Джануссони сутта: Джануссони
АН 3.59 (сутта аналогична предыдущей АН 3.58, но здесь к Будде приходит брахман по имени Джануссони, а также немного отличается вводная часть и стих, который короче на две строфы):
...Мастер Готама, тот, у кого есть жертвование, памятное кушанье, приготовленная еда для подношения, или же что-либо, что можно подать, должен давать [этот свой] дар брахманам, которые мастера тройственного знания. [Благословенный сказал]: Но как, брахман, брахманы описывают брахмана, который мастер тройственного знания? ... [И далее он добавил]:
?Кто в нравственности совершенен, в предписаниях, Кто собран и решителен [всегда], И кто умом смог овладеть своим, Сосредоточенным, однонаправленным,
Кто знает прошлые свои рожденья, Кто видел небеса и нижние миры, И кто достиг рождений прекращения, Тот напрямую видящий мудрец.
И из-за тройки этих самых знаний Становятся брахманом таковым. Его зову я мастером трёх знаний, А не того, стихи бормочет кто.
...
Сангарава сутта: Сангарава АН 3.60 И тогда брахман Сангарава подошёл к Благословенному и обменялся с ним вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями он сел рядом. Затем, сидя рядом, брахман Сангарава сказал Благословенному: Мастер Готама, мы, брахманы, совершаем жертвования и предписываем другим совершать жертвования. И тот, кто жертвует сам, и тот, кто предписывает другим совершать жертвования, пускается в практику, приносящую заслуги, которая охватывает многих людей, то есть ту [практику], которая основывается на жертвовании. Но тот, кто оставляет свою семью и оставляет жизнь домохозяйскую ради жизни бездомной, укрощает только лишь самого себя, умиротворяет только лишь самого себя, ведёт к ниббане только лишь самого себя. В этом случае он пускается в практику, приносящую заслуги, которая охватывает только одного человека, то есть [ту практику], которая основывается на уходе в бездомную жизнь.
Что ж, брахман, я задам тебе вопрос на эту тему. Отвечай так, как сочтёшь нужным. Как ты думаешь, брахман? Вот Татхагата появляется в мире арахант, полностью просветлённый, совершенный в истинном знании и поведении, счастливый, знаток мира, непревзойдённый учитель тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, просветлённый, благословенный. Он говорит так:?Ну же, вот путь, это путь. Практикуя в соответствии с ним, я реализовал для себя самостоятельно прямым знанием непревзойдённую вершину святой жизни и раскрыл [знание об этом] остальным. Ну же, практикуйте также. Практикуя в соответствии с этим, вы тоже реализуете для себя самостоятельно прямым знанием непревзойдённую вершину святой жизни и будете пребывать в ней. Вот так учитель учит этой Дхамме, и другие практикуют соответственно. Многие сотни, многие тысячи, многие сотни тысяч делают так. Как ты думаешь? Если такова ситуация, то является ли уход в бездомную жизнь приносящей заслуги практикой, которая охватывает одного человека или же многих людей? В этой ситуации, Мастер Готама, это приносящая заслуги практика, которая охватывает многих людей, то есть [та практика], которая основывается на уходе в бездомную жизнь. Когда так было сказано, Достопочтенный Ананда обратился к брахману Сангараве: Из этих двух практик, брахман, какая представляется тебе более простой и наименее вредной, а также более плодотворной и полезной? И тогда брахман Сангарава сказал Достопочтенному Ананде: Я считаю, что Мастер Готама и Мастер Ананда достойны уважения и похвалы. И во второй раз Достопочтенный Ананда обратился к брахману: Брахман, я не спрашиваю тебя о том, кого ты считаешь достойным уважения и похвалы. Я спрашиваю тебя о том, какая из этих двух практик представляется тебе более простой и наименее вредной, а также более плодотворной и полезной.
Но и во второй раз брахман Сангарава ответил: Я считаю, что Мастер Готама и Мастер Ананда достойны уважения и похвалы. И в третий раз Достопочтенный Ананда обратился к брахману: Брахман, я не спрашиваю тебя о том, кого ты считаешь достойным уважения и похвалы. Я спрашиваю тебя о том, какая из этих двух практик представляется тебе более простой и наименее вредной, а также более плодотворной и полезной. Но и в третий раз брахман Сангарава ответил: Я считаю, что Мастер Готама и Мастер Ананда достойны уважения и похвалы. Тогда Благословенный подумал: Даже в третий раз брахман Сангарава мямлит и не отвечает, хотя Ананда задаёт ему справедливый вопрос. Почему бы мне не освободить его [от надобности отвечать]? И тогда Благословенный сказал брахману Сангараве: Брахман, какая беседа случилась сегодня среди царской свиты, когда они собрались вместе и сидели в царском дворце? Вот какая, Мастер Готама: Прежде было меньше монахов, но больше тех, кто демонстрировал сверхчеловеческие чудеса посредством сверхъестественных сил. Но теперь монахов больше, но меньше тех, кто демонстрирует сверхчеловеческие чудеса посредством сверхъестественных сил. Вот какая беседа случилась сегодня среди царской свиты, когда они собрались вместе и сидели в царском дворце. Брахман, есть три вида чудес. Какие три?
* чудо сверхъестественной силы, * чудо чтения ума, * чудо наставления.
Сверхъестественная сила
(1) И что такое, брахман, чудо сверхъестественной силы? Вот монах владеет различными видами сверхъестественных сил: будучи одним, он становится многими; будучи многими, он становится одним. Он появляется. Он исчезает. Он беспрепятственно проходит сквозь стены, бастионы, горы, как если бы шёл сквозь пустое пространство. Он ныряет и выныривает из земли, как если бы она была водой. Он ходит по воде и не тонет, как если бы вода была сушей. Сидя со скрещенными ногами, он летит по воздуху, как крылатая птица. Своей рукой он касается и ударяет даже солнце и луну, настолько он силён и могущественен. Он так влияет на тело, что достигает даже мира Брахмы. Это называется чудом сверхъестественной силы.
Чтение мыслей
(2) И что такое, брахман, чудо чтения ума? Бывает такой человек, который посредством некоторых подсказок1 заявляет: Твои мысли таковы, вот о чём ты думаешь, твой ум в таком-то и таком-то состоянии. И даже если он делает много таких заявлений, они [раскрывают всё] именно так, [как и есть на самом деле], а не иначе. Далее, некий человек не заявляет [о состоянии ума другого] на основании подсказок, но он слышит звуки людей, духов, или божеств, [которые говорят о состоянии ума этого человека], и заявляет: Твои мысли таковы, вот о чём ты думаешь, твой ум в таком-то и таком-то состоянии. И даже если он делает много таких заявлений, они [раскрывают всё] именно так, [как и есть на самом деле], а не иначе. Далее, некий человек не заявляет [о состоянии ума другого] на основании подсказок, или же из-за слышания звуков людей, духов, или божеств, [которые говорят о состоянии ума этого человека], но слышит звук отражённой мысли [другого человека] по мере того, как тот направляет и удерживает [на некой идее свой ум], и тогда заявляет: Твои мысли таковы, вот о чём ты думаешь, твой ум в таком-то и таком-то состоянии. И даже если он делает много таких заявлений, они [раскрывают всё] именно так, [как и есть на самом деле], а не иначе. Далее, некий человек не заявляет на основании подсказок или же из-за слышания звуков или же из-за слышания звука отражённой мысли? но своим собственным умом он охватывает ум того, кто достиг сосредоточения без направления и удержания2, и понимает: Судя по тому, как расположены формации ума этого человека, он прямо сейчас подумает вот эту мысль. И даже если он делает много таких заявлений, они [раскрывают всё] именно так, [как и есть на самом деле], а не иначе. Это называется чудом чтения ума.
Чудо наставления
(3) И что такое, брахман, чудо наставления? Вот некий человек наставляет [других] так: Думай вот так, а не так! Уделяй этому внимание так, а не так! Отбрось это и войди и пребывай в том! Вот что называется чудом наставления.
Таковы, брахман, три вида чудес. Какое из этих чудес кажется тебе наиболее превосходным и возвышенным? Что касается этих [чудес], Мастер Готама, то когда кто-либо совершает это чудо, посредством которого он владеет различными видами сверхъестественных сил достигает даже мира Брахмы это переживает только тот, кто совершает это, и это происходит только с ним. Это чудо кажется похожим мне на магический трюк. Далее, Мастер Готама, когда кто-либо совершает это чудо, посредством которого он заявляет о состоянии ума [другого] на основании подсказок или же из-за слышания звуков или же из-за слышания звука отражённой мысли или же своим собственным умом охватив ум понимает: Судя по тому, как расположены формации ума этого человека, он прямо сейчас подумает вот эту мысль, и даже если он делает много таких заявлений, они [раскрывают всё] именно так, [как и есть на самом деле], а не иначе то, опять-таки, это переживает только тот, кто совершает это, и это происходит только с ним. Это чудо также кажется похожим мне на магический трюк. Но, Мастер Готама, когда некий человек совершает это чудо, посредством которого он наставляет [других] так: Думай вот так, а не так! Уделяй этому внимание так, а не так! Отбрось это и войди и пребывай в том! Это чудо кажется мне наиболее превосходным и возвышенным среди этих трёх чудес. Удивительно и поразительно, Мастер Готама, как хорошо сказал об этом Мастер Готама! И мы считаем Мастера Готаму тем, кто может совершать эти три чуда. Ведь Мастер Готама владеет различными видами сверхъестественных сил? достигает даже мира Брахмы. Мастер Готама своим собственным умом, охватив ум? понимает: Судя по тому, как расположены формации ума этого человека, он прямо сейчас подумает вот эту мысль. И Мастер Готама наставляет [других] так: Думай вот так, а не так! Уделяй этому внимание так, а не так! Отбрось это и войди и пребывай в том! Вне сомнений, брахман, ты нахален и назойлив3 в своих словах, но, тем не менее, я отвечу тебе. [Действительно], я владею различными видами сверхъестественных сил достигаю даже мира Брахмы. Своим собственным умом, охватив ум понимаю: Судя по тому, как расположены формации ума этого человека, он прямо сейчас подумает вот эту мысль. И я наставляю [других] так: Думай вот так, а не так! Уделяй этому внимание так, а не так! Отбрось это и войди и пребывай в том! Но, Мастер Готама, есть кроме Мастера Готамы хотя бы ещё один монах, который может совершать эти три чуда? Не одна сотня, не две сотни, не три сотни, не четыре сотни, не пять сотен монахов, но куда большее тех [монахов], которые могут совершать эти чудеса.
Но где же в настоящее время проживают эти монахи? Здесь, брахман, в этой Сангхе монахов. Великолепно, Мастер Готама! Великолепно Мастер Готама! Как если бы он поставил на место то, что было перевёрнуто? Пусть Мастер Готама помнит меня как мирского последователя, принявшего прибежище с этого дня и на всю жизнь.
Комментарий поясняет, что человек смотрит на черты лица или жесты другого человека и за счёт этого угадывает состояние его ума. Прим. переводчика (SV): Дост. Бодхи переводит этот фрагмент так, что один человек, достигающий джханы, охватывает умом ум другого человека, который достиг как минимум второй джханы (без витакка-вичары факторов направления и удержания ума на объекте медитации, как это объясняет тхеравадинский Комментарий). Однако Дост. Тханиссаро переводит иначе: "Далее, некий человек не заявляет на основании подсказок или же из-за слышания звуков или же из-за слышания звука отражённой мысли? но, достигнув сосредоточения без направления и удержания, он охватывает своим собственным умом ум другого, и понимает?" Другими словами, по мнению Дост. Тханиссаро, человек, достигнув второй джханы, сам охватывает ум любого человека, и тогда напрямую видит (читает) его мысли и состояние ума.
Обычно это слово (асадджа) означает "[словесно] нападать (оскорблять)", но такое значение в данном контексте выглядит слишком грубым. Поэтому я предполагаю, что эти слова здесь, не будучи оскорблением, всё же, неуместны, так как являются переходом на личность.
II. Большая глава
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|