Махакоттхита сутта: Махакоттхита
АН 4.173 И тогда Достопочтенный Махакоттхита подошёл к Достопочтенному Сарипутте и обменялся с ним вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями он сел рядом и спросил Достопочтенного Сарипутту: (1) Друг, с безостаточным угасанием и прекращением шести сфер контакта есть ли что-либо?1 Не говори так, друг. (2) С безостаточным угасанием и прекращением шести сфер контакта нет ничего? Не говори так, друг. (3) С безостаточным угасанием и прекращением шести сфер контакта [одновременно] и есть что-то, и нет ничего? Не говори так, друг. (4) С безостаточным угасанием и прекращением шести сфер контакта нет ни чего-то, ни ничего? Не говори так, друг2. Друг, будучи спрошенным: С безостаточным угасанием и прекращением шести сфер контакта есть ли что-либо ты говоришь: Не говори так, друг. А будучи спрошенным: нет ничего и есть что-то, и нет ничего нет ни чего-то, ни ничего ты [каждый раз также] говоришь: Не говори так, друг. Как следует понимать значение этого утверждения? Друг, если кто-либо говорит: С безостаточным угасанием и прекращением шести сфер контакта есть что-то, то он разрастается в том, в чём не следует разрастаться3. Если кто-либо говорит: Друг, с безостаточным угасанием и прекращением шести сфер контакта нет ничего, то он разрастается в том, в чём не следует разрастаться. Если кто-либо говорит: Друг, с безостаточным угасанием и прекращением шести сфер контакта [одновременно] и есть что-то, и нет ничего, то он разрастается в том, в чём не следует разрастаться. Если кто-либо говорит: Друг, с безостаточным угасанием и прекращением шести сфер контакта нет ни чего-то, ни ничего, то он разрастается в том, в чём не следует разрастаться.
Друг, докуда простирается область шести сфер контакта, дотуда и простирается область разрастания. Докуда простирается область разрастания, дотуда и простирается область шести сфер контакта. С безостаточным угасанием и прекращением шести сфер контакта имеет место прекращение разрастания, утихание разрастания.
Похоже, здесь речь идёт об "онтологическом статусе" араханта, который достиг элемента ниббаны без остатка, т.е. вопроса о том, существует ли освобождённая личность после смерти или нет. Комментарий поясняет, что вопросы заданы: 1) с позиции этернализма 2) аннигиляционизма 3) частичного этернализма 4) изворотов (агностицизм, скептицизм, интеллектуальная увёртливость). Поэтому Сарипутта не отвечает ни на один из них. Папанча (разрастание). Это слово означает умственные формации, навязчивые умственные конструкции, концептуальные идеи, основанные на заблуждении. Комментарии поясняют, что всё это происходит из-за жажды, самомнения, и неправильных воззрений (танха, мана, диттхи).
Ананда сутта: Ананда АН 4.174 (сутта идентична предыдущей АН 4.173, но здесь Ананда задаёт вопросы, а Махакоттхита отвечает)
Упавана сутта: Упавана АН 4.175 И тогда Достопочтенный Упавана подошёл к Достопочтенному Сарипутте и обменялся с ним вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями он сел рядом и спросил Достопочтенного Сарипутту: (1) Друг Сарипутта, создателем конца становятся посредством знания?1. Не так оно, друг. (2) В таком случае, создателем конца становятся посредством поведения? Не так оно, друг. (3) Так значит, создателем конца становятся посредством знания и поведения? Не так оно, друг. (4) Выходит, что создателем конца становятся каким-то иным образом, помимо знания и поведения? Не так оно, друг. Будучи спрошенным: Друг Сарипутта, создателем конца становятся посредством знания ты говоришь: Не так оно, друг. А будучи спрошенным: посредством поведения? знания и поведения иным образом, помимо знания и поведения ты [каждый раз также] говоришь: Не так оно, друг. Так каким же образом становятся создателем конца?
Если, друг, кто-либо мог бы стать создателем конца посредством знания, то тогда даже тот, кто всё ещё цепляется, мог бы стать создателем конца. Если кто-либо мог бы стать создателем конца посредством поведения, то тогда даже тот, кто всё ещё цепляется, мог бы стать создателем конца. Если кто-либо мог бы стать создателем конца посредством знания и поведения, то тогда даже тот, кто всё ещё цепляется, мог бы стать создателем конца. Если кто-либо мог бы стать создателем конца каким-то иным образом, помимо знания и поведения, то тогда [необученный] заурядный человек был бы создателем конца, ведь [необученный] заурядный человек лишён знания и поведения. Друг, тот, кто не совершенен в поведении, не знает и не видит вещей в соответствии с действительностью. Тот, кто совершенен в поведении, тот знает и видит вещи в соответствии с действительностью. Зная и видя вещи в соответствии с действительностью, он становится создателем конца.
Комментарий поясняет, что речь идёт о том, кто прекращает сансару (т.е. об араханте).
Аячана сутта: Стремление АН 4.176 [Благословенный сказал]: (1) Монахи, монах, наделённый верой, праведно устремляясь, мог бы стремиться к этому: Пусть я стану таким, как Сарипутта и Моггаллана! Поскольку таков эталон и мерило для моих монахов-учеников, то есть, Сарипутта и Моггаллана. (2) Монахи, монахиня, наделённая верой, праведно устремляясь, могла бы стремиться к этому: Пусть я стану такой, как монахини Кхема и Уппалаванна! Поскольку таков эталон и мерило для моих монахинь-учениц, то есть, монахини Кхема и Уппалаванна. (3) Монахи, мирянин, наделённый верой, праведно устремляясь, мог бы стремиться к этому: Пусть я стану таким, как домохозяин Читта и Хаттхака из Алави! Поскольку таков эталон и мерило для моих мирян-учеников, то есть, домохозяин Читта и Хаттхака из Алави. (4) Монахи, мирянка, наделённая верой, праведно устремляясь, могла бы стремиться к этому: Пусть я стану такой, как мирянки Кхудджуттара и Велукандакия, мать Нанды!
поскольку таков эталон и мерило для моих мирянок-учениц, то есть, мирянка Кхудджуттара и Велукандакия, мать Нанды1.
См. АН 1.236, 237, 250, 251, 260, 262. О домохозяине Читте есть целая Саньютта? СН 41. С Кхудджуттарой, согласно традиции, связанаИтивуттака.
Рахула сутта: Рахула АН 4.177 И тогда Достопочтенный Рахула подошёл к Благословенному, поклонился ему и сел рядом. Затем Благословенный сказал ему: (1) Рахула, внутренний элемент земли и внешний элемент земли это просто элемент земли. Его следует видеть в соответствии с действительностью правильной мудростью так: Это не моё, я не таков, это не моё «я». Увидев его в соответствии с действительностью правильной мудростью, человек теряет очарованность в отношении элемента земли. Он отсоединяет ум от элемента земли. (2) Рахула, внутренний элемент воды (3) Рахула, внутренний элемент огня (4) Рахула, внутренний элемент воздуха и внешний элемент воздуха это просто элемент воздуха. Его следует видеть в соответствии с действительностью правильной мудростью так: Это не моё, я не таков, это не моё «я». Увидев его в соответствии с действительностью правильной мудростью, человек теряет очарованность в отношении элемента воздуха. Он отсоединяет ум от элемента воздуха. Когда, Рахула, монах не видит «я» или того, что принадлежит «я», в этих четырёх элементах, то тогда он зовётся монахом, который отрезал жажду, сбросил путы, и, полностью пробившись сквозь самомнение, положил конец страданию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|