Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Требование идеологии. 5. Идеология — метатекст. 6. Идеология «Единой России» — идеология Путина




4. Требование идеологии

 

Надо признать, что необходимость выработки идеологии для «Единой России» высказывалась неоднократно, причем теми людьми, которые партию, собственно говоря, создавали. О необходимости идеологического самоопределения «Единой России» говорил, например, В. В. Путин на VIII съезде партии, второй этап которого прошел под звук победных фанфар 17 декабря 2007 года: «“Единая Россия”» должна сама стать генератором новых идей. А для этого — обладать всем набором кадровых, организационных, политических возможностей. Сама партия должна меняться. Становиться все более зрелой организацией. Должна в открытой дискуссии вырабатывать четкую идеологическую платформу и систему ценностей ». Эта задача, поставленная Путиным, до сих пор не решена. На съезде Путину вторил Б. В. Грызлов: «Результат на выборах позволяет партии в полном объеме реализовать предвыборную программу, которая носит название “План Путина — достойное будущее великой страны”. Но и сама партия должна меняться и качественно расти, должна соответствовать масштабу стоящих задач. Для этого нужно расширять идеологическую работу ».

Идеологические задачи ставил перед «Единой Россией» на заре ее существования и идеолог путинского курса В. Ю. Сурков. Не зря он изначально требовал от партии идеологического самоопределения: «Пропагандистский блок провален. Я даже не могу сказать, кто может стать менеджером и главным идеологом… Интеллектуальная жизнь в партии на нуле… Идеология у нас есть консерватизм, объединяющий людей, лояльных власти, но эта идеология не вербализована , мы не знаем, какие писатели нам наиболее близки, какие политические деятели являются нашими идеалами»[94]. К сожалению, последующие попытки идеологического самоопределения успешными не оказались, так что призывы «должна вырабатывать» или «нужно расширять» так и остались пока призывами. И тот факт, что в словах Путина и Грызлова в конце 2007 года по-прежнему используются категории долженствования, говорит о многом.

Критическая позиция Суркова становится особенно понятной на фоне того диагноза, который он ставит демократическому обществу: «Как ни парадоксально, демократическое общество, по моему мнению, сверхидеологизировано, куда более идеологизировано, чем тоталитарное, где страх заменяет идею. Поскольку там, где сила силы убывает, там возрастает сила слова»[95]. И это наше ближайшее будущее — свободная дискуссия идеологически определенных политических субъектов, которые, сохраняя консенсус по важнейшим стратегическим вопросам, спорят о путях достижения целей и оспаривают друг у друга образ будущей России.

 

5. Идеология — метатекст

 

В. Ю. Сурков как-то справедливо заметил, что политика — это текст, сообщение[96]. А что это значит? Это значит, что политика — это о словах. Действительно, реальные дела, что называется, «на земле», делать можно и нужно, но этого мало. Можно продолжать строить ФОКи и хоккейные коробки во дворах, но ведь их могут строить и городские власти, и кающиеся олигархи в качестве благотворительного вклада в оздоровление нации. Если же эти самые ФОКи строит политическая партия — «Единая Россия», как в нашем случае, — то она должна ответить на вопрос «зачем? », то есть должна произнести определенное количество слов, чтобы строительная инициатива была конвертирована в политическое действие. В этом смысле, если нет слов, то нет и политики, а есть добрые дела, что хорошо само по себе, но для партии — недостаточно. И если это так, если политика — это текст, то идеология — метатекст, или, если угодно, сверхтекст, так как идеология — это то, что формулируется до того , как производится политическое действие. «Идеологии неразрывно связаны с политическим процессом, ибо без идеи не бывает никаких политических действий» (Карл Фридрих).

Если в наши дни мы будем постфактум объяснять себе и людям, зачем мы понатворили все то, что натворили, то это будет не политика, а самооправдание. В этом, конечно, тоже есть свой резон, в самооправдании, но лучше все-таки совершать идеологически обоснованные политические действия.

 

6. Идеология «Единой России» — идеология Путина

 

Итак, вернемся к обвинениям партии «Единая Россия» в отсутствии идеологии. Одно из обвинений звучит так: вся идеология партии сводится к слову «Путин». Я бы на месте партии говорил в ответ: да, именно, но давайте разберемся с этим самым словом — «Путин». Внеположно ли слово «Путин» идеологическому контексту? Если мы вспомним, что это не просто слово, а конкретный человек и более того — человек, на протяжении восьми лет представлявший в России верховную власть, то мы должны будем сказать, что нет, это слово не только не внеположно идеологическому контексту, но находится в его эпицентре и зачастую даже задает сам контекст. Правильный полный ответ должен звучать так: да, идеология «Единой России» одним из важнейших источников имеет политическую философию Владимира Владимировича Путина. И тогда наша задача при формулировании идеологии партии «Единая Россия» заключается не в том, чтобы, прошерстив учебники и прислушавшись к «народному гулу», сформулировать из воздуха идеологическую конструкцию, а в том, чтобы эксплицировать ту идеологию, которая изначально была предложена стране Путиным, вместе с той эволюцией, которую она претерпела.

Вспомним тут же об одной из трех основополагающих характеристик русской политической культуры, которые дал интерпретатор путинского курса В. Ю. Сурков в своей лекции «Русская политическая культура. Взгляд из утопии». Это своеобразная персонификация российской политики. «Говорят, в нашей стране личность вытесняет институты. Мне кажется, — отмечает Сурков, — в нашей политической культуре личность и есть институт. Далеко не единственный, но важнейший. Холистическое мировосприятие эмоционально. Оно требует буквального воплощения образов. Доктрины и программы, конечно, имеют значение. Но выражаются прежде всего через образ харизматической личности. И только потом с помощью букв и силлогизмов. На практике: самые массовые политические партии едва различимы за персонами их лидеров. Мы говорим партия — подразумеваем имярек. Крупнейшая общественная организация в стране, “Единая Россия», считает своим лидером президента, а свою программу называет “План Путина”»[97].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...