглые столы
  7. демонстрация и обсуждение фильмов по вопросам воспитания
  8. вечера вопросов и ответов
  9. работа с родительским активом
  10. совместные с детьми походы
  11. огоньки
  12. конференции

Неблагополучная семья – это семья с недостатком воспитательных ресурсов, конфликтная семья, нравственно неблагополучная семья, педагогически некомпетентная семья.

Цель работы с неблагополучными семьями - профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания. Направления работы: информационно-просветительская работа, диагностическая работа, коррекционная работа.

Вопросы для самоконтроля по теме

1. Покажите, как можно использовать в комплексе разнообразные методы воспитания.

2. Дайте характеристику форм воспитания?

3. Какую роль играют средства воспитания? В чем преимущества деятельности как средства воспитания?

4. Что такое воспитательная система?

5. Каковы структура и этапы воспитательной системы?

6. Дайте характеристику детских общественных объединений.

7. Какую роль играет детский коллектив в воспитании?

8. Какую роль играет семья в воспитании?

 


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7