Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наказания в виде лишения свободы




Одна из закономерностей общественного развития заключается в том, что многие идеи, казавшееся в их теоретическом обосновании безупречными, не всегда в практической жизни могут получить свою реализацию в полном объеме и в четком соответствии с основным их содержанием.

Эта закономерность характерна и в отношении классического марксистско-ленинского положения о непременном сломе старой машины угнетения при революционной смене общественно-политического строя. При непосредственной реализации этого положения с необходимостью возникают вопросы учета исторических условий, конкретной обстановки и наличия определенных сил, способных решить эту проблему.

Естественно, прежде чем ломать старую систему власти и ее вещественные придатки, надо иметь в виду, что будет возведено на их месте. В теоретическом плане передовая прогрессивная мысль уже в недрах старого строя создает модель такой перестройки, ее представители в послереволюционный период активно включаются в процессы формирования новых структур власти в соответствии со своими концепциями.

Это в полной мере можно отнести и к такому вещественному придатку власти, каким является тюремная система. После Октябрьской революции Советская власть получила от своих предшественников тяжелое наследство в виде мест заключения, особенно в части материально-бытовых условий содержания заключенных. Чтобы должным образом решить эту проблему, государство, пережившее первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, вступившее в гражданскую войну, не располагало необходимыми материальными и людскими ресурсами, научной базой. Поэтому система исполнения лишения свободы была воспринята в основном без серьезных изменений.

Первые практические шаги Советской власти по реорганизации мест лишения свободы, цели и основные принципы перестройки их деятельности были определены в Циркулярном письме Наркомюста о перестройке органов управления местами заключения, организации труда заключенных, направленном в адрес местных комиссаров юстиции. "Главное управление местами заключения, - говорилось в Циркуляре, - переименовано в Карательный отдел Народного комиссариата юстиции. Одновременно и на местах упраздняется тюремная инспекция, и ее функции переходят к особым органам местных комиссаров юстиции.

В первую очередь предстоит реорганизация администрации мест заключения, исходя из простых соображений сбережения сил и народных денег...

Еще более важной задачей является в нашем ведомстве организация общественных работ заключенных, всех без исключения, кроме неспособных к труду. Трудовая жизнь обязательна для тюрьмы, но не по прежней системе.

А так как и лишенные свободы должны существовать на свой труд и получать на руки только то, что остается сверх расходов по содержанию, то заключенных, где только возможно, необходимо привлечь к самоконтролю и самонаблюдению в целях сокращения расходов на стражу и конвой, применяя при явке в судебное заседание и при передвижениях систему свободного передвижения, если заключенными будут даны залог, поручительство или другие гарантии явки к сроку"1.

Что касается правовой базы, регламентирующей организацию и условия отбывания наказания в виде лишения свободы, то в первоначальный послеоктябрьский период Главное управление местами заключения и его органы на местах продолжают руководствоваться в определенной мере инструкциями царского тюремного ведомства и циркулярами этого же ведомства периода Временного правительства. Основной законодательный акт, регламентирующий порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы в царской России - Устав о содержащихся под стражей - был признан потерявшим силу в июле 1918 года 2. До отмены указанного законодательного акта, в связи с необходимостью решения отдельных частных вопросов тюремного быта на уровне СНК и НКЮ принимались разовые постановления. В числе их Постановление СНК от "23 января 1918 года "Об улучшении продовольствия в Петроградских тюрьмах", предусматривающие принятие экстренных мер для немедленного улучшения продовольствия в этих тюрьмах 8.

Принципиальное значение для осуществления реформы тюремной системы имело январское 1918 года Постановление НКЮ "О тюремных рабочих командах", регламентирующее организацию трудового использования заключенных и оплату их труда 4.

Начало формирования правовой основы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы на ранней стадии Советского государства было заложено в Постановлении Наркомата юстиции от 23 июля 1918 года "О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового (Временная инструкция)". Временная инструкция предусматривала организацию принципиально новой системы мест лишения свободы, подведомственной Наркомату юстиции.

Инструкция регламентировала порядок распределения арестованных по местам лишения свободы, порядок и условия содержания их в местах лишения свободы, меры репрессии к заключенным, характер взаимоотношений конвойной стражи и администрации мест заключения.

Характерной особенностью Временной инструкции являлось предоставление местным Карательным отделам самостоятельности при разработке и установлении внутреннего распорядка мест заключения. Причем, они могли применять правила "Общей тюремной инструкции 1916 года", которые не отменены революцией и не противоречат положениям Временной инструкции.

При применении мер репрессии Временная инструкция провела четкую классификацию нарушителей: лица, нарушающие порядок и дисциплину; лица, не желающие работать без основательных причин.

Рассматривая Временную инструкцию как важный нормативный акт, впервые заложивший правовые основы организации мест лишения свободы, следует подчеркнуть, что она в то же время явилась продолжением сложившейся в дореволюционный период практики ведомственного регулирования исполнения наказания.

Временная инструкция 1918 года, на наш взгляд, определила лишь общий подход к регулированию порядка отбывания наказания в местах лишения свободы. Поэтому возникла настоятельная необходимость более детально упорядочить правовое регулирование отношений в сфере исполнения наказания в этих учреждениях. И таким закономерным шагом стало принятие Народным Комиссариатом юстиции постановления от 16 ноября 1920 года, утвердившего Положение об общих местах заключения РСФСР 5.

Согласно Положению, в общие места заключения РСФСР подлежали направлению лица: состоящие под следствием и судом; присужденные к лишению свободы судебными приговорами и постановлениями, уполномоченных иа это органов; пересылаемые по этапу. Следовательно, действие рассматриваемого ведомственного акта распространялось на различные по своему правовому положению категории граждан, лишенных свободы.

Положение значительно расширило предмет правового регулирования в деятельности мест лишения свободы. Прежде всего, это касается правового положения должностных лиц, их функциональных обязанностей, объема и пределов их дисциплинарной ответственности.

Впервые были предприняты попытки определить содержание понятия режима в общих местах заключения. Следует подчеркнуть, что понятием режима охватывается довольно широкий круг вопросов деятельности мест заключения, в их числе: прием и распределение заключенных, внутренний распорядок, организация питания, вещевое довольствие заключенных, лечение, порядок и условия их трудового использования, организация учебно-воспитательной работы в общих местах заключения, меры дисциплинарного воздействия и порядок их применения.

Положение вводит новые элементы в систему исполнения наказания, позволяющие провести классификацию заключенных в зависимости от состава и направленности совершенных ими преступлений, а также обеспечить условия и порядок содержания в зависимости от их поведения.

Авторы учебного пособия "Советское исправительно-трудовое право" под редакцией B.C. Утевского обращают внимание на одну особенность рассматриваемого нормативного акта - это игнорирование классовой принадлежности при делении заключенных на категории, что было нехарактерно в целом для законодательства послеоктябрьского периода в. Положение ввело норму, согласно которой первоначальный период отбывания наказания заключенными был связан с обязательным пребыванием их в разряде испытуемых. В последующем, после отбывания определенного срока наказания и в зависимости от поведения, они направлялась либо в разряд исправляющихся, либо в штрафной разряд. Для каждого разряда устанавливался особый режим отбывания наказания, связанный с предоставлением определенных льгот, либо введением дополнительных ограничений.

Дальнейшее передвижение заключенных из разряда в разряд связывалось с их поведением. При условии отличного поведения заключенного из разряда исправляющихся могли быть переведены в образцовый разряд, дающий им право на использование довольно значительных льгот. Плохое поведение заключенных в период нахождения их в разряде исправляющихся являлось основанием для перевода их в разряд испытуемых или штрафной. Таким образом, Положение закрепляет прогрессивную систему исполнения наказания, основу которой составляет отношение заключенного к установленному порядку отбывания наказания и его поведение. В то же время рассматриваемый нормативный акт утверждает ряд общих принципов, обоснованность которых вызывает серьезные сомнения, в частности, это касается принципа окупаемости содержания мест заключения трудом заключенных, отношение к которому до настоящего времени неоднозначно.

Автор придерживается точки зрения, что в условиях исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, этот принцип антигуманен, ибо он не учитывает состояние физического и психологического здоровья лиц, содержащихся в конкретных учреждениях, уровень их профессиональной подготовки и готовности к выполнению определенных работ, выбор которых диктует профиль производства, который, в свою очередь, как правило, случаен и зависит от спроса на рабочую силу в том или ином регионе.

Разработка правовых основ исполнения наказания в виде лишения свободы в первые годы Советской власти осуществилась весьма сложно и противоречиво. Широко используя систему внесудебных репрессий органы государственной власти во многом предопределяли порядок и содержание реализации уголовного наказания. Наряду с местами заключения, находящимися в ведении Наркомата юстиции Декретом ВЦИК в апреле 1919 года был введен особый вид исполнения наказания - лагеря принудительных работ, первоначальная организация которых возлагалась на Губернские Чрезвычайные комиссии с последующей передачей в ведомство НКВД. Основанием содержания заключенных в лагерях принудительных работ являлись постановления отделов управления Чрезвычайных комиссий, Революционных трибуналов, Народных судов и других советских органов, коим предоставлено это право декретами и распоряжениями 7.

Представляет интерес официальная точка зрения на определение места лагерей принудительных работ в системе карательных учреждений, изложенная в резолюции V Всероссийского съезда заведующих отделами управлений исполкомов местных Советов. "Карательные мероприятия в настоящее переходное время, - говорится в резолюции, - являются серьезным орудием в руках государства для обеспечения здоровой жизни страны. Имея целью оградить общество от преступных посягательств и воздействовать на исправление виновного, наказание лишением свободы в условиях существования диктатуры пролетариата должно носить черты отличные от практиковавшихся при буржуазном строе приемов. Взамен каторги и других типов мест заключения, преследовавших ранее, главным образом, задачу изоляции, ныне выдвигаются на первый план принудительные работы в их истинном значении производственного фактора, имеющего глубокое воспитательное содержание. Сообразно с этим, на двух противоположных полюсах стоят, с одной стороны, принудительные работы с полной изоляцией виновного, с другой стороны, принудительные работы без лишения свободы, а между ними, в качестве промежуточной меры, создание революцией лагеря принудительных работ.

Порядок и условия организации лагерей, содержания в них заключенных детально регламентированы майским 1919 года Постановлением ВЦИК "О лагерях принудительных работ"8.

Предусматривались обязательность физического труда заключенных, оплата их труда по ставкам отраслей профессиональных союзов. Содержание лагеря и администрации при полном составе заключенных должно окупаться трудом заключенных. Вводились весьма суровые меры ответственности за побеги из лагерей. Для их предупреждения допускались возможность введения круговой поруки.

Защита интересов заключенных при взаимоотношениях с администрацией возлагалась на старосту лагеря, который избирался заключенными. Вводилась дифференциация условий содержания заключенных, а применение льгот зависело от их отношения к выполнению трудовых обязанностей. Заключенным, которые проявляли особое трудолюбие, могло быть разрешено проживание на частных квартирах с обязательным условием являться в лагерь для исполнения назначенных работ; срок заключения им мог быть сокращен Отделом принудительных работ Народного Комиссариата внутренних дел, по представлению отдела управления местного Исполнительного Комитета. Вместе с тем, сокращение срока заключения не допускалось в отношении лиц, заключенных в лагерь по приговорам судебных учреждений. Эти лица могли быть освобождены до срока заключения по общим правилам о досрочном освобождении.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на несовершенство закона в части установления единого правила применения уголовной репрессии, в основе создания лагерей была заложена прогрессивная идея - возможность досрочного освобождения в зависимости от личного поведения и отношения к труду заключенного.

Сложившийся в первые годы Советской власти опыт ведомственного нормативного регулирования исполнения этого вида уголовного наказания позволил приступить к разработке законодательных актов на уровне союзных республик. В РСФСР первым таким нормативным актом стал Исправительно-трудовой кодекс, утвержденный постановлением ВЦИК, принятом на второй сессии XI созыва 16 октября 1924 года.

Принятию Исправительно-трудового кодекса РСФСР предшествовала подготовительная работа, участие в которой, наряду с НКВД, принимали Наркомюст, Наркомздрав, Нар-комтруд, Главнолитпросвет. Для разработки проекта кодекса Народным Комиссариатом внутренних дел была образована специальная комиссия в составе работников Главного управления мест заключения.

О содержании работы комиссии можно судить хотя бы по такому факту: с января по июнь 1923 года было проведено 21 заседание комиссии, на которых проходило постатейное обсуждение проекта кодекса 9.

Характерной особенностью подготовки проекта Исправительно-трудового кодекса явилось широкое участие в этом деле местных органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Весьма интересны, с точки зрения перспектив развития системы исполнения наказания и ее правового регулирования, материалы Иваново-Вознесенского Губернского управления мест заключения, представленные в комиссию ГУМЗ РСФСР. По мнению их авторов, труд в колонии должен быть обязательным условием для пенитенциарной работы, но к трудовым процессам заключенных нужно относиться с большим вниманием и не делать их самоцелью и погоней за выматыванием сил и повышением производительности во что бы то ни стало, иначе этот труд превратится в каторгу и даст только отрицательный результат.

В целях упорядочения взаимоотношений между администрацией и заключенными предлагается ввести круговое поручительство, которое и является формой договора между администрацией колонии, с одной стороны, и заключенными - с другой; со стороны администрации допускаются заключенным законные льготы, а заключенные обязуются следить друг за другом и не допускать злоупотребления этими льготами, а также обязуются соблюдать все правила внутреннего распорядка. На основе кругового поручительства администрация может применять коллективные взыскания.

Губернское управление разработало положение об общественных организациях заключенных, которое предоставляло возможность по усмотрению коллегии колонии выборов среди заключенных комитетов и товарищеских судов.

Отмечая возможность и неизбежность возникновения конфликтов среди заключенных при наличии у них на руках собственных денег, авторы предлагают организовать при колонии Потребительское общество с пайщиками из числа служащих и заключенных, которое путем открытия счетов заключенных и под их заработок могло бы безденежно отпускать необходимые заключенным товары, за которые расчет с Обществом проводился бы в конторе колонии.

И, наконец, авторы в перспективе допускают организацию среди заключенных коммун и артелей с уставом, утверждаемым коллегией колонии. В коммуны и артели организуются заключенные, интересующиеся огородным хозяйством или желающие улучшить личные средства существования побочным заработком. Как правило, такие организационные формы труда заключенных в разрешения администрации могли возникать в летнее время, свободное от обязательных колонистских работ и учебных занятий 10.

Для окончательной доработки проекта кодекса при Малом совнаркоме была учреждена специальная комиссия (протокол МСНК от 19.02.24 г. за № 1116), которая начала свою работу 27 февраля 1924 г. и завершила 15 апреля того же года.

В результате постатейного разбора первоначального проекта комиссия исключила из него 127 статей, которые, по ее мнению, должны были войти в ведомственные Инструкции, Положения, Уставы и Специальные правила. Вез изменения были оставлены только 96 статей первоначального проекта Кодекса.

Комиссия не пришла к полному согласию относительно содержания проекта отдельных статей. В частности, представители Наркомюста высказались против применения карцеров и свиданий через решетку. Несогласие по ограничению числа передач, которые имеют право получать заключенные, выразили представители Наркомздрава. Особое мнение сложилось у представителей НКВД о правилах применения оружия в местах заключения и права прокуроров при НКЮ посещать места заключения РСФСР во всякое время дня и ночи без специальных на то полномочий.

В заключении по проекту Кодекса, подготовленному Наркоматом РКИ обращено внимание составителей Кодекса на недостаточно четко выраженный классовый момент в отдельных положениях рассматриваемого нормативного акта и.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года - это совершенно новый нормативный акт, в котором впервые на законодательном уровне провозглашались задачи и цели уголовного наказания в виде лишения свободы, а также органов, его исполняющих. "Исправительно-трудовой кодекс, говорилось в статье 1, - имеет задачей установление правил по осуществлению на территории РСФСР начал уголовной политики путем соответствующей организации лишения свободы". Лишение свободы, согласно статьи 2, имеет целью "как общее предупреждение преступлений со стороны неустойчивых элементов общества, так и предупреждение дальнейших посягательств преступника и обязательно соединяется с мерами исправительно-трудового воздействия".

Кодекс четко и однозначно определяет назначение исправительно-трудовых учреждений. Они создаются: а) для приспособления преступника к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия, соединенного с лишением свободы; б) для предотвращения возможности совершения дальнейших преступлений, (ст. 3). Он законодательно закрепил положение о единой системе исправительно-трудовых учреждений с различными видами режима, подводя под это понятие все места заключения РСФСР. В основу деления мест заключения на различные виды режима были положены следующие требования: учет специальных и психических особенностей личности; индивидуализация мер социальной защиты в зависимости от причин преступления. Исходя из этих требований места заключения разделялись на:

1. Учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера: дома заключения; исправительно-трудовые дома; трудовые колонии - сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные; изоляторы специального назначения для содержания приговоренных к лишению свободы со строгой изоляцией лиц, не принадлежащих к классу трудящихся и совершивших преступление в силу классовых привычек, взглядов и интересов.

2. Учреждения для применения мер социальной защиты недико-педагогического характера: трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей; трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи.

3. Учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера: колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных; институты психиатрической экспертизы, больницы и т.д.

В НТК РСФСР 1924 мы впервые встретились с попыткой законодателя дать определение понятию режима в местах заключения. Режим в местах заключения, согласно статье 48, основывается на правильном сочетании принципов обязательного труда заключенных и культурно-просветительной работы. Кодекс закрепляет важнейшее положение советской исправительно-трудовой политики - ее гуманную сущность. Режим в местах заключения должен быть лишен всяких признаков мучительства. В отношении заключенных исключается применение физического воздействия: кандалов, наручников, карцера, строго-одиночного заключения, лишения пищи, свиданий заключенных с их посетителями через решетку.

Кодекс установил обязательность труда для всех способных к нему заключенных. По смыслу закона, занятие заключенных работами имеет воспитательно-исправительное значение, ставя своей целью приучить их к труду и, обучив какой-либо профессии, дать им тем самым возможность по выходе из места заключения жить трудовой жизнью. Кодекс закрепляет весьма важное положение, имеющее принципиальное значение для перспективы развития мест заключения: все работы в местах заключения, в целях их развития, организуются по принципу хозрасчета и освобождаются от всех общегосударственных и местных налогов и сборов.

Рассматривая культурно-просветительскую работу, как неотъемлемую часть воспитательно-исправительного процесса, Кодекс четко определил ее задачу: поднятие интеллектуального уровня и гражданского развития, заключенных путем сообщения им как общеобразовательных, так и профессиональных званий, а также ознакомление с основами Советского строя, правами и обязанностями гражданина Союз ССР. Решение этой задачи обеспечивается не только силами администрации в лице учебно-воспитательной части, но всемерном развитием самодеятельности заключенных.

Предмет правового регулирования исправительно-трудовым кодексом 1924 года не ограничивается лишь деятельностью мест лишения свободы. Весьма важным его разделом является раздел социальной реадаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы. Для оказания планомерной помощи бывшим заключенным Кодекс предусматривал создание в каждой губернии (области) Комитетов помощи освобожденным из мест заключения. Положительно оценивая эту новеллу, следует отметить ее ограниченность, а именно - возложение функции оказания помощи на ведомство НКВД, не располагающее для этого необходимыми полномочиями, а также материальными ресурсами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...