Первоначальные теории мотивации
Теория мотивации стала активно разрабатываться в XX в., хотя многие мотивы, стимулы и потребности были известны с древних времен. В настоящее время существует несколько различных теорий мотивации, которые условно можно разбить на три группы: первоначальные, содержательные, процессуальные. Первоначальные теории мотивации складывались исходя из анализа исторического опыта поведения людей и применения простых стимулов принуждения, материального и морального поощрения. Наиболее известной и до сих пор широко применяемой является политика «кнута и пряника». «Кнутом» раньше чаще всего был страх смертной казни или изгнания из страны за невыполнение указаний царя, короля или князя, а «пряником» выступало богатство («полцарства») или родство с правителем («принцесса»). Эта теория мотивации широко использована в сказках и преданиях народов мира. Политика «кнута и пряника» подкупает простотой мотивов и стимулов к достижению поставленной цели, кстати, не всегда четко сформулированной правителем («сходи туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»). Она предпочтительна в экстремальных ситуациях, когда цель четко обозначена (победить врага, взять крепость, устранить аварию и др.), и вряд ли пригодна для выполнения сложных проектов с большой продолжительностью и значительным числом участников. Теории Х, Y и Z Привлекают простотой использования мотивов и стимулов теории Х, Y и Z, в основе которых — отношение человека к труду. Теория Х была первоначально разработана Ф. Тейлором, а затем развита и дополнена Д. Мак-Грегором, который добавил к ней теорию Y. Теория Z была предложена значительно позднее, в 80-х гг. XX в., В. Оучи (модель поведения и мотивации человека). Х, Y и Z — это совершенно разные модели мотивации, ориентированные на разный уровень потребностей, и, соответственно, руководитель должен применять весьма различные стимулы к труду. Рассмотрим эти теории более подробно.
1. Теория Х базируется на следующих предпосылках: • в мотивах человека преобладают биологические потребности; • обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы. Поэтому труд необходимо нормировать, а лучший метод организации — конвейерный; • по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения могут осуществлять необходимые действия и затрачивать усилия, необходимые для достижения целей производства; • средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации; • качество работы низкое, поэтому необходим постоянный строгий контроль со стороны руководства. В теории Х легко сочетаются черты плохого российского и азиатского работника с задатками рабской психологии. Поэтому естественно применение в качестве главного стимула принуждения, а в качестве вспомогательного — материального поощрения. Отсталые люди имеются в любом обществе, разница заключается лишь в их доле от трудоспособного населения страны. 2. Теория Y является антиподом теории Х и ориентирована совсем на другую группу людей. В основе теории Y лежат следующие предпосылки: • в мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать; • физические и эмоциональные усилия на работе для человека так же естественны, как во время игры или на отдыхе; • нежелание работать не является наследственной чертой, присущей человеку. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда;
• внешний контроль и угроза наказания не являются главными стимулами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей; • ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении; • обычный воспитанный человек готов брать на себя ответственность и стремится к этому; • многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт, однако индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека. Модель по теории Y отражает передовую, творчески активную часть общества. Стимулы побуждения к труду в теории Y располагаются в следующем порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение. Очевидно, что удельный вес работников, описываемых этой теорией, невелик — по данным наших исследований, от 15 до 20% от численности коллектива. Чаще всего они являются индивидуалистами и не могут полностью рас крыть свои таланты в социальной группе. 3. Основные предпосылки теории Z: • в мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности; • люди предпочитают работать в группе и выбирают групповой метод принятия решения; • должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда; • предпочтительнее неформальный контроль за результатами тру да на основе четких методов и критериев оценки; • на предприятии должна существовать ротация кадров с постоянным самообразованием; • предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижением людей по достижении определенного возраста; • администрация проявляет постоянную заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наем; • человек — основа любого коллектива, и именно он обеспечивает успех предприятия. Теория Z описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Во многом ей соответствуют японские работники крупных промышленных компаний. Однако работники, описываемые теорией Z, имеются практически во всех странах на крупных, стабильных предприятиях. Эффективность применения данной теории определяется удельным весом таких людей в коллективе. Стимулы побуждения к труду для работников, описываемых теорией Z, эффективны в такой последовательности: материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение, принуждение. Таким образом, работники, описываемые теориями Х, Y и Z, образуют различные группы людей и предпочитают различные мотивы по ведения и стимулы побуждения к труду. На предприятии представлены все типы людей, и применение той или иной концепции мотивации определяется удельным весом работников конкретного типа в группе.
1.3. Содержательные теории мотивации* Содержательные теории базируются на иерархии потребностей человека, которые являются движущей силой трудовой деятельности людей в процессе общественного производства. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: • теория потребностей Маслоу; • теория существования, связи и роста Альдерфера; • теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда; • теория двух факторов Герцберга.
Познакомимся с основными позициями этих теорий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|