Патибхана сутта: Различение
АН 4.132 [Благословенный сказал]: Монахи, в мире существуют эти четыре типа личностей. Какие четыре? * (1) Тот, чьё различение острое, но не протекает без затруднений1. * (2) Тот, чьё различение протекает без затруднений, но не острое. * (3) Тот, чьё различение и острое, и протекает без затруднений. * (4) Тот, чьё различение ни острое, ни протекает без затруднений. Таковы четыре типа личностей, существующих в мире. Комментарий поясняет, что человек, если ему задают вопрос, отвечает правильно, но не быстро.
Уггхатитаннью сутта: Быстрое понимание АН 4.133 [Благословенный сказал]: Монахи, в мире существуют эти четыре типа личностей. Какие четыре? * (1) Тот, кто понимает быстро. * (2) Тот, кто понимает посредством уточнения. * (3) Тот, кого нужно направлять. * (4) Тот, для кого слово является максимумом1. Таковы четыре типа личностей, существующих в мире.
Комментарий поясняет, что первый тип личности - это тот, кто постигает Дхамму сразу же, как только произнесено некое изречение. Второй тип - это тот, кто постигает Дхамму только когда поясняются детали. Третий тип - это тот, кто чьё постижение Дхаммы происходит постепенно, через наставления, вопрошание, мудрое внимание, опору на благих друзей. Четвёртый тип - это тот, кто много слышал, много заучивал, много (учений) удерживал в уме и изучал, но в этой жизни он не достигает постижения Дхаммы.
Уттханапхала сутта: Усилие АН 4.134 [Благословенный сказал]: Монахи, в мире существуют эти четыре типа личностей. Какие четыре? * (1) Тот, кто живёт за счёт плода своих усилий, но не за счёт плода своей каммы. * (2) Тот, кто живёт за счёт плода своей каммы, но не за счёт плода своих усилий.
* (3) Тот, кто живёт и за счёт плода своей каммы, и за счёт плода своих усилий. * (4) Тот, кто живёт ни за счёт плода своих усилий, ни за счёт плода своей каммы. Таковы четыре типа личностей, существующих в мире1.
Комментарий поясняет, что первый тип - это тот, кто весь день прилагает усилия и живёт за счёт того, что добился этими усилиями, но он не обретает (не актуализирует) плод (своей прошлой) каммы благодаря этим его усилиям. Второй тип - это все божества, которые не прилагают усилий, но живут исключительно за счёт плода своей благой каммы. Третий тип - это цари, царские министры и так далее. Четвёртый тип - это существа в аду.
Савадджа сутта: Достойный порицания АН 4.135 [Благословенный сказал]: Монахи, в мире существуют эти четыре типа личностей. Какие четыре?
* тот, кто достоин порицания, * тот, кто по большей части достоин порицания, * тот, кто лишь отчасти достоин порицания, * тот, кто безупречен.
(1) И каков, монахи, человек, который достоин порицания? Вот человек пускается в телесное действие, которое достойно порицания; в словесное действие, которое достойно порицания; в умственное действие, которое достойно порицания. Вот каким образом этот человек достоин порицания. (2) И каков человек, который по большей части достоин порицания? Вот человек пускается в телесное действие, которое по большей части достойно порицания; в словесное действие, которое по большей части достойно порицания; в умственное действие, которое по большей части достойно порицания. Вот каким образом этот человек по большей части достоин порицания. (3) И каков человек, который лишь отчасти достоин порицания? Вот человек пускается в телесное действие, которое по большей части безупречно; в словесное действие, которое по большей части безупречно; в умственное действие, которое по большей части безупречно. Вот каким образом этот человек лишь отчасти достоин порицания.
(4) И каков человек, который безупречен? Вот человек пускается в безупречное телесное действие, в безупречное словесное действие, в безупречное умственное действие. Вот каким образом этот человек безупречен. Таковы четыре типа личностей, существующих в мире1.
Комментарий: "Первый - это слепой глупый заурядный человек; второй - это заурядный человек, который иногда совершает благие поступки; третий - это вступивший в поток, однажды возвращающийся, не-возвращающийся; четвёртый - это арахант".
Патхама сила сутта: Нравственное поведение (I) АН 4.136 [Благословенный сказал]: Монахи, в мире существуют эти четыре типа личностей. Какие четыре? (1) Вот, монахи, некий человек не исполняет нравственного поведения, сосредоточения, и мудрости. (2) Другой человек исполняет нравственное поведение, но не исполняет сосредоточения и мудрости. (3) Ещё другой человек исполняет нравственное поведение и сосредоточение, но не исполняет мудрости. (4) Ещё другой человек исполняет нравственное поведение, сосредоточение, и мудрость. Таковы четыре типа личностей, существующих в мире1.
Прим. переводчика (SV): Первый - это обычный заурядный человек. Второй - это вступивший поток или однажды возвращающийся (у них совершенная нравственность). Третий - это не-возвращающийся (у него совершенное сосредоточение). Четвёртый -арахант.
Дутия сила сутта: Нравственное поведение (II) АН 4.137 [Благословенный сказал]: Монахи, в мире существуют эти четыре типа личностей. Какие четыре? (1) Вот, монахи, некий человек не ценит нравственное поведение, или же не считает нравственное поведение важным; не ценит сосредоточение, или же не считает сосредоточение важным; не ценит мудрость, или же не считает мудрость важной. (2) Другой человек ценит нравственное поведение и считает нравственное поведение важным, но не ценит сосредоточение, или же не считает сосредоточение важным; не ценит мудрость, или же не считает мудрость важной. (3) Ещё другой человек ценит нравственное поведение и считает нравственное поведение важным; ценит сосредоточение и считает сосредоточение важным, но не ценит мудрость, или же не считает мудрость важной.
(4) Ещё другой человек ценит нравственное поведение и считает нравственное поведение важным; ценит сосредоточение и считает сосредоточение важным; ценит мудрость и считает мудрость важной. Таковы четыре типа личностей, существующих в мире1.
Прим. переводчика (SV): Может показаться по аналогии с предыдущими суттами, что речь идёт о различных уровнях благородных учеников. Однако, если буквально подходить к сказанному в сутте, то благородные ученики (арья) относятся только к четвёртому типу, так как даже самый низший из них должен считать все три составляющие важными.
Никаттха сутта: Затворяется АН 4.138 [Благословенный сказал]: Монахи, в мире существуют эти четыре типа личностей. Какие четыре?
* Тот, кто затворяется телом, но не затворяется умом. * Тот, кто не затворяется телом, но затворяется умом. * Тот, кто не затворяется ни телом, ни умом. * Тот, кто затворяется и телом, и умом.
(1) И каков, монахи, человек, который затворяется телом, но не умом. Вот некий человек отправляется в уединённые обиталища в лесах и рощах, но там он обдумывает чувственные мысли, недоброжелательные мысли, мысли о причинении вреда. Вот каким образом этот человек затворяется телом, но не умом. (2) И каков человек, который не затворяется телом, но затворяется умом. Вот некий человек не отправляется в уединённые обиталища в лесах и рощах, но он обдумывает мысли об отречении, доброжелательные мысли, мысли о непричинении вреда. Вот каким образом этот человек не затворяется телом, но затворяется умом. (3) И каков человек, который не затворяется ни телом, ни умом? Вот некий человек не отправляется в уединённые обиталища в лесах и рощах, и он обдумывает чувственные мысли, недоброжелательные мысли, мысли о причинении вреда. Вот каким образом этот человек не затворяется ни телом, ни умом. (4) И каков человек, который затворяется и телом, и умом? Вот некий человек отправляется в уединённые обиталища в лесах и рощах, и там он обдумывает мысли об отречении, доброжелательные мысли, мысли о непричинении вреда. Вот каким образом этот человек затворяется и телом, и умом. Таковы четыре типа личностей, существующих в мире.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|