Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первоначальные теории мотивации




Теория мотивации стала активно разрабатываться в XX в., хотя многие мотивы, стимулы и потребности были известны с древних времен. В настоящее время существует несколько различных теорий мотивации, которые условно можно разбить на три группы: первоначальные, содержательные, процессуальные. Первоначальные теории мотивации складывались исходя из анализа исторического опыта поведения людей и применения простых стимулов принуждения, материального и морального поощре­ния. Наиболее известной и до сих пор широко применяемой является политика «кнута и пряника». «Кнутом» раньше чаще всего был страх смертной казни или изгнания из страны за невыполнение указаний царя, короля или князя, а «пряником» выступало богатство («полцарства») или родство с правителем («принцесса»). Эта теория мотивации широко использована в сказках и преданиях народов мира. Политика «кнута и пряника» подкупает простотой мотивов и стимулов к достижению поставленной цели, кстати, не всегда четко сформулированной правителем («сходи туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»). Она предпочтительна в экстремальных ситуациях, когда цель четко обозначена (победить врага, взять крепость, устранить аварию и др.), и вряд ли пригодна для выполнения сложных проектов с большой продолжительностью и значительным числом участников. Теории Х, Y и Z Привлекают простотой использования мотивов и стимулов теории Х, Y и Z, в основе которых — отношение человека к труду. Теория Х была первоначально разработана Ф. Тейлором, а затем развита и дополнена Д. Мак-Грегором, который добавил к ней теорию Y. Теория Z была предложена значительно позднее, в 80-х гг. XX в., В. Оучи (модель поведения и мотивации человека). Х, Y и Z — это совершенно разные модели мотивации, ориенти­рованные на разный уровень потребностей, и, соответственно, ру­ководитель должен применять весьма различные стимулы к труду. Рассмотрим эти теории более подробно.

1. Теория Х базируется на следующих предпосылках:

• в мотивах человека преобладают биологические потребности;

• обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы. Поэтому труд необходимо нормировать, а лучший метод организации — конвейерный;

• по причине нежелания работать большинство людей только пу­тем принуждения могут осуществлять необходимые действия и затрачивать усилия, необходимые для достижения целей производства;

• средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации;

• качество работы низкое, поэтому необходим постоянный строгий контроль со стороны руководства.

В теории Х легко сочетаются черты плохого российского и ази­атского работника с задатками рабской психологии. Поэтому есте­ственно применение в качестве главного стимула принуждения, а в качестве вспомогательного — материального поощрения. Отсталые люди имеются в любом обществе, разница заключается лишь в их доле от трудоспособного населения страны.

2. Теория Y является антиподом теории Х и ориентирована совсем на другую группу людей. В основе теории Y лежат следующие предпосылки:

• в мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать;

• физические и эмоциональные усилия на работе для человека так же естественны, как во время игры или на отдыхе;

• нежелание работать не является наследственной чертой, присущей человеку. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда;

• внешний контроль и угроза наказания не являются главными стимулами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей;

• ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении;

• обычный воспитанный человек готов брать на себя ответствен­ность и стремится к этому;

• многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт, однако индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека. Модель по теории Y отражает передовую, творчески активную часть общества. Стимулы побуждения к труду в теории Y располага­ются в следующем порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение. Очевидно, что удельный вес работников, описываемых этой теорией, невелик — по данным на­ших исследований, от 15 до 20% от численности коллектива. Чаще всего они являются индивидуалистами и не могут полностью рас­ крыть свои таланты в социальной группе.

3. Основные предпосылки теории Z:

• в мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности; • люди предпочитают работать в группе и выбирают групповой метод принятия решения;

• должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда;

• предпочтительнее неформальный контроль за результатами тру­ да на основе четких методов и критериев оценки;

• на предприятии должна существовать ротация кадров с постоянным самообразованием;

• предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижением людей по достижении определенного возраста;

• администрация проявляет постоянную заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наем;

• человек — основа любого коллектива, и именно он обеспечива­ет успех предприятия.

Теория Z описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Во многом ей соответствуют японские работники крупных промышленных компаний. Однако работники, описывае­мые теорией Z, имеются практически во всех странах на крупных, стабильных предприятиях. Эффективность применения данной теории определяется удельным весом таких людей в коллективе. Стимулы побуждения к труду для работников, описываемых теорией Z, эффективны в такой последовательности: материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение, принуждение. Таким образом, работники, описываемые теориями Х, Y и Z, образуют различные группы людей и предпочитают различные мотивы по­ ведения и стимулы побуждения к труду. На предприятии представлены все типы людей, и применение той или иной концепции мотивации определяется удельным весом работников конкретного типа в группе.

1.3. Содержательные теории мотивации*

Содержательные теории базируются на иерархии потребностей человека, которые являются движущей силой трудовой деятельности людей в процессе общественного производства. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются:

• теория потребностей Маслоу;

• теория существования, связи и роста Альдерфера;

• теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда;

• теория двух факторов Герцберга.

 

Познакомимся с основными позициями этих теорий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...