Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дпни против России и русского народа




Дпни против России и русского народа

 

 

ПРЕАМБУЛА-2019

В 2006–2007 годах национальный вопрос занял одно из доминирующих мест в политической повестке. Причиной стало появление ультранационалистических организаций (ДПНИ и пр. ) и форматов («Русский марш» и др. ), которые начали оказывать существенное влияние на информационное поле в стране, где уже всерьез показали себя социальные сети. Это стало камнем преткновения для развития страны, особенно с учетом того, что с «низовым» ультранационалистическим трендом начали заигрывать представители интеллектуального сообщества и некоторых элитных группировок, стремящихся повысить свои ставки. То есть теперь, зная украинский опыт 2014–2019 годов, можно сказать, что в России мог реализоваться подобный сценарий, который вывел бы нашу страну на такую же траекторию саморазрушения. Оценивая постфактум ультранационалистическую повестку тех лет, напрашивается вывод, что мы были свидетелями начала формирования в России протофашистских движений. Чтобы далеко не ходить, возьмем признаки фашистских движений у Майкла Манна — одного из самых авторитетных исследователей этого явления [70]: органический национализм, радикальный этатизм и парамилитаризм. Добавлю: органическому национализму, который я в статье называю старым термином «племенной», присуща особая концентрация на «врагах нации» («чужих»), он не терпит этнического и культурного разнообразия и одержим идеей «чистоты» нации в национальном государстве. К радикальному этатизму Майкла Манна надо добавить, что речь идет именно о «национальном государстве» как государстве одной нации; представители других наций (народов) в государстве либо подавляются (ассимилируются или изгоняются), либо переводятся в разряд «второсортных». Понятно, что для многонациональной страны (тем более для империи) такого рода националистический этатизм является разрушительным par excellence, ведет к межнациональному противостоянию, гражданской войне и распаду страны. В этом ключе понятен и третий признак профашистских движений — парамилитаризм. Русским ультранаци во второй половине нулевых также был присущ парамилитарный стиль: от одежды до формы массовых мероприятий (маршей). И все это было замешано на культе насилия как способа решения тех задач, которые ультранаци перед собой ставили.

Из приведенного описания видно, что Украина пошла именно по этому роковому пути, так что определение ее вчерашнего и все еще сегодняшнего политического состояния как неонацистского оправданно даже со строго научной точки зрения [71].

В России властью был сделан правильный вывод: из двух внесистемных движений — радикального «либерализма» (внешнего по отношению к народу) и радикального (ультра)национализма — наибольшую опасность представлял последний. В том числе потому, что, в отличие от ультралибералов, ультранаци апеллировали к темным, демоническим инстинктам толпы, разжигая ненависть и пропагандируя всероссийский погром. Именно поэтому ультранационалистическая внесистемная оппозиция была жестко разгромлена, а ультралиберальная просто выведена в маргинальную сферу, где и активничает до сих пор, не нанося особого вреда ни государству, ни народу.

Впрочем, в то время, в 2006 году, многие коллеги и представители власти говорили, что мои формулировки про «врагов России и русского народа» слишком радикальны и не соответствуют дизайну российской власти. Ответ на их сомнения дал Владимир Путин спустя шесть лет, в 2012 году, в статье «Россия — национальный вопрос»: «Глубоко убежден, попытки проповедовать идеи построения русского национального моноэтнического государства противоречат всей нашей тысячелетней истории. Более того, это кратчайший путь к уничтожению русского народа и русской государственности».

Более того, добавим мы, идея «русского национального моноэтнического государства» противоречит миссии нашего народа, о которой я уже не раз говорил: на основании своего опыта научить народы мира жить в мире и согласии, без взаимной ненависти и, главное, без войны.

 

 

Кремль. Org, 3 ноября 2006  

На днях на пресс-конференции Движения молодых политических экологов Подмосковья «Местные» мне в связи с готовящимся «Русским маршем» довелось сказать слова, которые вызвали недоумение у журналистов: «Деятели из ДПНИ и родственных организаций называют себя русскими националистами и патриотами? Это неправда. ДПНИ — предатели русского народа. Они предают историю России, память о наших предках — строителях исторической России. Они хотят лишить русский народ того, что не ими построено, — государства, империи. Поэтому они — верные союзники Бжезинского и других записных русофобов». Вопросы журналистов убедили меня в том, что необходимо объясниться. Только хочу сразу сказать, что я не переоцениваю значение собственно ДПНИ. Эта структура является всего лишь выразителем (возможно, кратковременным) стихийного массового движения, которое, если с ним не работать альтернативно, станет реальной опасностью для Российского государства.

Для начала несколько слов о том, что такое ДПНИ. Это стихийное движение, начавшееся с частной инициативы по поиску и публикации адресов компактного пребывания иммигрантов. В определенный момент (около года назад) движение попало на глаза готовым к радикальному действию политикам, профессиональным технологам и идеологам. Последние три категории специалистов увидели в ДПНИ громадный потенциал и взялись за работу. Так что в ДПНИ просматриваются как бы три слоя. Первый (нижний) — мобилизационный, стихийный, энергетически заряженный и объединенный одной, но пламенной страстью: «“Черные” — вон из России! » Второй слой — технологи, которые (пользуясь специальными методиками или интуитивно) выстраивают из низовой массы сетевую структуру, замкнутую до поры до времени на информационные ресурсы. Но только до поры до времени.

Технологи мне особенно интересны, в том числе потому, что, глядя на действия ДПНИ, на их тактические ходы (отраженные, в частности, на сайте), я постоянно испытываю ощущение дежавю. Многие подобные ходы по выстраиванию сетевой структуры были впервые использованы мною и моими коллегами в Латвии при строительстве Штаба защиты русских школ (2003–2004), мобилизационный потенциал которого — по оценкам как нашим, так и полиции безопасности — составлял в апогее более 250 тысяч человек.

Это в стране, в которой проживает всего 2 300 тысяч, то есть почти десятая часть населения страны. Впрочем, описание методов строительства сетевой структуры займет слишком много места. Должен только сказать, что бороться с такими сетевыми структурами, как ДПНИ, чрезвычайно сложно. Для того чтобы ломать сетевые структуры, надо уметь их строить и, следовательно, понимать внутреннюю логику развития общественной сети. Что касается действий государства в отношении такого рода сетевых структур, то могу сказать, что через год после начала активной работы Штаба защиты русских школ в публичном пространстве, в полиции безопасности активистам задавали два вопроса: «Кто руководит штабом? » и «Как в штабе принимаются решения? » Это были принципиально важные вопросы, так как полиция пыталась найти в штабе признаки организации, чтобы его закрыть, но так и не смогла (в результате единственное средство, до которого додумались латыши, — репрессии против операторов сети, в соответствии с чем я и был депортирован из Латвии в 2004 году). Все это говорит о том, что сетевые структуры типа ДПНИ являются очень сложными противниками. А ведь с дэпэнишниками еще и идеологически может справиться не всякий профессионал.

Теперь об идеологах. У операторов ДПНИ идеологии нет. Есть некая сумма простых и эмоционально заряженных идей. Дополнительная же сложность для тех, кто вступает в полемику с дэпэнишниками, заключается в том, что последние апеллируют к очевидности, не утруждая себя особо умозаключениями. Они просто показывают пальцем на рынки, палатки у метро, стройки и констатируют факт: «Русских меньшинство! »

Что касается собственно идеологии, то ее пытаются привнести те, кто считает себя профессиональным идеологом. Это в основном молодое поколение идеологически подкованных политологов и журналистов, которые называют себя «правыми», «консерваторами» и т. п., добавляя, как правило, к этому, что они «настоящие», «подлинные» правые или консерваторы. Эти молодые люди являются зачастую выходцами из очень статусных политологических центров, поэтому могут осуществлять роль связных и одновременно агентов влияния в нынешнем статусном политологическом сообществе. Многие из них, кстати, постоянные участники сети «Кремль. Org». Между этими идеологами, разумеется, существуют, как им кажется, принципиальные разногласия, но все они испытывают одну и ту же нужду. Для полноценного мироощущения им нужно массовое движение, которое возьмет на вооружение именно их версию национальной идеологии. Такое отношение (поставщик — получатель) говорит о том, что практически все они находятся во внешней по отношению к собственно сетевой структуре среде. Они стремятся к тому, чтобы безмолвные, но очень брутальные массы заговорили их словами. Нормальное, кстати, желание для любого идеолога. Правда, в подобном отношении новых идеологов к стихийному движению просматривается корыстный — в метафорическом смысле, конечно, — мотив. И уж тем более корыстный интерес испытывают по отношению к стихийному движению, организованному по сетевому принципу, те политики, которые не попали в первый эшелон или из него выпали. Их расчет прост. ДПНИ и родственные организации провоцируют беспорядки, во время которых «крышующие» их политики демонстрируют, что власть (том случае, если она не готова на радикально агрессивные действия) не способна, а они способны справиться с толпой и навести порядок. При определенных обстоятельствах для получения всех возможных дивидендов этим политикам даже не надо провоцировать действие — достаточно обозначить угрозу действием. Нечто вроде «Кондопога — город-герой! » или «Завтра будет Кондопога по всей стране! »

Все это я говорю к тому, что ДПНИ и те организации, которые сменят ее в том случае, если властям удастся справиться с дэпэнишниками, является очень серьезным противником, к борьбе с которым надо серьезно готовиться (и, следовательно, изучать) и применять не только жесткие, но и нестандартные, творческие методы.

Ну а теперь по существу. Почему ДПНИ, на мой взгляд, является предателем русского народа и врагом Российского государства? Историческая Россия сложилась как империя. Сегодня, пожалуй, с этим никто спорить не будет. И строителем этой империи был и остается именно русский народ — народ имперский, народ-строитель и хранитель государства. При этом основным признаком империи является ее многонациональность. Россия стала империей, по сложившемуся мнению историков, тогда, когда Иван Грозный завоевал Казанское ханство — осколок Великой Орды. С тех пор русский народ распространялся на восток, запад, север и юг, неся с собой русскую культуру и имперскую идею. За многие столетия русский народ сжился, я бы даже сказал — сросся с имперской идеей, оборотной стороной которой является великодержавность. Если провести в нынешней России качественный соцопрос, то подавляющее большинство русских ответит, что желают видеть Россию великой державой. Это та же имперскость мироощущения, только выраженная другими словами.

Идеологи же ДПНИ уже говорят о том, что Россия должна стать национальным государством (противоположность и могильщик империй). Но всякий раз, когда Россия становилась на этот путь (начиная с Александра III), она скатывалась на край пропасти. По мнению — очень убедительному — некоторых историков, именно попытка переформатировать Российскую империю в национальное государство в конце XIX века стала одной из причин русской революции. Здесь не место развивать эти идеи, но смею утверждать, что Россия до тех пор останется тождественной самой себе, своей вере и своей многовековой культуре, пока она остается империей. И спор о том, быть или не быть России империей, который ведется сегодня, беспредметен. Россия остается империей по всем формальным и содержательным признакам. Другое дело, что государственные практики и риторика не всегда соответствуют имперской сути страны.

Для империи лозунг «Россия — для русских! » является разрушительным. Особенно в том виде, в каком этот лозунг подается дэпэнишниками и их союзниками. «Россия — для русских! » — это отказ от империи и, следовательно, отказ от того дела, которому наши предки посвятили сотни лет труда, в том числе ратного. Лозунг «Россия — для русских! » (если он звучит из уст реалиста, а не утописта) означает не изгнание «чужих» из России, а сокращение, сжатие России. Хотя бы потому, что для русского народа — в интерпретации ДПНИ и иже с ними — калмыки, буряты, башкиры, татары, чеченцы, черкесы, карелы, якуты и др. тоже являются «чужими». Я здесь исхожу хотя бы из факта их внешней непохожести, а ведь дэпэнишники предлагают не документы проверять, а на глазок отсеивать.

Здесь надо сказать два слова о национализме. Русские философы (Струве, в частности) убедительно показали, что национализмы бывают разные. Есть два вида национализма с диаметрально противоположным отношением к окружающей национальной среде, будь она враждебной или индифферентной. Один — национализм свободный, творческий, уверенный в себе и потому открытый и завоевательный в лучшем смысле этого слова. Другой — пассивный, испуганный (и агрессивный от страха), обособляющийся от окружающей среды, оборонительный. В российском пространстве национализм завоевательный является национализмом имперским, а национализм оборонительный — племенным. Струве, кстати, в качестве классического образца завоевательного имперского национализма приводил национализм британский, а классическим образцом оборонительного, замкнутого племенного национализма называл еврейский. И какой национализм проводил и должен проводить русский народ? «Первый национализм открыт для всех, не боится соперничества, сознательно задается прозелитизмом, потому что он верит в то, что не растворится в море чужеродных элементов, а претворит их в себя и во всяком случае рядом с ними окажется более крепким и стойким. Не может быть никакого сомнения: свободный, открытый, завоевательный национализм есть свидетельство силы и здоровья большой нации». Но в нашем случае он есть также условие и гарантия этих силы и здоровья. Свободное и честное состязание национальностей «есть требование национальной гигиены». «Отгораживаясь от других национальностей и охраняя себя от них государственным щитом, русская национальность не укрепляет, а ослабляет себя. Она не обогащается, а скудеет»[72].

И поэтому, пропагандируя племенной оборонительный национализм, дэпэнишники и их союзники, а также идеологи и политики изменяют исторической России, ведут ее если не к краху, то в тупик. Это, кстати, видно и из того набора идей, которые «заводят» сторонников ДПНИ. Посмотрите на их онлайновую и офлайновую продукцию. Найдете вы там призывы к русскому народу «плодитесь и размножайтесь»? «Работайте и зарабатывайте»? «Богатейте и делитесь с ближним»? Увы. На их сайтах вы встретите только «против» и «нет», но никак не «за». Так какой это национализм? Всех выгоним, отгородимся великой русской стеной с юга, востока, севера и запада и будем за ней сидеть и тащиться от того, какие мы чистокровные?

Есть еще одно последствие пропаганды племенного национализма, о котором дэпэнишники, возможно, не задумываются, поскольку им свойственно утопическое мышление, но от которого тем не менее не уйти. Племенной национализм — насильнический и агрессивный — творит и пестует другие племенные национализмы. Агрессивное отторжение и отгораживание от «чужих» увеличивает, а не уменьшает силы противников. Племенной национализм выращивает силы сопротивления самому себе. И не только за границей, но и внутри страны. И мы получим столь же агрессивные (и идеологически обоснованные) национализмы — башкирский, татарский, якутский, бурятский и др. Во что тогда превратится карта государства Российского? Она станет похожа на швейцарский сыр, как карта ЮАР с дырами Лесото и Свазиленда. Вот и сбудется мечта Бжезинского.

Даже этого, на мой взгляд, достаточно для того, чтобы говорить о ДПНИ и их союзниках как не просто об антигосударственной, а как об антироссийской силе. Но тогда и свой марш они должны были бы назвать не «Русский марш», а «Антирусский марш». Это было бы честно и соответствовало бы той роли, которую хотят сыграть эти племенные националисты в нашей истории. Надеюсь, правда, что у них не будет для этого сцены.

P. S. Хочу в конце еще по достоинству оценить альтернативный план ДПНИ, появившийся после известия о запрете «Русского марша» Юрием Лужковым (запрете, обоснованном наконец-то истинными причинами, а не тем, что дороги ремонтируются). Спору нет, идея собраться на перронах станции метро «Комсомольская» хороша. Но меня в данном случае заинтересовали аргументы, приводимые организаторами марша: «места, которые технически заблокировать для власти практически невозможно»; «вытеснить народ из помещений станций против их воли технически невозможно»; «действующие инструкции МВД запрещают применение в метрополитене спецсредств»; «если потребуется, то мы задействуем резервный вариант и проведем митинг непосредственно на платформе метрополитена» и так далее в том же роде. То есть организаторы открыто заявляют о проведении марша вопреки запрету, более того, выкладывают в открытую сеть почти весь план действий и рассчитывают свои действия так, чтобы городские власти не смогли или в любом случае сами не захотели противодействовать демонстрантам. Расчет на то, что противодействие со стороны властей должно превысить меру жесткости и сделает это противодействие невыгодным с точки зрения имиджа власти. Тем более на глазах тысяч журналистов из всех стран мира. Все это является качественным шантажом власти, в котором используются мотивы ее имиджа. Такой альтернативный творческий подход лишний раз напоминает о том, что ДПНИ — сетевая структура, поэтому бороться с ней чрезвычайно сложно.

Логика действия ДПНИ после запрета марша напоминает мне о том, как в 2003–2004 годах действовал в Риге Штаб защиты русских школ. Мы тоже действовали открыто и напористо, рассчитывая на то, что власти не осмелятся применить против мирных демонстрантов, выступающих за сохранение русских школ в Латвии, агрессивные методы воздействия (результат — более 200 несанкционированных акций за год). И мы не ошиблись. Репрессии были задуманы и применены лишь по отношению к отдельным персонажам (как известно, был бы человек, а статья найдется, а можно вообще без статьи), которые были опознаны властями как ключевые в сетевой структуре. То есть репрессиям подверглись операторы сети, причем до того, как сетевая структура перешла к систематическим и масштабным действиям. Меня, в частности, захватили прямо в здании Полиции безопасности и, «оформив» (вопреки как латвийскому, так и международному законодательству) в течение пары часов в таможенной зоне Рижского порта, уже к ночи под конвоем автоматчиков вывезли на российскую границу и отправили с одним паспортом в руках в Москву.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...