Восемнадцать умственных исследований
Когда так было сказано: Есть эти восемнадцать умственных исследований, то почему так было сказано? Увидев форму глазом, человек изучает форму, которая является основанием для радости. Он изучает форму, которая является основанием для недовольства. Он изучает форму, которая является основанием для невозмутимости.
Услышав ухом звук Учуяв носом запах Распробовав языком вкус Ощутив тактильное ощущение телом
Познав ментальный феномен умом, он изучает ментальный феномен, который является основанием для радости. Он изучает ментальный феномен, который является основанием для недовольства. Он изучает ментальный феномен, который является основанием для невозмутимости. Когда так было сказано: Есть эти восемнадцать умственных исследований, то вот почему так было сказано.
Четыре Благородные Истины
Когда так было сказано: Есть эти Четыре Благородные Истины, то почему так было сказано? В зависимости от шести элементов происходит нисхождение эмбриона. Когда происходит нисхождение эмбриона, то наличествуют имя-и-форма. С именем-и-формой как условием наличествуют шесть сфер чувств. С шестью сферами чувств как условием наличествует контакт. С контактом как условием наличествует чувство. И [именно] для того, кто переживает чувство, я провозглашаю: Это страдание, и это источник страдания, и, это прекращение страдания, и это путь, ведущий к прекращению страдания. И что такое, монахи, Благородная Истина о страдании. Рождение это страдание; старость, болезни, смерть, печаль, стенание, боль, уныние и отчаяние это страдание. Неполучение желаемого это страдание. Если кратко, то пять совокупностей, подверженных цеплянию это страдание. Вот что называется Благородной Истиной о страдании.
И что такое, монахи, Благородная Истина об источнике страдания?
* С невежеством как условием, волевые формирователи [возникают]. * С волевыми формирователями как условием, сознание [возникает]. * С сознанием как условием, имя-и-форма [возникает]. * С именем-и-формой как условием, шесть сфер чувств [возникают]. * С шестью сферами чувств как условием, контакт [возникает]. * С контактом как условием, чувство [возникает]. * С чувством как условием, жажда [возникает]. * С жаждой как условием, цепляние [возникает]. * С цеплянием как условием, существование [возникает]. * С существованием как условием, рождение [возникает]. * С рождением как условием, старость и смерть, печаль, стенание, боль, уныние и отчаяние возникают.
Это называется Благородной Истиной об источнике страдания. И что такое, монахи, Благородная Истина о прекращении страдания?
* С безостаточным угасанием и прекращением невежества происходит прекращение волевых формирователей. * С прекращением волевых формирователей [происходит] прекращение сознания. * С прекращением сознания [происходит] прекращение имени-и-формы. * С прекращением имени-и-формы [происходит] прекращение шести сфер чувств. * С прекращением шести сфер чувств [происходит] прекращение контакта. * С прекращением контакта [происходит] прекращение чувства. * С прекращением чувства [происходит] прекращение жажды. * С прекращением жажды [происходит] прекращение цепляния. * С прекращением цепляния [происходит] прекращение существования. * С прекращением существования [происходит] прекращение рождения. * С прекращением рождения, старость и смерть, печаль, стенание, боль, уныние и отчаяние прекращаются.
Это называется Благородной Истиной о прекращении страдания3. И что такое, монахи, Благородная Истина о пути, ведущем к прекращению страданий. Это этот самый Благородный Восьмеричный Путь:
* Правильные Воззрения, * Правильное Устремление, * Правильная Речь, * Правильные Действия, * Правильные Средства к жизни, * Правильное Усилие, * Правильная Осознанность, * Правильное Сосредоточение.
Это называется Благородной Истиной о пути, ведущем к прекращению страданий. Когда так было сказано: Есть эти Четыре Благородные Истины это, монахи, Дхамма, которой я научил, и которая не опровергается, не загрязняется, не подвергается критике и упрёкам со стороны мудрых жрецов и отшельников, то вот почему так было сказано.
Слово "титтха" (санскрит: тиртха), изначально обозначавшее брод через реку, стало использоваться для обозначения религиозных учений, вероятно, в том смысле, что эти учения представляют собой брод, чтобы пересечь поток омрачений и достичь дальнего берега освобождения (в МН 34 содержится метафора на это счёт). Комментарий объясняет, что "титтха" это не-буддийские религиозные движения с теми или иными из воззрений, упомянутых в Брахмаджала сутте (ДН1). Основатели этих сект обозначаются словом "титтхакара". Это те, кто формулируют подобные воззрения. Приверженцы (последователи) этих движений обозначаются словом "титтхия". В джайнизме величайшие учителя обозначаются санскритским словом "тиртханкара".
2Прим. переводчика (SV): Доктрина не-делания состоит в опровержении (полного или частичного) существования механизма каммы. В практическом смысле это означает, что приверженец такой доктрины не имеет особого желания прилагать активные усилия к устранению своих умственных загрязнений.
По заметке Дост. Бодхи, это, должно быть, единственное место в Каноне, где вторая и третья истины описываются полным циклом из 12 звеньев зависимого возникновения и прекращения соответственно.
Бхая сутта: Опасности АН 3.62 [Благословенный сказал]: Монахи, необученный заурядный человек говорит об этих трёх опасностях, которые разлучают мать c сыном. Каких трёх? Приходит время, когда возникает великий пожар. Когда возник великий пожар, он сжигает деревни, города и столицы. Когда деревни, города и столицы полыхают, мать не находит своего сына, а сын не находит свою мать. Такова первая опасность, которая разлучает мать c сыном, о которой говорит необученный заурядный человек.
Далее, приходит время, когда возникает великое дождевое облако. Когда возникло великое дождевое облако, происходит великое наводнение. Когда происходит великое наводнение, деревни, города и столицы смываются. Когда деревни, города и столицы смываются, мать не находит своего сына, а сын не находит свою мать. Такова вторая опасность, которая разлучает мать c сыном, о которой говорит необученный заурядный человек. Далее, приходит время, когда возникают опасность и смута в безлюдных местах, и люди повсеместно взбираются на свои средства передвижения и бегут отовсюду. Когда происходят опасность и смута в безлюдных местах, и люди повсеместно взбираются на свои средства передвижения и бегут отовсюду, мать не находит своего сына, а сын не находит свою мать. Такова третья опасность, которая разлучает мать c сыном, о которой говорит необученный заурядный человек. Таковы три опасности, которые разлучают мать c сыном, о которых говорит необученный заурядный человек. Монахи, есть эти три опасности, когда мыть и сын воссоединяются, но необученный заурядный человек говорит о них как об опасностях, которые разлучают мать c сыном. Какие три? Приходит время, когда возникает великий пожар. Когда возник великий пожар, он сжигает деревни, города и столицы. Когда деревни, города и столицы полыхают, то иногда случается так, что мать находит своего сына, а сын находит свою мать. Такова первая опасность, когда мать и сын воссоединяются, но необученный заурядный человек говорит о ней как об опасности, которая разлучает мать c сыном. Далее, приходит время, когда возникает великое дождевое облако случается так, что мать находит своего сына, а сын находит свою мать. Далее, приходит время, когда возникают опасность и смута в безлюдных местах. Случается так, что мать находит своего сына, а сын находит свою мать. Таковы три опасности, когда мыть и сын воссоединяются, но необученный заурядный человек говорит о них как об опасностях, которые разлучают мать c сыном.
Монахи, есть три опасности, которые разлучают мать c сыном. Какие три? Опасность старости, опасность болезни, опасность смерти. (1) Когда сын стареет, мать не может исполнить [подобного] своего пожелания: Пусть я буду стареть, но пусть мой сын не стареет! И когда стареет мать, сын не может исполнить [подобного] своего пожелания: Пусть я буду стареть, но пусть моя мать не стареет! (2) Когда сын заболевает, мать не может исполнить [подобного] своего пожелания: Пусть я заболею, но пусть мой сын не заболевает! И когда заболевает мать, сын не может исполнить [подобного] своего пожелания: Пусть я заболею, но пусть моя мать не заболевает! (3) Когда сын умирает, мать не может исполнить [подобного] своего пожелания: Пусть я умру, но пусть мой сын не умирает! И когда умирает мать, сын не может исполнить [подобного] своего пожелания: Пусть я умру, но пусть моя мать не умирает! Таковы три опасности, которые разлучают мать c сыном. Монахи, есть путь, есть метод, который ведёт к оставлению и преодолению этих трёх опасностей, когда мать и сын воссоединяются, и этих трёх опасностей, которые разлучают мать c сыном. И что эта за путь и метод? Это этот самый Благородный Восьмеричный Путь:
* Правильные Воззрения, * Правильное Устремление, * Правильная Речь, * Правильные Действия, * Правильные Средства к жизни, * Правильное Усилие, * Правильная Осознанность, * Правильное Сосредоточение.
Вот каков путь и метод, который ведёт к оставлению и преодолению этих трёх опасностей, когда мать и сын воссоединяются, и этих трёх опасностей, которые разлучают мать c сыном.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|