Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уличные музыканты в работе российских и зарубежных фотографов




 

Делая любую практическую работу по фотожурналистике, следует учитывать не только собственные навыки, но и опыт известных профессиональных фотографов. Это помогает исключить некоторые ошибки и научиться новым приёмам. Первые фотографии уличных музыкантов появились в 1877 году, и их автором был Андрей Карелин. С тех пор многие фотографы снимали уличных музыкантов, и по их фотографиям можно проследить, как развивалась эта культура и город вокруг.

А.О. Карелин считается родоначальником жанровой постановочной фотографии. Снимки Карелина как бы наполнены воздухом, светом, в них нет ни одного не проработанного места. Фотографируемых он располагал в гостиной, у окна, в креслах, отдельных участников групповой съемки снимал со спины или вполоборота. Он избегал привычных шаблонных ремесленнических поз - и это имело результат. Снимок «девушки с альбомами» (справа) удостоился первого места на Эдинбургской выставке в 1876-м году.

Карелин вложил много своего труда, используя усовершенствованную технику, разработанную им самим. Он был в то время единственным в то время фoтoграфом, чья оптика позволяла снимать персонажи на расстоянии до семи метров со стабильной резкостью. Поэтому запечатленные им на один негатив мнoгoфигурные группы вызывали и вoстoрг, и недоверие.

Карелин известен прежде всего как портретист и пейзажист. Однако снимок «милостыня» (в центре) говорит о его интересе к социальной тематике. Среди сохранившихся его работ, которые можно отнести к социальной тематике - портрет обычного русского мужика (правда, снятый со спины), групповой портрет на фоне кирпичной стены «дети читают книгу» и некоторые другие.

У Карелина я нашла две фотографии с уличными музыкантами, одна из них слева.

В 1882 году Карелин приглашает фотографа с некоторым опытом Максима Дмитриева поработать в его фотосалоне. Набравшись опыта, Дмитриев уезжает из Нижнего Новгорода чтобы реализовать собственное видение фотографии.

В отличие от карелинских снимков, на его видах улиц, площадей - люди. Это крестьяне, грузчики, босяки, богомольцы. Здесь простой народ - главное действующее лицо.

Все три представленные фотографии уличных музыкантов, по данным архива РИА Новости, сделаны Дмитриевым в 1898 году. Но я не уверена в достоверности информации, так как Максим Дмитриев назван в подписи Михаилом Дмитриевым.

Основоположник русского репортажа, Дмитриев запечатлел практически все более-менее значимые события Нижнего Новгорода на рубеже XIX и XX веков - например, сохранилась серия его крупноформатных фотографий, зафиксировавших приезд в Нижний Новгород в 1913 году императора Николая II на торжества, посвященные 300-летию дома Романовых.

В 1929 году здание по ул. Осыпная, 9, где работал М.П. Дмитриев, было национализировано, а с Дмитриевым был заключен договор, по которому он нанимался павильонным фотографом. В 1933 году из его архива изъяли более 7000 фотографий, лишив некогда знаменитого фотографа единственного дохода, который давали заказы краеведческих организаций и выставок по отпечатыванию снимков.

Одна из самых старых фотографий уличных музыкантов, которую мне удалось найти, датируется 1898 г. и принадлежит Эжену Атже.

С позиции соотношения объективного/субъективного, французский фотограф Эжен Атже - чистый документалист, особенно относительно его ранних работ. На первых снимках Атже свет (по преимуществу, полуденный) служил лишь для достижения необходимой экспозиции, а на поздних работах видна тонкая работа со светотеневым рисунком, который помогает создать нужное настроение кадра.

Эжен Атже был одним из родоначальников стрит-фотографии, и на его снимках представлен весь Париж конца XIX-начала XX веков - улицы, архитектура, статуи, иногда люди. Фотограф не получил признания при жизни, хотя его учениками считали себя известные фотографы-документалисты, такие как Ансел Адамс и Анри Картье-Брессон. В частности, Брессон говорил: «… я познакомился с работами Атже, фотографа с трагической судьбой, и они произвели на меня настолько сильное впечатление, что, наверное, под их влиянием я и купил свой первый фотоаппарат».

Атже, собственно, сам не задумывался об истинных достоинствах своих фотографий - он просто делал утилитарную съемку Парижа и задешево продавал работы художникам, декораторам, архитекторам, коллекционерам открыток, библиотекарям, работникам архивов - словом, всем, кому могло понадобиться изображение определенного места или детали. По словам Манн Рэя, Эжен Атже гордился тем, что его фотографии являлись для художников своего рода напоминанием о виденном, избавляли их от необходимости зарисовывать детали на пленерах.

На снимках Атже можно увидеть и парижан, обычно самых простых сословий: уличных лоточников, мелких торговцев, мусорщиков, нищих и даже проституток. Ряд работ Атже посвящен ярмаркам и народным праздникам в различных районах столицы.

Фотографа со странной фамилией Свищев-Паола (иногда можно встретить написание «Свищов») знают немногие и лишь благодаря его громкой в свое время серии «Обнаженная» и, возможно, пикториалистическим портретам С. Есенина. Меня же, в рамках моей работы, Свищев-Паола интересует прежде всего как фотограф-документалист, к фотографическому наследию которого относится и музыкант на фото выше.

На самом деле, «Паола» - название фотоателье на Кузнецком мосту, которое в свое время Н.И. Свищев выкупил вместе с оборудованием у Н.С. Короткова, позже ставшего редактором журнала «Русский вестник». С той поры стали звать Николая Ивановича то Свищевым, то Паолой. Когда же пришло время получать новый паспорт, чиновник вписал в бланк двойную фамилию.

Николай Свищев - автор множества портретов в стиле пикториализма, он виртуозно владел техникой печати «бромойль», снимал с объективом-моноклем, придумал печатать фотографии на фарфоре и молочном стекле, к нему в ателье «Паола» шли актеры, писатели, ученые…

Но портреты - это одна сторона его творчества, самая заметная и наименее документальная. Н. Свищев провел много времени, исследуя русскую деревню, фотографирую как быт крестьян, так и их самих. Его высокохудожественные, практически репортажные фотографии отличаются высокой насыщенностью деталями почти на всей поверхности кадра.

Даже в документальной Н. Свищев ценил прежде всего художественность фотографии и сейчас уже нельзя наверняка сказать, правда ли крестьянки стояли именно так, как это показано на фотографии на предыдущей странице справа, или в этом порядке их выстроил автор? Была ли у нищего в руках украинская лира, или её дал нищему сам Н. Свищев для полноты образа?

Важно показать, что режиссерский подход к документальной фотографии не просто имеет право на жизнь, а является одним из основных, как сто лет назад, так и сейчас. Вспомнить хотя бы стилистику фотоочерков «Русского репортера» - даже репортажная серия может включать как одну-две срежиссированных фотографий, так и полностью состоять из них и не переставать быть документальными.

Движение пикториалистов стало угасать ближе к тридцатым годам XX века. В то время стали востребованы фотографы, снимающие в репортажном стиле на компактные камеры, а сами пикториалисты были провозглашены врагами революционных преобразований.

Говоря о фотографиях Картье-Брессона, прежде всего подразумевают те работы, в которых композиция в момент срабатывания затвора преобладала над самим действием, как например, фотография велосипедиста на фоне лестниц, или человек, зависший в прыжке над лужей. Часто бывает, что обсуждение творчества Анри Картье-Брессона похоже на обсуждение аксиом. Съемка в пик эмоционального напряжения, «решающий момент», окончание работы над кадром в момент щелчка затвора, способность оставаться невидимкой для объекта съемки, создание легендарного фотоагенства Magnum - все это заучено и повторено так много раз, что воспринимается как данность.

В рамках моей работы меня интересует Картье-Брессон в качестве документалиста-стритлайфера, а точнее его фотографии уличных музыкантов. Согласно архиву фотоагенства Magnum, самая ранняя фотография уличного музыканта Брессона датируется 1931-м годом (левая верхняя). Она изображает некую улицу Варшавы, на которой, окруженный взрослыми и детьми, играет гармонист. На этом снимке нет той чистоты и опрятности кадра, какую можно было наблюдать у фотографов начала двадцатого века, зато есть уверенность в подлинности изображаемых событий. Другой снимок (правый нижний) датирован 1945 годом. Следующие два - 1947-м и 1951-м соответственно.

Всего в архиве «Магнума» восемь фотографий уличных музыкантов, сделанных Анри Картье-Брессоном в период с 1931 до 1959 гг.

Вопрос достоверности фотографий советского периода - тема для отдельного исследования. Но обратимся к теме музыкантов в фотографиях отечественных мастеров.

Эти раритетные снимки я нашла в архивах ИТАР-ТАСС и РИА Новости. Автор первой фотографии неизвестен, подписано «репродукция фотохроники ТАСС». Заголовок: «Германия. Бреслау. Танковый экипаж гвардии лейтенанта Б.И. Дегтярева в перерыве между боями». Вторая фотография обнаружена мной в архивах РИА Новости. Авторство также не указано, зато обозначен год - 1943 и подпись: «Партизаны не забывали о духовном! В перерыве между боями отряд им. Котовского слушает музыку в исполнении своих товарищей. Белоруссия».

Третий снимок принадлежит Дмитрию Бальтерманцу, известному хроникеру Великой отечественной войны и фотографу Известий. Фотография озаглавлена «Великая отечественная война. Бойцы слушают Чайковского». Год создания не указан, но, на всякий случай, фотография датирована 1948-м - годом проведения выставки «Великая отечественная война в художественной фотографии».

Авторство следующих двух фотографий известно: это работники фотохроники ТАСС Георгий Липскеров (слева) и Эммануил Евзерихин (справа). Оба фотографа ставили достоверность изображаемых событий превыше всего, но имели два практически противоположных подхода к съемкам. Липскеров, автор известнейшей фотографии «Пусть солдаты немного поспят», пытался передать образность сюжета, подчас уходя в психологию и философствование. Евзерихин же был беспристрастным хроникером и почти на всех фотографиях никоим образом не передавал свое настроение.

Фотографий военных лет, на которых изображены российские уличные музыканты в условиях города, мне найти не удалось - возможно, все ушли на фронт.

«Если вы постоянно живете с вещью, смотрите на нее, вы или устаете от нее, или возникает уверенность, что она удовлетворяет вас. Для меня хорошая фотография - та, с которой я могу жить. Это походит на проживание с хорошей музыкой или хорошим человеком» - говорил Йозеф Куделка о своих фотографиях. Отснятые фотографии он развешивал на стенах своего дома чтобы понять, насколько они хороши.

Мировую известность Йозефу Куделке принесли фотографии 1968-го о вторжении советских танков в Прагу - за эти снимки его принимают в агентство Magnum. На его работах - не человек на фоне танков и разрушенных домов, а руины и клубы дыма на фоне человека.

Но у себя на родине Куделка был известен еще до вторжения - почет и уважение Йозефу Куделке как фотографу принесла серия «Цыгане». Еще в начале 60-х годов он стал снимать цыган Чехословакии (а позднее - в Румынии и других странах Европы).

Фотографировать цыган - распространенная социальная тема. Их особый мир, колорит, фольклор всегда интересны. Цыгане, как правило, - очень сильный символ свободы, сопротивления всеобщей одинаковости, сохранения традиций своего народа, особенно в условиях тоталитарного государства с его гнетом идеологии.

Йозеф Куделка создаёт уникальную типологию образов, его интересует подтекст, ситуация, история. Однако его рассказ повествовательный, он не обнажает социальные проблемы, которые, безусловно, существовали. Он просто рассказывает простую и печальную историю, похожую на цыганские песни.

Его уличные музыканты - в первую очередь цыгане. Куделка смог так точно снять цыган, что на одной из выставок услышал, как один из представителей этой этнической расы заявил, что он уверен, что фотограф - также к ним относится. Потому что никто не сможет снять цыгана лучше, чем сам цыган.

Юрий Абрамочкин - классический советский фотограф-документалист, работник Агентства печати «Новости». Среди самых известных его фотографий - Юрий Гагарин в фуражке и приземление Матиаса Руста на Красной площади.

Я называю его «классическим советским» в плане его отношения к съемкам под двойным влиянием цензуры - внешней (АПН) и внутренней, самоцензуры. Почти все его фотографии сделаны в попытке эту самую цензуру преодолеть - например, снимать политиков вне рабочих мест (вспоминаем фотографию Фиделя Кастро на даче), или ловить «переходные» моменты, добавляя фотографиям живости.

Самоцензура проявлялась в том, что Абрамочкин не применял низкую точку съемки, не допускал фиксации гримас, вызванных сильными эмоциями, чем в свое время прославился немецкий политический фотограф 1920-1930-х годов Эрих Саломон, и т.д.

Если в ленте РИА «Новости» искать фотографии уличных музыкантов в России, обнаруживается следующее: после Максима Дмитриева (ошибочно названного в ленте РИА Михаилом), снявшего дуэт уличных музыкантов в далеком 1898 году, следующая релевантная фотография датируется 1984-м годом и принадлежит Юрию Абрамочкину (она слева).

Советские фотографы, выезжавшие за рубеж, постоянно привозили фотографии уличных музыкантов. Париж, Вена, Прага, Нью-Йорк - там, в отличии от городов Советского Союза, такой способ заработка не считался запретным. Фотография справа, кстати, сделана Юрием Абрамочкиным в Кельне в 1978-м, и подобных сюжетов в ленте АПН начиная с 1960-х у него предостаточно.

Игорь Мухин - из числа художников, которым повезло оказаться в нужном месте в нужное время, - с фотокамерой в руках. Игорь Мухин стал певцом уходящего СССР. Его работы ценны и как художественные произведения, и как самая честная хроника.

Мухин снимает руины - в буквальном и фигуральном смысле слова. Остовы старых скамеек, осыпающиеся памятники эпохи социализма - все эти серпы и молоты, крестьянок с колосьями и поросятами, фигуры вождей с кепкой или поднятой рукой. Даже когда Мухин фотографирует людей - уличных прохожих, влюбленных, рокеров, - они получаются как сумеречные тени уже несуществующей жизни.

Привкус соц-арта силен в работах Мухина, но не только он определяет окончательное впечатление. Если сравнивать Игоря Мухина с кем-либо из ближайших коллег, то, безусловно, с Георгием Пинхасовым. Их объединяет слабость к аффектированным атмосферным явлениям. Оба могут снимать вход в метро так, словно это врата в преисподнюю, когда прямо за турникетами кипят котлы.

Игорь Мухин - скорее социальный фотограф, но в рамках моей работы его надо рассматривать как хроникера русской рок-тусовки. Александр Башлачев, Виктор Цой (на представленном снимке справа), Борис Гребенщиков - самые известные портреты деятелей русского рока принадлежат именно Игорю Мухину.

Стив Маккари обладает удивительной способностью всегда (по крайней мере, гораздо чаще, чем это следует из теории вероятности) оказываться в нужное время в нужном месте. Вся имеющаяся биографическая информация про Стива Маккари сводится к описанию невероятного везению фотографа мало того, что выходить живым из всевозможных передряг, так еще приносить удивительно сочные снимки.

Стив Маккари снимал ирано-иракскую войну, «Бурю в пустыне», гражданскую войну в Ливане, революцию на Филиппинах, распад Югославии. Много работал в Индии и Пакистане. Много лет он по заданию самых известных журналов колесит по миру, снимая на пленку голодных детей и отчаявшихся взрослых, локальные войны и этнические конфликты, меняющие жизнь людей природные катаклизмы.

Используя для этого любую возможность, Стив стремится фотографировать лица людей, делать яркие и впечатляющие портреты. «Выразительное лицо может рассказать целую историю, - говорит фотограф, - я охочусь именно за такими лицами. Постоянно». Эта «охота» оказалась весьма успешной при съёмке уличных музыкантов во время работы в Индии и Юго-Восточной Азии

 

Вывод

 

Уличные музыканты являются особым социальным слоем со своими привычками, своим укладом и своей иерархией.

Уличных музыкантов можно разделить на несколько типов. Первые играют в состоянии лёгкого алкогольного опьянения на расстроенной гитаре на трех аккордах. Вторые - это музыканты, которые хотят сделать себе рекламу и заработать на этом денег. И третьи - те, кто этим живет. Живет не только в плане дохода, но и душой. Это люди, которые посвятили своему делу всю свою жизнь, кто принципиально не хочет заниматься ни чем, кроме как музыкой. Для них игра в переходе - работа.

Уличным музыкантом может быть кто угодно. Студент-медик, работник консерватории, бывший военный, кришнаит, попадались мне и девушки, которые днём зарабатывали своей музыкой, а вечерами - своим телом. К каждому из них можно, при желании, найти подход, заставить разговориться и сфотографировать.

 


Заключение

 

Документальная фотография - жанр фотожурналистики, который основан на съёмке реальных событий. Социальная фотография - один из подвидов фотодокументалистики, обращённый к неким проблемам. Фотосъёмка уличных музыкантов - это важный аспект социальной фотографии, так как они представляют в значительной степени ещё один уголок жизни города.

Чем привычнее становится какой-либо элемент, тем сложнее на него обратить внимание в повседневной жизни. Так, в наши дни уличные музыканты стали заурядным элементом городского пейзажа. Тем не менее, этот социальный пласт на поверку оказывается куда более сложно устроен, чем это кажется со стороны.

Для одних игра на улице - это развлечение, для других - необходимость, для третьих - уже привычка. Кто-то ищет денег, кто-то известности, а кто-то - просто хорошего настроения и моральной отдачи. Уличных музыкантов можно встретить во всех полушариях, они могут быть кем угодно - студентами, бизнесменами, проститутками, кришнаитами, профессиональными музыкантами. У каждого своя история, свой репертуар, своё место для игры и свои цели. Уличные певцы - это особый маленький мир во всём своём многообразии.

Уличные музыканты встречаются по всему миру, и по всему миру привлекают внимание фотографов. Среди признанных мэтров документальной фотографии, снимавших уличных музыкантов, можно выделить Максима Дмитриева, Андрея Карелина, Эжена Атже, Анри Картье-Брессона, Стива Маккари, Игоря Мухина, и других. Опираясь на их богатый опыт и полученные в процессе обучения знания, я смогла снять свою практическую работу.

 


Библиографический список

 

1. Inteview Frank Horvat with Josef Koudelka. «A Photo Student», 23.03.2010

2. P. B. Hales. William Henry Jackson and the Transformation of the American Landscape. Philadelphia: Temple University Press, 1988

.   N. Rosenblum, «A world history of photography», Abbeville Press, 1997, стр. 312-316

.   K. Sampsell-Willmann «Lewis Hine as social critic». Jackson: University Press of Mississippi, 2009, стр. 9-14.

.   W. Stott. Documentary Expression and Thirties' America. New York: Oxford University Press, 1973

6. И.С. Агафонова, А.А. Давыдова, П.Ю. Грошев, Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) - главного дома и флигеля усадьбы А.Я. Пальцевой в Нижегородском районе Нижнего Новгорода. Электронное издание «Открытый текст», 26.09.2011

.   З. Бадриева. Сделать мир ближе к сердцу. Независимая Уральская Газета. 30.03.2012

.   Ж. Васильева. История принадлежит ретушерам. Российская газета - Федеральный выпуск №5749 (76) 06.04.2012

.   Н. И. Ворон.. Жанры советской фотожурналистики. Москва, 1991 http://constitutions.ru/archives/1831

.   В. Колябин, Н. Филатов, В. Харламов. Максим Дмитриев. Фотографии. Журнал «Планета», 1996

.   А. Д. Коулман. Документальная фотография, фотожурналистика и пресс-фотография сегодня. Вопросы и ответы. http://www.photographer.ru/cult/theory/383.htm

.   В. Л. Круткин. Пьер Бурдье: фотография как средство и индекс социальной интеграции. Опубликована в Вест-нике Удмуртского университета "Социология и философия". 2006, № 3. стр. 40-55.

.   А. Лапин. Фотография как… (второе издание) Издатели Л. Гусев и Л. Сидоренко, 2008, глава "Поэзия фотографии".

.   Ю. Лотман. Беседы о русской культуре. С.П., «Искусство-СПБ», 1994

.   В. Лунин. Документальная фотография. http://prophotos.ru/lessons/4430-dokumentalnaya-fotografiya

.   Л. Лунина. Вперед в прошлое. О работах Игоря Мухина http://www.photographer.ru/resources/names/photographers/2.htm

.   М. Максимов. Великая Эпоха. Знамя Победы над Рейхстагом. Сенсационная история фото 08.05.2006 http://www.epochtimes.ru/content/view/5101/34/

.   А. Толстова. Марк Рибу. Журнал "Коммерсантъ Weekend", №13 (109), 10.04.2009

.   Е. Фанайлова. Современная чешская социальная и документальная фотография. http://www.svobodanews.ru/content/transcript/2286530.html

.   «Глаза в глаза», GEO, № 05.05.2008

.   Пресс-релиз выставки Андрея Карелина в «Русском музее фотографии»

.   Пресс-релиз Лекции фотографа Steve McCurry в National Portrait Gallery в Лондоне

.   Социальная реклама [Электронный ресурс]: сайт Социальная реклама.ru. - 2003

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...