Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сугатавиная сутта: Дисциплина Счастливого




АН 4.160

[Благословенный сказал]: Монахи, когда Счастливый или дисциплина Счастливого существуют в мире, это ведёт к благополучию многих людей, к счастью многих людей, [они существуют] из сострадания к миру, [существуют] ради благополучия, блага и счастья богов и людей.

И кто такой, монахи, Счастливый? Вот Татхагата возникает в мире арахант, полностью просветлённый, совершенный в истинном знании и поведении, счастливый, знаток мира, непревзойдённый учитель тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, просветлённый, благословенный. Вот кто является Счастливым.

И что такое дисциплина Счастливого? Он обучает Дхамме, которая прекрасна вначале, прекрасна в середине, и прекрасна в конце, правильна и в духе и в букве, провозглашающая идеально полную и чистую святую жизнь. Вот что является дисциплиной Счастливого.

Так, когда Счастливый или дисциплина Счастливого существуют в мире, это ведёт к благополучию многих людей, к счастью многих людей, [они существуют] из сострадания к миру, [существуют] ради благополучия, блага и счастья богов и людей.

Монахи, есть эти четыре вещи, которые ведут к упадку и исчезновению благой Дхаммы. Какие четыре?

(1-4) Бывает так, когда монахи заучивают лекции? 1

И те также будут зарождать усердие к достижению ещё-не-достигнутого, к обретению ещё-не-обретённого, к осуществлению ещё-не-осуществлённого. Такова четвёртая вещь, которая ведёт к продолжительности, не-упадку и не-исчезновению благой Дхаммы.

Таковы, монахи, четыре вещи, ведущих к продолжительности, к не-упадку и не-исчезновению благой Дхаммы.

 

 

Здесь идёт целиком вся сутта АН 5.156, за исключением пятого пункта о расколе/единстве Сангхи.

 

 

II.

Виды практики

Санкхитта сутта: Кратко

АН 4.161

[Благословенный сказал]: Монахи, есть четыре вида практики. Какие четыре?

* (1) Болезненная практика с медленным прямым знанием

* (2) Болезненная практика с быстрым прямым знанием.

* (3) Приятная практика с медленным прямым знанием.

* (4) Приятная практика с быстрым прямым знанием.

Таковы четыре вида практики.

 

Виттхара сутта: Подробно

АН 4.162

[Благословенный сказал]: Монахи, есть четыре вида практики. Какие четыре?

 

* Болезненная практика с медленным прямым знанием.

* Болезненная практика с быстрым прямым знанием.

* Приятная практика с медленным прямым знанием.

* Приятная практика с быстрым прямым знанием.

 

(1) И что такое, монахи, болезненная практика с медленным прямым знанием? Вот некий человек по природе имеет сильную склонность к жажде и часто испытывает боль и уныние из-за жажды. По природе он имеет сильную склонность к злобе и часто испытывает боль и уныние из-за злобы. По природе он имеет сильную склонность к заблуждению и часто испытывает боль и уныние из-за заблуждения.

Эти пять качеств возникают в нём немощно:

 

* качество веры,

* качество усердия,

* качество осознанности,

* качество сосредоточения,

* качество мудрости.

 

Поскольку эти пять качеств слабы в нём, он медленно достигает непосредственного1 условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется болезненной практикой с медленным прямым знанием.

(2) И что такое болезненная практика с быстрым прямым знанием? Вот некий человек по природе имеет сильную склонность к жажде, злобе, заблуждению и часто испытывает боль и уныние из-за заблуждения.

Эти пять качеств возникают в нём мощно: качество веры, мудрости.

Поскольку эти пять качеств сильны в нём, он быстро достигает непосредственного условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется болезненной практикой с быстрым прямым знанием.

(3) И что такое приятная практика с медленным прямым знанием? Вот некий человек по природе не имеет сильной склонности к жажде и не часто испытывает боль и уныние из-за жажды. По природе он не имеет сильной склонности к злобе и не часто испытывает боль и уныние из-за злобы. По природе он не имеет сильной склонности к заблуждению и не часто испытывает боль и уныние из-за заблуждения.

Эти пять качеств возникают в нём немощно: качество веры, мудрости.

Поскольку эти пять качеств слабы в нём, он медленно достигает непосредственного условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется приятной практикой с медленным прямым знанием.

(4) И что такое приятная практика с быстрым прямым знанием? Вот некий человек по природе не имеет сильной склонности к жажде... злобе, заблуждению и не часто испытывает боль и уныние из-за заблуждения.

Эти пять качеств возникают в нём мощно: качество веры, мудрости.

Поскольку эти пять качеств сильны в нём, он быстро достигает непосредственного условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется приятной практикой с быстрым прямым знанием.

Таковы, монахи, четыре вида практики.

 

Речь идёт об условиях/состоянии, при котором тут же происходит уничтожение умственных загрязнений.

 

Асубха сутта: Непривлекательность

АН 4.163

[Благословенный сказал]: Монахи, есть четыре вида практики. Какие четыре?

 

* Болезненная практика с медленным прямым знанием.

* Болезненная практика с быстрым прямым знанием.

* Приятная практика с медленным прямым знанием.

* Приятная практика с быстрым прямым знанием.

 

(1) И что такое, монахи, болезненная практика с медленным прямым знанием? Вот монах пребывает в созерцании непривлекательности тела, воспринимая отвратительность еды, воспринимая не-восхищение целым миром, созерцая непостоянство во всех обусловленных феноменах. И в нём внутренне хорошо утверждено восприятие смерти.

Он пребывает, опираясь на эти пять сил ученика:

 

* силу веры,

* силу стыда,

* силу боязни совершить проступок,

* силу усердия,

* силу мудрости.

 

Эти пять качеств возникают в нём немощно:

 

* качество веры,

* качество усердия,

* качество осознанности,

* качество сосредоточения,

* качество мудрости.

 

Поскольку эти пять качеств слабы в нём, он медленно достигает непосредственного условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется болезненной практикой с медленным прямым знанием.

(2) И что такое болезненная практика с быстрым прямым знанием? Вот монах пребывает в созерцании непривлекательности тела. И в нём внутренне хорошо утверждено восприятие смерти.

Он пребывает, опираясь на эти пять сил ученика: силу веры, стыда, боязни совершить проступок, усердия, мудрости.

Эти пять качеств возникают в нём мощно: качество веры, усердия, осознанности, сосредоточения, мудрости. Поскольку эти пять качеств сильны в нём, он быстро достигает непосредственного условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется болезненной практикой с быстрым прямым знанием.

(3) И что такое приятная практика с медленным прямым знанием? Вот, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой джхане, второй, третьей, четвёртой джхане.1

Он пребывает, опираясь на эти пять сил ученика: силу веры, стыда, боязни совершить проступок, усердия, мудрости. Эти пять качеств возникают в нём немощно: качество веры, усердия, осознанности, сосредоточения, мудрости.

Поскольку эти пять качеств слабы в нём, он медленно достигает непосредственного условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется приятной практикой с медленным прямым знанием2.

(4) И что такое приятная практика с быстрым прямым знанием? Вот, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой джхане, второй, третьей, четвёртой джхане.

Он пребывает, опираясь на эти пять сил ученика: силу веры, стыда, боязни совершить проступок, усердия, мудрости.

Эти пять качеств возникают в нём мощно: качество веры, мудрости. Поскольку эти пять качеств сильны в нём, он быстро достигает непосредственного условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется приятной практикой с быстрым прямым знанием.

Таковы, монахи, четыре вида практики.

 

 

1Формулы джхан раскрываются по стандартной схеме, как, например, в АН 9.32.

 

Прим. переводчика (SV): Существует мнение, что эта сутта является доказательством необязательности джхан для достижения просветления, так как (якобы) можно достичь просветления либо с помощью джхан (приятная практика), либо с помощью "болезненных" практик таких как созерцание непривлекательности и т.д. Однако, это противоречит утверждению Будды вМН 64 о том, что джханы являются обязательным элементом в Пути. В предыдущей сутте (АН 4.162) упоминается, что "болезненная" практика соотносится исключительно с той личностью, у которой много умственных загрязнений (и, соответственно, помех). Приятная же практика соотносится исключительно с личностью, у которой мало умственных загрязнений (а значит и помех). Принимая это во внимание, можно, на мой взгляд, сделать вывод, что вначале с помощью болезненной практики (созерцание непривлекательности, памятование о смерти и т.д.) нужно устранить грубые загрязнения ума, а затем, когда ум будет относительно чистым, появляется возможность достичь и практиковать джхану ("приятная" практика) для последующего устранения более утончённых загрязнений. Те же личности, у которых изначально мало загрязнений и помех, могут не тратить время на "болезненные" практики, но могут сразу сосредоточиться на достижении и практике джхан для осуществления полного просветления. Эта идея также, как мне кажется, подтверждается в АН 4.169, где "болезненная" практика обозначается как "практика с усилием", а "приятная" практика обозначается как "практика без усилия". См. также АН 4.167, где Дост. Моггаллана утверждает, что достиг просветления с помощью "болезненной" практики, хотя, как мы видим в СН 40, Моггаллана практиковал все уровни джхан.

Также в МН 45 упоминаются два практикующих тот, кто переживает мучительные чувства из-за загрязнений, но старается вести святую жизнь; и тот, кто не переживает мучительных чувств из-за слабых загрязнений ума, но легко входит в джханы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...