Система органов государственной власти в Российской Федерации. 5 глава
Пожалуй, наиболее существенными контрольными полномочиями Федерального Собрания по отношению к исполнительной власти являются право Федерального Собрания давать согласие на назначение Президентом РФ Председателя Правительства, выражать недоверие Правительству, а также возбуждать вопрос об отрешении Президента РФ от власти. Чрезмерная усложненность процедуры отрешения Президента от власти практически лишает Федеральное Собрание реальных возможностей реализовать свое право контроля в отношении Президента. Поскольку Россия считается одними президентской, другими — полупрезидентской республикой, то урезанность контрольных полномочий Федерального Собрания оправдывается достижением стабильности исполнительной власти. Но этот довод не выдерживает критики. Во- первых, при отсутствии эффективных мер со стороны парламента осуществлять действенный контроль за деятельностью органов исполнительной власти, мы наблюдаем довольно частую смену правительств РФ. А во-вторых, и это главное, как быть народу и его представительному органу государственной власти — Федеральному Собранию в том случае, если органы исполнительной власти (президент и правительство) бездействуют или действуют, но не в том направлении, в каком это необходимо обществу и государству, когда их работа абсолютным большинством граждан и представительным органом власти признается неудовлетворительной? Действующая Конституция РФ и другие законы ответа на эти вопросы, к великому сожалению, не дают. Вот почему все громче и громче раздаются голоса ученых, депутатов, общественности о необходимости внесения существенных изменений в баланс распределения государственной власти в пользу Федерального Собрания и наделения его полномочиями, которые бы позволили ему реально и эффективно выполнять контрольную функцию. Хочется надеяться, что Государственной Думе третьего созыва и вновь избранному Президенту РФ удастся решить эту нелегкую задачу в ближайшее время законодательным путем.
Компетенция и акты палат Федерального Собрания РФ. Согласно ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Конституции РФ следует, что актами Совета Федерации и Государственной Думы являются постановления, которые палаты могут принимать только по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ. Речь в данном случае идет о полномочиях, не только перечисленных в ст. 102 и 103, но и содержащихся в других статьях, в том числе, и, прежде всего относящихся к законодательному процессу (ст. 104, 105, 107, 108 Конституции РФ). На практике же Государственная Дума и Совет Федерации принимают постановления по более широкому кругу вопросов, включая вопросы своей внутренней организации, о которых в Конституции РФ ничего не говорится (например, о досрочном прекращении полномочий своих членов, об их удостоверениях, о системе обеспечения своей работы и т. п.). Возможно, что такие акты следовало бы именовать как-то иначе, да и принимать в облегченном порядке. Совет Федерации имеет право принимать постановления по следующим вопросам: 1. Возможность изменения границ между субъектами РФ предусмотрена ч. 3 ст. 67 Конституции РФ, согласно которой такое изменение требует их взаимного согласия. Однако на деле, помимо этого взаимного согласия, требуется еще согласие Совета Федерации которое проявляется в форме утверждения договора или соглашения заключенного заинтересованными субъектами РФ по поводу изменения границы между ними. Если Совет Федерации откажет в утверждении, договор или соглашение между субъектами Российской Федерации считается несостоявшимся. Конечно, нельзя исключать, что через какое-то время вопрос вновь встанет и Совету Федерации опять придется решать эту проблему. Для рассмотрения Советом Федерации вопроса об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации в Совет Федерации представляется соглашение об изменении границ, утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти каждого из этих субъектов.
2. Возможность введения военного положения Президентом РФ предусмотрена ч. 2 ст. 87 Конституции РФ. Указанное положение федеральной Конституции обязывает Президента РФ незамедлительно сообщить о введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях палатам Федерального Собрания. Очевидно, что Совет Федерации должен оценить обоснованность этой меры в целом и целесообразность отдельных ее составляющих. Ему принадлежит окончательное решение вопроса. В случае неутверждения указа Совет Федерации может предложить Президенту РФ создать совместную согласительную комиссию. Для преодоления возникших разногласий, включив соответствующий пункт в свое постановление. Во всяком случае, с момента принятия Советом Федерации решения о неутверждении указа его действие прекращается. Регламент Совета Федерации регулирует процедуру утверждения указа о введении военного положения в гл 19 3. Что касается такого полномочия Совета Федерации как утверждение указа Президента РФ 0 введении чрезвычайного положения, то оно связано с полномочием Президента издавать такие указы, установленным ст. 88 Конституции РФ. Регламент Совета Феде-рации регулирует процедуру утверждения указа о введении чрезвычайного положения в гл. 20. 4. Вопрос об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории может возникнуть в различных ситуациях, например, в связи с отражением агрессии против Российской Федерации, в связи с выполнением международных договорных обязательств, в частности, в связи с выполнением миротворческих задач. Для принятия решений об использовании Вооруженных Сил за пределами России в случаях, когда это прямо предписано действующими международными договорами, согласия Совета Федерации не требуется.
5. Совет Федерации должен принять постановление о назначении выборов Президента Российской Федерации. Основаниями для рассмотрения Советом Федерации вопроса о назначении выборов Президента РФ являются истечение срока пребывания Президента РФ в должности, а также досрочное прекращение Президентом РФ исполнения полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ. Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. 6. Условия и порядок отрешения Президента РФ от должности в принципе урегулированы в ст. 93 Конституции РФ. Никакого законодательного регулирования по этому вопросу нет. Постановление об отрешении Президента от должности принимается тайным голосованием бюллетенями и установленным в Конституции большинством в 2/3 от общего числа членов Совета Федерации, т. е. не менее чем 119 голосами. При отсутствии такого большинства рассмотрение обвинения прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации. Постановление незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения. 7. Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Данное полномочие Совет Федерации осуществляет по представлению Президента РФ (п. «е» ст. 83 Конституции РФ). Таким образом, формирование высшего эшелона судебной власти производится путем согласования воль главы государства и Совета Федерации. Сам Совет Федерации и его члены выдвигать кандидатуры судей не могут. Они вправе лишь внести Президенту предложения о таких кандидатурах (ст. 9 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Назначенным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации, что оформляется постановлением. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. в ч. 1 ст. б предусмотрел, что кандидатуры судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Президент РФ представляет с учетом мнения соответственно председателей этих судов. Трудно сказать, что означает «учет мнения», однако из Конституции РФ однозначно следует, что Президент РФ, внося свои представления, не может быть ничем и никем связан. Закон Российской Федерации о статусе судей не предусматривает никакого участия Совета Федерации в прекращении полномочий судей, включая тех, которых он назначил. 8. Применительно к Генеральному прокурору РФ полномочие Совета Федерации по его назначению сходно с вышеизложенным. Однако есть и отличие, заключающееся в том, что, согласно самой Конституции, Совет Федерации не только назначает, но и освобождает Генерального прокурора от должности по представлению Президента РФ. По своей инициативе он этого сделать не может, равно как и Президент не может сместить Генерального прокурора без решения Совета Федерации. Вопрос об освобождении Генерального прокурора от должности рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента РФ в присутствии Генерального прокурора, которому по его просьбе должно быть предоставлено слово. Если предложение об освобождении Генерального прокурора от должности не собрало требуемого для принятия постановления большинства голосов, оно отклоняется постановлением же, для принятия которого специального голосования не требуется (конституционность этого положения также сомнительна). 9. Совет Федерации на паритетной основе участвует вместе с Государственной Думой в формировании Счетной палаты, в соответствии с ч. 5 ст. 101 назначая заместителя Председателя палаты и 6 из 12 ее аудиторов, по представлению Президента РФ. Государственная Дума самостоятельно и независимо от другой палаты осуществляет те полномочия, которые определены ст. 103 Конституции РФ. Конечно, в ряде случаев осуществлению Думой указанных полномочий должно предшествовать какое-то юридическое событие или юридический факт, включая действия других государственных органов, однако решение Думы ни от воли, ни от действий этих органов не зависит. Оно представляет собой властный акт и обладает юридической силой. Эти полномочия Думы обеспечивают, в частности, осуществление ею парламентского контроля.
1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Данное полномочие Государственной Думы предусматривает ее участие в формировании Правительства РФ. Такая конституционная норма тесно связана с положениями п. «а» ст. 83, ст. 111, ч. 5 ст. 117 Конституции РФ. Кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ представляет в Думе либо сам Президент, либо его полномочный представитель. Дума рассматривает представление в течение последующей недели. В случае отклонения кандидатуры Президент в течение недели вносит новую кандидатуру, вопрос о даче согласия на которую решается в том же порядке. При двукратном отклонении представленных кандидатур Президент вправе представить третью, вопрос о которой решается в том же порядке. Нельзя, однако, не отметить, что положения Регламента, по существу запрещающие Президенту представлять в случае отклонения повторно ту же кандидатуру, не могут считаться для него обязательными, ибо Регламент — внутренний акт Государственной Думы. Другое дело, что из ч. 4 ст. 111 Конституции следует, что из трех максимально возможных представлений не менее двух должны относиться к разным кандидатурам. 2. Решение вопроса о доверии Правительству. Полномочие, записанное в комментируемом пункте, дает Государственной Думе возможность, хотя и в ограниченной мере, препятствовать осуществлению нежелательной для нее политики Правительства Российской Федерации. Данная конституционная норма тесно связана с положениями п. «в» ст. 83, п. «б» ст. 84, ч. 1 ст. 109, ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции. Вотум недоверия Правительству означает правительственный кризис, который может быть разрешен либо отставкой Правительства и созданием нового, которое пользовалось бы доверием Думы, либо роспуском Думы и избранием новой, с которой Президент Российской Федерации легче нашел бы взаимопонимание в вопросе о кандидатуре главы Правительства и, соответственно, о правительственной политике. 3. Полномочия по назначению Председателя Центрального Банка. Председатель Центрального банка России — одна из ключевых фигур в системе управления экономикой страны. Не случайно конституционализация центральных банков стала одной из тенденций современного конституционного развития в мире. Председатель Банка России назначается Государственной Думой сроком на четыре года. Кандидатуру для назначения Президент Российской Федерации должен представить не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий предыдущего Председателя. Дума вправе освободить Председателя Банка России от должности по представлению Президента. Помимо истечения срока полномочий, освобождение от должности может иметь место только в нескольких случаях. 4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, по представлению Президента. 5. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Институт Уполномоченного по правам человека должен, как видно из ч. «д» ст. 103, регулироваться особым федеральным конституционным законом, который, однако, до сих пор не принят. Порядок назначения на должность Уполномоченного и освобождения его от этой должности регулируется пока только гл. 19 Регламента Государственной Думы. Согласно Регламенту назначение должно иметь место на первой сессии каждого созыва. Тем самым Регламент как бы предвосхищает срок полномочий Уполномоченного, который в действительности подлежит установлению федеральным конституционным законом, тем более что в самом Регламенте именно так и сказано. 6. Объявление амнистии. Амнистия есть однократное освобождение от уголовной ответственности или ее смягчение для лиц, совершивших определенные преступления до установленной в акте об амнистии даты. Круг этих лиц может быть различным и определяется видом совершенных преступлений, размером назначенных наказаний, возрастом, полом, наличием детей, характером работы, выполняемой при отбывании наказания, прежними заслугами и иными обстоятельствами. Амнистия может быть общей или частной Общая амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под общие условия акта, частная — на конкретных лиц либо без персональной конкретизации на всех лиц, совершивших определенные преступления в определенном месте и в определенное время. Амнистируются как те, кто подвергается уголовному преследованию или осужден, так и те, кто уголовному преследованию не подвергся, хотя должен был подвергнуться. 7. Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. По вопросу об отрешении Президента Российской Федерации от должности никакого законодательного регулирования нет. Общая характеристика этого института содержится в ст. 93 Конституции. Регламенты палат Федерального Собрания РФ. Основным документом по вопросам внутренней структуры и организации работы палаты является Регламент Совета Федерации. Открытые и закрытые заседания Совета Федерации. Заседания проводятся открыто, на гласной основе и освещаются СМИ. Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом, Председателем Правительства, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 25 человек. Решение о проведении закрытого заседания палаты принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем ¼ голосов от общего числа членов Совета Федерации. Содержание закрытого заседания, сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы членами Совета Федерации только для их деятельности в Совете Федерации. В случае принятия решения о проведении закрытого заседания палаты председательствующий объявляет дополнительный перерыв на 30 минут. В открытом и закрытом заседаниях вправе принимать участие Президент, Председатель Правительства, Председатель Государственной Думы, члены Правительства, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Счетной палаты РФ, заместитель Председателя Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии РФ, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации, полномочный представитель Государственной Думы в Совете Федерации. Порядок участия в заседании Совета Федерации лиц, не являющихся членами Совета Федерации. Лица, не являющиеся членами Совета Федерации и принимающие участие в заседании Совета Федерации, имеют право участвовать в прениях, делать замечания, вносить предложения и поправки по существу обсуждаемых вопросов, задавать вопросы, давать справки в соответствии с Регламентом. Лицам, присутствующим на заседании Совета Федерации, по решению Совета Федерации может быть предоставлено слово для выступления. Протокол и стенограмма заседания Совета Федерации. На заседании Совета Федерации ведутся протокол и стенограмма. Протокол заседания Совета Федерации подписывается председательствующим на заседании. Стенограмма открытого заседания Совета Федерации подлежит опубликованию в Бюллетене заседания Совета Федерации РФ и Стенографическом отчете заседания Совета Федерации РФ. Член Совета Федерации вправе ознакомиться со стенограммой своего выступления до ее опубликования. Стенограмма закрытого заседания палаты хранится в соответствующем структурном подразделении Аппарата Совета Федерации на правах секретного документа. Сессии Совета Федерации. Сроки и время проведения заседаний Совета Федерации. Совет Федерации собирается на сессии, как правило: на весеннюю - с 25 января по 15 июля; на осеннюю - с 16 сентября по 31 декабря. Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации РФ в субъектах РФ, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах РФ. Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседание Совета Федерации проводится в один день или в течение нескольких дней подряд. Каждый день заседания Совета Федерации состоит из утреннего и вечернего заседаний. Утреннее заседание проводится с 10 до 14 часов с перерывом на 30 минут, вечернее - с 16 до 18 часов. По решению Совета Федерации время проведения заседания может быть изменено. Членам Совета Федерации ежемесячно предоставляется до десяти дней для работы в субъектах РФ, представителями от которых они являются, без учета времени, затраченного на проезд в субъект РФ и обратно. Внеочередное заседание Совета Федерации может созываться по предложению Президента, Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитета, комиссии Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, либо по предложению не менее 1/3 от общего числа членов Совета Федерации. Предложение комитета, комиссии Совета Федерации должно быть поддержано не менее 1/5 от общего числа членов Совета Федерации. Председательствующий на заседании Совета Федерации. Заседание Совета Федерации ведет председательствующий, которым может быть Председатель Совета Федерации, один из заместителей Председателя Совета Федерации или старейший по возрасту член Совета Федерации из числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. Председательствующий на заседании Совета Федерации: а) объявляет об открытии и о закрытии заседания; б) ведет заседание палаты; в) обеспечивает соблюдение положений настоящего Регламента; г) предоставляет слово для выступления в порядке очередности поступления зарегистрированных заявок в соответствии с повесткой дня заседания Совета Федерации, положениями настоящего Регламента либо в ином порядке, устанавливаемом решениями Совета Федерации; д) предоставляет слово по порядку ведения заседания; е) ставит на голосование проекты актов Совета Федерации, другие вопросы в соответствии с повесткой дня заседания Совета Федерации; ж) оглашает предложения членов Совета Федерации по рассматриваемым на заседании вопросам и объявляет последовательность постановки их на голосование; з) организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты голосования; и) отвечает на вопросы, поступившие в его адрес, дает справки; к) обеспечивает порядок в Зале заседаний Совета Федерации, может удалить из Зала заседаний Совета Федерации приглашенных лиц, мешающих работе Совета Федерации; л) обеспечивает исполнение организационных решений Совета Федерации; м) подписывает протокол заседания; н) вправе предупредить члена Совета Федерации о нарушении положений настоящего Регламента, а при повторном нарушении может лишить его слова. Способы голосования на заседании Совета Федерации. Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование на заседании Совета Федерации осуществляется с использованием электронной системы или бюллетенями. Голосование на заседании Совета Федерации осуществляется с использованием электронной системы, если палатой не принято иное решение. Решение о способе голосования считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее одной четверти от общего числа членов Совета Федерации. Для проведения голосования бюллетенями Совет Федерации создает из числа своих членов Счетную комиссию, которая является рабочим органом заседания Совета Федерации. Виды голосования на заседании Совета Федерации. Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: "за", "против" или "воздержался". Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому голосованию. Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований, в которых может принять участие каждый член Совета Федерации по каждому из вариантов вопросов. При этом объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию производится только после проведения голосования по всем вариантам вопросов. Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ. Законодательный процесс можно определить как совокупность процедур и действий, результатом которых является принятие и вступление в силу закона государства. Законодательный процесс можно представить как совокупность следующих стадий: 1. Осуществление права законодательной инициативы. 2. Подготовка законопроекта к рассмотрению Государственной Думой. 3. Рассмотрение законопроекта в Думе, принятие ею закона. 4. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации, направление его Президенту. Вместо этой стадии возможна другая, хотя и не всегда обязательная: рассмотрение и неодобрение закона Советом Федерации. Тогда следует еще одна стадия ~- создание согласительной комиссии обеих палат, повторное рассмотрение закона в Думе и его принятие либо простым большинством (если Дума согласилась с предложениями Совета Федерации), либо двумя третями голосов (если Дума не согласна с предложениями) — в последнем случае закон направляется Президенту уже самой Думой. Четвертой стадии при определенных обстоятельствах может и вообще не быть: если принятый Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации (ст. 106 Конституции) или если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, тогда на 15-й день со дня поступления из Государственной Думы федеральный закон направляется Председателем Совета Федерации Президенту для подписания и обнародования, о чем направляется уведомление в Государственную Думу. 5. Подписание закона Президентом и его обнародование. При отклонении Президентом закона (право вето) появляется дополнительная стадия законодательного процесса — рассмотрение закона в обеих палатах, принятие предложений Президента или преодоление вето двумя третями голосов, после чего следует подписание закона Президентом и его обнародование. Таким образом, законодательный процесс на федеральном уровне может состоять из пяти или семи стадий (причем некоторые из них могут быть разбиты на подстадии), а то и всего из четырех стадий. Строго говоря, его нельзя ограничивать лишь рамками Федерального Собрания; хотя главная часть стадий законодательного процесса приходится именно на данный орган, активным участником является также Президент; в определенной мере на появление и прохождение законопроектов влияют иные субъекты законодательного процесса. Свое начало законодательный процесс получает с осуществлением права законодательной инициативы. Законопроекты вносятся в Государственную Думу (ч. 2 ст. 104 Конституции РФ), а правом законодательной инициативы обладают (ч. 1 ст. 104): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации; 3) Члены Совета Федерации; 4) депутаты Государственной Думы; 5) Правительство РФ; 6) законодательные (представительные) органы государственной Масти субъектов РФ. 7) Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения. Некоторые субъекты, которые могли бы иметь такое право, в Конституции не указаны: Генеральный прокурор РФ; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; внесение законопроектов путем народной инициативы. Право законодательной инициативы — это внесение законопроекта в Государственную Думу. Согласно ст. 105 Регламента (в ред. 2004 г.) при внесении законопроекта в Государственную Думу субъект права законодательной инициативы должен представить: а) пояснительную записку к законопроекту, содержащую предмет регулирования и концепцию законопроекта; б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта Права законодательной инициативы, внесшего законопроект; в) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона; г) финансово-экономическое обоснование (реализация законопроекта потребует материальных затрат); д) заключение Правительства — в случаях, определенных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ (речь идет о законопроектах, требующих финансово-экономического обоснования). Правительство дает заключения на финансово-экономические законопроекты, направляемые субъекту права законодательной инициативы и в Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство. По согласованию с субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлен (ст. 36). Правительство может направлять в Государственную Думу поправки к находящимся на рассмотрении палаты законопроектам, в палаты Федерального Собрания — официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах. Официальные отзывы Правительства подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях палат. Таким образом, роль Правительства в законодательном процессе определена в акте персонифицированно касающемся Правительства, но имеющем общее значение. При внесении законопроекта субъектом права законодательной инициативы — коллегиальным органом должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Государственной Думе по данному законопроекту. Непосредственно в текст подготовленного к внесению в Государственную Думу законопроекта могут быть включены следующие положения: о сроке и о порядке вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, федерального конституционного закона, федерального закона или отдельных их положений; о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее Принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного федерального конституционного закона, федерального закона. Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему направляются субъектом права законодательной инициативы на имя Председателя Государственной Думы. Поступивший законопроект регистрируется в Управлении документационного обеспечения и архива Аппарата Государственной Думы. Ему присваивается регистрационный номер, который указывается вместе с наименованием законопроекта в течение всего периода прохождения законопроекта в Думе. Одновременно на законопроект заводится электронная регистрационная карта, в которой фиксируются дата и время поступления законопроекта в Думу, сведения о законопроекте, о его прохождении в Думе, об одобрении Думой федерального конституционного закона или о принятии федерального закона и о рассмотрении соответствующего закона Советом Федерации и Президентом Российской Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|