Тема 2.4. Основы развивающего обучения
План изучения темы 1. Связь обучения и развития. 2. Сущность развивающего обучения. 3. Характеристика основных концепций развивающего обучения. Методические указания по изучению темы Развитие – это процесс количественных и качественных изменений организма, нервной системы, психики, личности. Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация усвоения знаний, умений и навыков. Вопросы соотношения развития и обучения рассматривали Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, Л.С. Выготский. Важным является вопрос о зависимости качества обучения от общего развития детей. В связи с этим Выготский вывел уровни развития ребенка: зона актуального развития, зона ближайшего развития. Для обучения важно знать, какие функции находятся в стадии становления. Поэтому развивающее обучение ориентируется на ЗБР, превращает ее в ЗАР.
Полнота и точность восприятия – условие, при котором формируется учебная деятельность. А некоторые виды деятельности (рисование, пение, игра на музыкальных инструментах) невозможны без восприятия. Результативность учебной деятельности зависит от уровня сформированности процессов памяти – запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения, забывания. Обучение является средством развития мышления учащихся. Существует теория формирования научных понятий, которая реализуется в процессе обучения. Эмоциональные процессы способны оказывать регулирующее и активизирующее влияние на процессы памяти, восприятия, мышления, воображения. Действие состоит из множества движений. Поэтому овладеть действием, значит овладеть цепочкой движений. При этом необходим сенсорный контроль, корректировка движений. Навык действие, которое частично не контролируется сознанием.
Развивающее обучение (В. В. Давыдов) - новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, когда ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение – способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого ориентированы на всестороннее развитие ребенка. При таком обучении дети не только овладевают ЗУНами, но учатся способам их самостоятельного постижения. Рефлексия – процесс вспоминания, выявления и осознания основных компонентов деятельности, ее смысла, способов, проблем, пути их решения, полученные результаты. Главная идея развивающего обучения – опережающее развитие мышления, продуктивного и творческого. Владение приемами усвоения знаний основывается на осознании целей, способов и результатов деятельности. Отсутствие традиционных школьных отметок. Учитель оценивает труд ученика по индивидуальным критериям, что создает ситуацию успеха. Вводится самооценка результата. В проверочные работы включается материал, который ранее не изучался, или задачи, которые не решались ранее. В основе обучения заложено диалоговое общение учителя и ученика. Функции учителя: обеспечения индивидуального целеполагания, сопровождения (участник), обеспечения рефлексивных действий учеников для того, чтобы вспомнить, осознать компоненты деятельности. Концепция – система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, фактов, руководящая идея для их трактовки и освещения; ведущий замысел деятельности. Концепции развивающего обучения: система развивающего обучения Л.В. Занкова; система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Вопросы для самоконтроля по теме
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|