Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная тематика в документальной фотографии




 

Одним из инструментов формирования общественного сознания является социальная фотография - вид документальной фотографии, в которой в полной мере соблюдается и работает дуализм объективности и субъективности. Функционально социальная фотография способствует поддержке незащищенных слоев населения, восстановлению гуманистических отношений между людьми и, как следствие, построению гражданского общества.

Социальная фотография, к которой относится и съёмка уличных музыкантов, о чём речь пойдёт ниже, - это нечто большее, нежели простое изложение фактов, - это целое искусство, способное перевернуть мир. Социальная фотография показывает проблемы, существующие в обществе, это жанр призван напомнить человеческим умам, что не стоит забывать о тех, кто нуждается в помощи. Это тот вид искусства, который показывает и должен показывать то, что есть в нашем обществе и в мир в целом без каких либо рамок и цензуры. Просто отражение жизни - хорошей или плохой, с цензурой или без - не достаточно для того чтобы считать фотографию социальной.

Главное - социальная фотография должна исполнять определенную функцию, преследовать благую цель - сделать человека или общество лучше, сейчас или в перспективе. А в долгосрочной перспективе, цель социальной фотографии - изменение модели поведения общества в отношении определенного явления. Например, сделать спорт модным или сделать курильщиков изгоями общества.

Доброе отношение к животным, забота об экологии, помощь нищим или инвалидам, патриотизм и так далее - всё это модели поведения, которые нужно развивать в обществе. И социальная фотография должна этому способствовать. Социальная фотография позволяет рассмотреть то, на что наклеивается ярлык социальной проблемы, к чему фотограф хочет привлечь внимание общества, сделав проблемы видимыми.

Социальная тема является одной из самых острых в фотографии - неприкрытая правда имеет свойство больно бить по глазам даже, в отличие от новостной фотографии, не переходя границу этически дозволенного. Более того, одна из ключевых особенностей социальной фотографии заключается в фактическом равноправии фотографической и текстовой составляющей социального проекта, а в некоторых случаях, и во второстепенной роли изображений. Сам текст, сама история могут возыметь на человека настолько сильное воздействие, что изобразительная составляющая может быть не важна - лишь бы была хоть какая-то иллюстрация.

М. Дмитриев создает целые тематические циклы: «Волжские бурлаки», «Семеновские ложкари», «Лукояновские крестьяне», «Сормовские, Выксунские, Кулебакские рабочие». Работы, имевшие выраженную социальную направленность, вообще занимали видное место в творчестве фотографа. Например, на Парижской фотографической выставке Дмитриев показал весьма «острую» фотографию «Арестанты на строительных работах», которая вызвала некоторое раздражение официальных российских обозревателей.

Также в качестве социального фотографа М. Дмитриев издает в собственной фототипии большой альбом «Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии», который стал суровым обвинительным документом. Мало заботясь о славе и даже собственном здоровье, Максим Петрович снимал разоренные голодом деревни, фиксировал работу врачей, сестер милосердия и отдельных земских деятелей, помогающих больным тифом крестьянам. Альбом стал важной вехой в истории российского фоторепортажа и удостоился восторженных откликов критики.

Несмотря на все заслуги и очевидное первенство Максима Дмитриева в жанре социального фоторепортажа, основоположником социальной фотографии на Западе принято считать американского фотожурналиста и социолога Льюиса Хайна. Своими фотографиями он стремился обратить внимание просвещенных масс на проблемы, стоящие перед людьми. Во многом благодаря фотографиям Хайна и пронзительным подписям к ним поднимались общественные кампании в защиту прав шахтеров, иммигрантов и начался процесс по принятию закона, защищающего детей от труда, (правда, закон, определяющий понятие «тяжелого детского труда» был принят лишь спустя год после смерти Льюиса Хайна).

Хайна пытались не пускать на заводы и фабрики, даже угрожали, но мастер умел находить выходы для того, чтобы его труды увидели свет. Он маскировался под страховых агентов, проповедников или, на крайний случай, промышленных фотографов, чтобы попасть в необходимое ему место. Он не только делал фотографии детей, но и старался общаться с ними, чтобы узнать об их жизни и привычках «из первых» уст. Все свои беседы с детьми он записывал, поэтому к некоторым снимкам впоследствии были прикреплены небольшие сопроводительные записки.

Льюис Хайн считал, что фотография может сказать больше, чем текст, что она может повлиять на людей. Наблюдая за нелегкой жизнью детей бедняков, он не мог мириться с тем, что общество никак не защищает самых незащищенных, равнодушно наблюдая за тем, как производство губит поколение за поколением.

У Хайна нет фотографий с музыкантами, но я все равно считаю нужным отметить его как важнейшего и влиятельнейшего фотографа-документалиста.

Цель социальной фотографии состоит даже не в том, чтобы показать проблемы, а в том, чтобы пробудить интерес к проблеме. Чешский фотограф Ян Рыбарж, один из призёров фотоконкурса «Czech Press Photo» 2004 года, так описывает цели социальной фотографии: «За последние годы я был в большинстве «горячих точек» - Ираке, Афганистане, в Чечне, но до сих пор теракт в Беслане - самая страшная трагедия, какую мне довелось увидеть. И самая эмоциональная. Я попал в Северную Осетию через несколько дней после того, как там закончилось кровопролитие. На каждом кладбище тогда прощались с убитыми: скорбь, матери хоронили своих детей. Это было действительно ужасно.

Я не ставил перед собой цель демонстрировать чужие переживания, а скорее, таким образом хотел рассказать об одной из многих человеческих судеб. Иногда жизнь может нести позитивный заряд, иногда - негативный. Но Беслан был определенной вехой в череде трагических событий, которые в России предшествовали этой трагедии. Страдание к этому имеет непосредственное отношение. При этом я никогда не пытался показать исключительно страдания. Для меня всегда было важно представить страну, где я снимаю, такой, какая она есть, найти в ней что-то особенное. В случае России я всегда помнил о том, что Запад не способен понять эту огромную страну, не знает, как к ней относиться».

Кроме того, чешский фотограф говорит и о том, что жизни и здоровью тех, кто занимается документальной фотографией и поднимает проблемные темы, может угрожать опасность: «В Белоруссии я фотографировал митинг оппозиции во время предыдущих президентских выборов. Там было очень много людей, и в одном из темных переходов в Минске на меня напали и жестоко избили. Я до сих пор не знаю, кто это был. Можно выдвигать разные гипотезы, почему это произошло, но некоторые белорусы мне говорили, что, вероятно, это случилось из-за того, что я журналист».

Социальные проекты - дело трудоёмкое и затратное, но, несмотря на это, они популярны на протяжении последних ста лет. Объяснение кроется и в огромном значение этих проектов в формировании личности современных молодых людей, и в способности этих репортажей мотивировать индивидуумов на одобряемые обществом поступки. Или не делать неодобряемых.

Здесь много путей для реализации. Кто-то работает на грани фола и ориентируется на молодежь, как, например, арт-группа «Протез» - им принадлежит абсурдистко-социальный проект «О***но русский», жестко иронизирующий над современной социальной рекламой в форме переосмысленных афиш.

Кто-то взывает к вере, пытаясь пробудить в людях ростки милосердия призывами ли вступить в общество абстрактных национал-патриотов и православных хоругвеносцев, слушать ли радио «Радонеж» или читать материалы на аналитическо-познавательных сайтах вроде religo.ru.

Кто-то делает социальную тематику главной темой творчества, как, например, немецкий фотограф Андреа Дифенбах, изъездившая полмира с выставкой «СПИД в Одессе» и работающая в рамках проекта «Страна без родителей» с молдавскими детьми, чьи родители уехали на заработки в другие страны.

И в России есть такие неравнодушные фотографы, готовые колесить по всей стране, чтобы потом в своих снимках показать зрителям боль, страдания и отчаяние людей, которые кажутся нам оторванными от наших судеб, но на самом деле находящиеся совсем рядом и нуждающиеся в помощи.

Например, фотографы «Новой» газеты часто поднимают в своих публикациях темы социального неравенства, произвола властей, искажения истории, бездомных людей и животных, засыпаемых песком городов и живущих в заброшенных домах подростков.

Между тем, социальная фотография все еще относительно новое и неизученное понятие для России. Специалисты трактуют ее как вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям.

Известно, что время и страна накладывают отпечаток на взгляд и интерпретацию любых событий. Социальная фотография в России, несомненно, отражает изменившиеся ценности и установки. Темы, которые отражают фотографы в своих работах, сейчас более разнообразны и лежат не только в сфере деятельности государства, но и в области межличностных отношений граждан. Современная социальная фотография также использует технические новшества века, которые делают ее более художественной и актуальной.

Мы живем в несовершенном мире. Проблемы бездомных, наркоманов, детей-сирот, инвалидов и стариков - это темы, которые больно и подчас неприятно обсуждать. Самое простое: отгородиться от них, не замечать, делать вид, что всё порядке. С помощью фотографии мы можем показать проблему, привлечь внимание других и тем самым помочь.

Вместе с этим, съёмка социальной фотографии является одной из самых сложных. «Фотографу нужно проникнуться болью и страданием людей, которых он снимает, иначе о случившемся рассказать невозможно. Мне кажется, что о человеческой трагедии говорить нужно. Это проблема, которую решают все военные репортеры или журналисты, делающие репортажи во время природных катастроф», - подчёркивает Ярослав Прокоп, один из директоров Национального музея фотографии в Чехии.

Фотографу необходим прямой контакт с теми, кого он снимает. И поэтому социальная съёмка изматывает не только физически, но и морально. Если фотограф пропускает через себя все те проблемы, которые он видит, он начинает их острее чувствовать, и это не может не сказаться на его психике. Фотосъёмка проходит зачастую в неприспособленных для этого условиях, при жаре, пыли, под пулями и просто в грязи, не говоря уже о том, что пребывание в неблагополучных кварталах фотографа может вызвать негатив со стороны местных жителей.

Социальные проблемы существуют столько же времени, сколько существует и всё человечество. С изобретением фотографии появились новые возможности привлечения внимания к той или иной проблеме, потому что одно дело - прочитать о человеческой беде, и совсем другое - увидеть её своими глазами с помощью фотографий, осознать весь масштаб проблемы. Став массовой практикой, а не просто досугом состоятельных людей, фотография в ХХ в. нашла себе широкое применение, именно оно во многом изменило облик культуры.

Первые фотографии, как известно из истории, появились в середине XIX века, а пионером фоторепортажа, одного их жанров социальной фотографии, считается французский фотограф Леон Гимпел. Его изображение усталого солдата времен гражданской войны впервые обращает внимание к душевному состоянию «пушечного мяса».

Так повелось в истории социальной фотографии, что самые резонансные работы появлялись во время различных войн. Гражданские сражения, Вторая мировая война находят отражение в фотоработах, до сих пор поражающих зверствами воющих и страданиями мирного населения. Фотографиями, потрясшими мир, стали ужасы войны во Вьетнаме. Невозможно без содрогания смотреть на пленника, пойманного южновьетнамскими солдатами и обнажённую девочку, бегущую с другими детьми от напалма. Более того, именно фотографии из Вьетнама побудили общественность начать массовую кампанию за прекращение военных действий.

Вывод

 

Документальной фотографией называют один из жанров фотографии обращенный к реальным событиям. К задачам документальной фотографии можно отнести создание фотографического документа, являющегося свидетельством реальных событий, документом эпохи, а так же обращением или предупреждением.

В современной среде виды фотографии, к которым мы обращаемся, чтобы получить надежную информацию об окружающих нас реалиях, с трудом поддаются четкому определению.

Объектом документальной фотографии может быть совершенно любое событие, будь то рождение нации или ребёнка, тематика её не имеет ограничений. Документальные фотоочерки не ограничены ни тематикой, ни временем.

Фотодокументалистика существует с момента изобретения фотографии и по наши дни. И если сначала она могла быть ограничена, например, несовершенством аппаратуры, то сейчас фотографы-документалисты вообще не имеют никаких технических препятствий: фотографию можно относительно легко сделать, обработать и выложить в интернет на всеобщее обозрение.

В настоящее время активно возникают и возрождаются центры фотодокументалистики, фонды, премии. Среди огромного количества шлака сложно выделить что-либо стоящее, но настоящего мастера видно издалека. Для того, чтобы ситуация из полного застоя изменилась к лучшему, нужно много времени.

Документальная фотография существует, в частности, для того, чтобы запечатлеть и оставить потомкам облик города. Уличные музыканты являются неотъемлемой частью любого мало-мальски крупного города и меняются вместе с ним.

Несмотря на то, что фотосъёмка уличных музыкантов проходит на улице и в переходах метро, она не относится к стрит-фотографии. Уличная фотография (стрит-фотография) - вид документальной фотографии без явной социальной направленности, обычно изображающая людей в обычных ситуациях в общественных местах.

Социальная тема - одна из самых сложных и цепляющих в фотографии. Когда появилась возможность иллюстрировать статьи снимками, изменилось отношение к СМИ, усилилась реакция на фотографии.

Основной целью социальной фотографии ставится привлечение внимания общественности к наиболее острым социальным проблемам, а также предложить способы их предотвращения и решения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...