Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Документальная фотография и фотожурналистика




 

До недавнего времени термин «документальная фотография» в профессиональном языке отсутствовал. Сегодня он обозначает жанр, изображающий явления и события с помощью погружения в тему, обычно социального характера. Этот жанр объединяет задачи фотоискусства и фотожурналистики. Нередко документальную фотографию относят к жанрам фотожурналистики.

Жанр, по Н. И. Ворону - это тип произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. В фотожурналистике за многие десятилетия сформировалась определенная система жанров. Современная практика иллюстрирования периодической печати различает фотозаметку, фоторепортаж, фотозарисовку, фотокорреспонденцию, фотоочерк и фотомонтаж. Николай Иванович Ворон считает, что жанры различаются по:

• конкретному назначению. Так, в основе фотозаметки лежит единичный факт, фоторепортажа - событие, фотоочерка - явление.

• характеру изображения. В фотозаметке факт фиксируется чаще всего в неразвернутом виде, в нем выделяется главное, по которому читатель судит обо всем факте. Фоторепортер констатирует факт, в фотоочерке личностный момент выражается наиболее полно, действительность показывается в интерпретированном виде. Таким образом, жанрам присуща разная степень авторского самовыражения, что и определяет характер отображения.

• масштабу выводов и обобщений. Фотозаметка не предполагают никаких широких обобщений, в отличие от других жанров. Однако, масштаб обобщений все равно зависит от творчества и видения автора.

• выразительному языку. Как правило, самая ограниченная выразительная палитра в фотозаметке, потом уже всякие там фоторепортажи и фотозарисовки.

Кроме того, можно еще выделить два вида жанров - информационные и публицистические. К информационному относятся фотозаметка, фотозарисовка, фоторепортаж. К публицистическому - фотокорреспонденция, фотоочерк и фотомонтаж.

Функции информационных жанров:

• фиксация нового факта или только что свершившегося события;

• оперативность отображения;

• злободневность содержания.

Функции публицистических жанров:

• широта охвата действительности;

• многоаспектность исследования;

• масштаб выводов и обобщений.

Различие между двумя этими функциями можно выразить так: «Информация осмысляет единичное, отдельное как выражение общего. Жанры публицистического вида осмысляют общее как выражение совокупности единичных, отдельных фактов и событий».

В фотодокументалистике выделяют такие поджанры, как хроникальная, уличная фотография и другие. Подобные деления, конечно, условны: границы между жанрами весьма размыты, так как за последнюю треть века все жанры претерпели радикальные изменения и продолжают изменяться сейчас.

Документальной фотографией называют один из жанров фотографии обращенный к реальным событиям. К задачам документальной фотографии можно отнести создание фотографического документа, являющегося свидетельством реальных событий, документом эпохи, а так же обращением или предупреждением.

Термин «документ» происходит от латинского documentum - поучение, пример, образец, назидание.

«Документальная фотография - это, как правило, серия снимков на определенную тему, выполненных в хронологическом порядке. Трудно припомнить хотя бы одну документальную работу, состоящую из единичной фотографии. Жанр характерен также наличием текста, описывающего предмет изображения, место и время. Текст может быть как минимальным, так и развернутым и принадлежит обычно руке самого фотографа».

Как правило, документальной фотографии присуща максимальная объективность, фиксация событий, которая выполняется без вмешательства фотографа в сюжет. Ключевые элементы документальной фотографии: описание социальных невзгод, эстетичность, но вместе с этим естественность и реальность, документализация социальных условий на примере нескольких фотографий или развёрнутой серии, публичный характер и претензии на политическое влияние.

«Изначально, документальная фотография и фотожурналистика выполняли, в первую очередь, информационную и/или репрезентационную функцию. Их основная цель - информировать, или, буквально, облекать в форму то, что, по сути, представляет собой сумбурную, неструктурированную, неоформленную реальность; желание «представить сознанию в ясной и четкой форме» происходящие события - вот как можно определить репрезентационную функцию фотографии».

Документальная фотография - это работа, состоящая из нескольких изображений. Она подразумевает наличие текста, минимального или развёрнутого, описывающего предмет изображения. Идея самого проекта, контроль над выбором изображений, их последовательности, а так же текста, осуществляется фотографом. Фотограф отвечает, в основном, за выбранную точку зрения.

Данная форма не подразумевает никакого ограничения по времени; работа над некоторыми документальными проектами может идти в течении весьма продолжительного времени (например, серию «Люди и Рыбы» В. Ю. Вяткин снимал на протяжении нескольких лет, а Юджин Смит потратил годы на очерки об экологических проблемах японского острова Минимато годы). Именно из-за неограниченности во времени фотограф может совершенствовать своё произведение, анализировать его и, в случае нужды, переснять.

Так же она не подразумевает жёсткого ограничения объёма работ, поскольку главным средством презентации документальной фотографии является книги и выставки. В последнее время всё более популярными становятся аудио- и видеопрезентации. Жизнеспособность тем работ и их актуальность неограниченна, это - «вечные» темы.

Фотожурналистика, как и документальная фотография, подразумевает расширенный формат, её главная форма - фотоочерк. Объём очерка, в отличие от документального проекта, ограничен, так как главное средство презентации фотожурналистики - журналы и газеты. Очерк так же, как и документалистика, содержит комментарий под фотографией, чаще всего это информационный или редакторский комментарий. Текст может быть представлен как и самим фотографом, так и фоторедактором. Редакторский контроль принадлежит редакторской или финансовой «верхушке» издания, публикующего очерк. Журналист может предложить тему очерка, но он должен быть одобрен редактором ещё до публикации. Фотожурналист может отразить в своей собственной «матрице искажения» любой объект или явление, его видение может вступить в противоречие с точкой зрения или убеждением редактора и издателя и может быть подчинено ей. Кроме того, время работы журналиста над очерком длится всего несколько месяцев, отчасти потому, что материал быстро теряет свою актуальность. Темы работ зачастую заказываются редакторами и имеют местное значение. Результат работы обречён на недолгую жизнь, за исключением тех случаев, когда фотожурналистские работы попадают в альбомные издания и обретают вторую жизнь.

Поле деятельности фотожурналистики - периодическая печать - определяет характер творчества. Цель творчества фоторепортеров - визуальными средствами раскрыть социально-политическое содержание фактов и событий современной общественной жизни. Появление фотоснимков в периодической печати связано с необходимостью дать массовому читателю документальное и наглядное представление о фактах, событиях и явлениях социальной действительности. Отсюда можно заключить: выделение и развитие фотожурналистики как самостоятельного вида обусловлено общественной потребностью. Фотожурналист осознает свою деятельность как деятельность общественно-политическую. Отображая факты, события и явления действительности, он пишет «историю современности». Фоторепортер в полной мере смог решать заложенные в фотографии и слове возможности не только констатировать, но и интерпретировать факты и явления общественной жизни, это привело к расширению содержательного пласта фотопубликаций.

Как уже упоминалось выше, документальной фотографией называют один из жанров фотографии, обращенный к реальным событиям. К задачам документальной фотографии можно отнести создание фотографического документа, являющегося свидетельством реальных событий, документом эпохи, а так же обращением или предупреждением.

На рубеже XIX-XX вв. считалось, что фотография по своей природе документальна. Утверждение верное, но несколько неполное: в фотографии соблюдается дуализм документального и художественного, и соотношение субъективного и объективного меняется от жанра фотографии. Уход в крайность для фотографического жанра - довольно специфическое явление, и к самой фотографии относится лишь условно. Так, например, полностью документальной можно назвать оперативную съемку на месте происшествия (как элемент крайности, при таких съемках до сих пор используют пленочные фотоаппараты), а полностью художественной можно назвать студийную постановочную съемку для дальнейшей обработки в графических редакторах.

Мы наблюдаем деформацию термина из всеохватывающего в узкоспециализированный: сегодня, говоря о документальной фотографии, в основном подразумевают социальную фотографию, а говоря о социальной фотографии, подразумевают и стрит-фото, и сугубо репортажные съемки, и даже некоторые студийные (как, например, победившую на World Press Photo серию портретов афганских рекрутов полиции за авторством фотографа Тона Коэна).

Деформация термина случилась не сразу - до XX в. любая фотография считалась документальной в значении «достоверный», будь то съемка открыточных видов, снежинок под увеличением или да студийная портретная съемка при магниевом свете или без него. Достоверность фиксируемой действительности обеспечивали сложности при съемке, проявке и печати.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...